«Умное производство 0 комментариев

Как оптимизировать производство в условиях кадрового голода?

Опыт группы компаний "Золотой Терем"

История группы компаний "Золотой Терем" началась в 2002 г., с момента появления ЗАО "Золотой Терем", которое было создано с целью вывода на российский рынок инновационной линейки сушеных морепродуктов. В 2003 г. в состав группы компаний вошло производственное предприятие ЗАО "Галерея вкусов" в городе Ржеве Тверской области.

Для того чтобы сохранить лидирующие позиции и увеличить долю рынка к 2010 г. до 34% в стоимостном выражении, компания планирует наращивать дополнительные производственные и складские мощности. Кроме производственно-логистического комплекса, планируется строительство холодильных складов глубокой заморозки ориентировочной площадью 5 000 кв. м в Ржеве. В строительство этих объектов компанией планируется вложить 380 млн рублей. На сегодняшний день уже инвестировано 200 млн рублей.
При таком масштабе производственной деятельности на первый план выходит кадровый вопрос. Поиск решения данной проблемы привел руководство группы компаний к необходимости внедрения системы управления качеством на производстве.

Система менеджмента качества (СМК) представляет собой систему управления процессами. Она построена на основе принципов менеджмента, сформулированных американским исследователем Эдвардом Демингом, которого называют "революционером капитализма", и направлена на повышение эффективности деятельности организации. Цель системы - повышать удовлетворенность потребителя от продуктов и услуг организации. В рамках системы менеджмента качества описываются происходящие в организации процессы, ставятся цели по каждому из них и определяются измеримые критерии оценки процессов. В рамках СМК разрабатывается политика и цели в области качества, а также описываются процессы, направленные на выполнение поставленных целей и реализацию политик. Одним из важных принципов применения СМК на предприятии является использование обратной связи. Обратная связь с потребителем реализуется на двух уровнях: на уровне взаимодействия с дилерами и дистрибьюторами и на уровне взаимодействия с конечным потребителем. За связь с конечным потребителем отвечает отдел маркетинга организации, а коммерческий департамент - за связь с дилерами и дистрибьюторами. Обучение персонала происходит согласно плану, разработанному в отделе по работе с персоналом. Сначала определяется потребность в обучении для выполнения целей компании, затем эти данные консолидируются в отделе по работе с персоналом. Кроме того, обучение происходит на рабочих местах в соответствии с регламентом по адаптации персонала.

9 апреля 2008 года ГК "Золотой Терем" получила сертификат менеджмента качества по системе ISO 9001:2000. Сертификацию на соответствие международному стандарту ISO 9001:2000 системы качества группы компаний "Золотой Терем" осуществило ЗАО "Бюро Веритас Сертификейшн Русь". Внедрение системы качества в ГК "Золотой Терем" происходило согласно комплексному плану мероприятий, состоящему из документирования существующей системы качества и приведения данной системы в соответствие требованиям стандарта МС ISO 9001:2000. Организация разрабатывала и внедряла систему менеджмента качества собственными силами. Успех этой схемы, прежде всего, зависит от того, насколько четко руководство организации представляет себе цели внедрения СМК.

Можно выделить следующие преимущества от внедрения ISO 9001:2000 на предприятии ЗАО "Галерея вкусов":
1. Повышение уровня прибыльности;
2. Повышение рыночной капитализации (стоимости компании);
3. Повышение инвестиционной привлекательности;
4. Расширение рынков сбыта;
5. Более выгодные условия кредитования и страхования;
6. Расширение базы для проведения PR- и маркетинговых акций;
7. Налаживание бесперебойной работы всего предприятия;
8. Частичное решение проблемы нехватки квалифицированного персонала.

С помощью внедрения этой системы на производстве были достигнуты следующие результаты:


1. Стандартом работы стала тотальная ориентация на потребителя. Введение системы качества позволило получать обратную связь от цепочки потребителей и на основании их требований совершенствовать работу организации, технологические процессы, а также процессы, связанные с сервисным обслуживанием клиентов компании.
2. ISO 9001:2000 обеспечено лидерство руководства. Была сформирована четкая стратегия развития группы компаний, что позволило выйти на новый уровень развития.
3. Частично удовлетворена потребность в неквалифицированном персонале; персонал вовлекается в рабочую деятельность. Были разработаны инструкции для каждой технологической операции и инструкции для персонала, контроль исполнения которых позволяет производить качественную продукцию в управляемых условиях с минимальными издержками. Подробное и понятное описание производственного процесса обеспечивает четкое выполнение работ даже неквалифицированными работниками, а знание политики в области качества каждым работником дает ему возможность осознать свою роль в общей системе качества.
4. Организован тщательный отбор поставщиков сырья, комплектующих и услуг на тендерной основе. В этом блоке разработаны спецификации на каждый вид сырья, ведется постоянная работа с поставщиками, что позволяет получать сырье и комплектующие материалы стабильно высокого качества.
5. Внедрен системный подход к управлению качеством (процессный подход). В группе компаний определены и описаны производственные процессы, а также выстроена схема взаимодействия процессов как системы, определены измеримые цели по каждому процессу. Все это позволяет управлять организацией как единой системой. Кроме того, данная система позволила наладить и оптимизировать коммуникацию между отделами.
6. Взят курс на постоянное совершенствование. В компании введены процедуры по разработке и реализации корректирующих и предупреждающих действий, правильного хранения документации. Внедрение этих процедур позволило своевременно предупреждать причины возникновения практически любых несоответствий внутри компании.
7. Принимаемые решения основываются исключительно на фактах. Эффективные решения основаны на логическом и интуитивном анализе фактических данных и достоверной информации.

О пользе внедрения системы ISO при решении вопроса квалифицированных кадров можно судить, в частности, по опыту его внедрения в африканских странах, где на предприятиях нередко работает полностью неграмотный персонал. Буквально для каждого рабочего развешаны плакаты по этапам их участия в производственном процессе. Все процессы и процедуры описаны в виде понятных картинок, на которых изображается, как надо выполнять процедуру и как делать нельзя (картинка, перечеркнутая по диагонали красным цветом). Таким образом, после обучения от сотрудника или рабочего требуется только четкое и своевременное выполнение пунктов процесса. Можно резюмировать, что для работы предприятия не всегда обязательно наличие высококвалифицированных специалистов.

Однако даже введение ISO не устраняет проблему дефицита неквалифицированных кадров на производстве. Трудности с комплектацией штата предприятия сотрудниками рабочих специальностей по оценкам специалистов ГК "Золотой Терем" вызваны тремя причинами.

Первая и основная - ситуация кадрового "голода" на рынке труда в регионе. Анализ рынка труда Ржева в целом показал, что в настоящее время спрос на работников на рынке труда значительно опережает предложение. По данным службы занятости населения города, количество заявок от работодателей больше, чем безработных людей: при тысяче ста вакансиях на сегодняшний день на учете по временной безработице состоят всего 140 человек. Разумеется, надо учитывать процент незарегистрированных безработных, но с учетом и этой переменной ситуация качественно не меняется. В течение последнего года дефицит рабочей силы увеличился. По мнению специалистов, данная тенденция вызвана ростом и развитием производственной деятельности предприятий города и открытием новых производств, крупных торговых точек и др. - в городе было создано 650 рабочих мест.

Важным фактором является отток рабочей силы в крупные города с более конкурентоспособной оплатой и условиями труда (Тверь, Москва, С.-Петербург). Вторая причина дефицита кадров - низкая привлекательность физического труда среди работоспособного населения. Несмотря на внедрение прогрессивных технологий, специфика производства проявляется в напряженности, монотонности труда грузчиков и фасовщиков. Молодежь Ржева охотнее выбирает работу в сфере услуг. Последняя причина - в естественной текучке кадров.  

Частично проблему нехватки кадров рабочих специальностей могло бы решить привлечение мигрантов. Однако это означает дополнительные трудности, связанные с оформлением миграционных карт и разрешений на трудоустройство иностранных граждан. К лету 2008 года удалось получить официальное разрешение на работу на предприятии ЗАО "Галерея вкусов" лишь девятерым иностранным гражданам. С 5 апреля 2008 года оформление и выдача разрешений были прекращены в связи с исчерпанным объемом квот на территории Тверской области за 2008 г. Тем не менее уже в июле этого года администрацией Тверской области было принято решение об увеличении указанных квот до почти 30 тыс. человек на 2009 год. Несмотря на достаточное количество высших и средних учебных заведений, в регионе отсутствуют учебные заведения, готовящие квалифицированных специалистов пищевой промышленности, и это вызывает определенные трудности с подбором технологов и контролеров ОТК.

Практически единственным наиболее продуктивным способом решения кадровой проблемы является выращивание кадров внутри компании.

Путем внутреннего отбора кандидатов на различные специальности с последующим обучением на предприятии ведется подготовка и комплектация штата сотрудников. С этой целью были разработаны программы стажировки и обучения на рабочем месте, также используется система "наставничества". Планируется договор с Ржевским ПТУ 38 для организации на базе учебного заведения краткосрочных курсов по подготовке контролеров пищевой промышленности.

Однако в целом проблема нехватки квалифицированных кадров может быть решена только системой слаженных действий компании и администрации региона при обязательной поддержке на федеральном уровне. По мнению экспертов, выход из этой ситуации может быть найден следующим образом:
Разработка совместной целевой программы по привлечению специалистов и простых рабочих в регион для дальнейшего подъема экономики края. В области уже существуют программы подготовки кадрового резерва для государственных структур, однако будущие специалисты промышленных предприятий и коммерческих организаций предоставлены сами себе.

Обеспечение государственной поддержки новых образовательных стандартов, отвечающих современным тенденциям в бизнесе и достижениям науки.

Тщательная проработка иммиграционной политики с целью заполнения низкоквалифицированных рабочих мест персоналом из стран ближнего зарубежья. В связи с этим руководством области были пересмотрены нормативы на привлечение иностранных рабочих в сторону их увеличения и выделения дополнительных квот.  

Таким образом, несмотря на то, что внедрение системы менеджмента качества ISO 9001:2000 дало ощутимые результаты и позволило повысить эффективность работы предприятия, утоление "кадрового голода" возможно только при совместных действиях местной власти и бизнеса.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Толковая статья автора-практика. Полная версия - в крайнем номере альманаха "Управление произво... Из личного опыта: как вовлечь сотрудников в процесс непрерывного совершенствования
Никакая программа не позволяет "выявлять причины брака", только сигналы об изменениях в пр... За качество берётся статистика: SPC на «КАМАЗе»
Добрый день, Статистическое управление процессами - это не сравнение контролируемых значений с г... За качество берётся статистика: SPC на «КАМАЗе»
Узнайте больше Система 5S 15 чек-листов, примеры, фото и многое другое
Система 5S