0 комментариев

Аудит без прикрас (система менед­жмента качества)

Почти все слышали слово «аудит», и, надо признаться, ничего хорошего в обывательском понимании оно с собой не несет. Мы все не любим, когда нас проверяют и контролируют, тем более специалисты независимых органи­заций. Кому понравится, когда твою повседневную работу рассматривают под увеличительным стеклом, пишут какие-то замечания? К тому же - всег­да есть опасение, что выявленные не­дочеты могут повлечь наказание... Об аудите и его последствиях мы беседуем с главным специалистом службы качества проектного институ­та «СГНХП» Людмилой Исламгуловой.

«Салаватский нефтехимик», Корпоративная газета ОАО «Газпром нефтехим Салават», октябрь 2011г. www.gpns.ru

Вера Брежнева

 

Почти все слышали слово «аудит», и, надо признаться, ничего хорошего в обывательском понимании оно с собой не несет. Мы все не любим, когда нас проверяют и контролируют, тем более специалисты независимых органи­заций. Кому понравится, когда твою повседневную работу рассматривают под увеличительным стеклом, пишут какие-то замечания? К тому же - всег­да есть опасение, что выявленные не­дочеты могут повлечь наказание... Об аудите и его последствиях мы беседуем с главным специалистом службы качества проектного институ­та «СГНХП» Людмилой Исламгуловой.

 

- Что же такое аудит и что он несет для проектного института?

- Чтобы внести ясность, скажу, что мы будем говорить об аудите системы менед­жмента качества (СМК). Слово «аудит» (от английского audit) обозначает проверку, ревизию, а согласно латинскому аudire - «слышать и точно следовать тексту», то есть аудит предполагает, что существует некий эталон по отношению к которому и осуществляется проверка. Для системы ме­неджмента качества таким эталоном слу­жат требования международного стандарта ISO 9001:2000. Речь идет о процедуре неза­висимой оценки деятельности проектного института в области качества. Прошедший аудит проводился в соответствии с требо­ваниями процедур компании SAI Global. Именно эта компания год назад выдала нам сертификат соответствия системы менед­жмента качества международным стан­дартам, а в этом году проводила плановую проверку (наблюдательный аудит), чтобы установить соответствие СМК требовани­ям ИСО 9001, оценить результативность ее внедрения и проанализировать систему на предмет наличия каких-либо изменений в организации, повлекших за собой наруше­ние целостности СМК.

-   За прошедший год произошло много изменений?

-   Конечно, и одно из наиболее важных из них - изменение в структуре проектного института. В наш коллектив влились со­трудники управления проектно-конструкторских работ и отдела генерального пла­на. Численность организации увеличилась в 4 раза и на момент проведения наблюда­тельного аудита составляла 250 человек, в то время как на сертификацию системы в январе 2010 года было заявлено 60. Вновь принятые сотрудники были введены в со­став действующих подразделений, что по­зволило увеличить объем выполняемых работ и расширить спектр услуг, предо­ставляемых «СГНХП». Кроме того, бы­ли созданы новые подразделения: группа главных инженеров проекта, технический отдел, группа управления проектами (в настоящее время преобразована в отдел).

-   Для чего проводится аудит? Навер­ное, кого-то хотите наказать?

- Проведение аудитов (внутренних и внешних) является обязательным требова­нием международного стандарта ИСО 9001. Они необходимы для поддержания системы в надлежащем состоянии, приведения в со­ответствие с «Политикой в области качества и ее непрерывного совершенствования». Аудиты являются элементом саморегули­рования и самосовершенствования систе­мы общего менеджмента организации. Они осуществляются при осознанной потреб­ности и необходимости в их проведении.

Цель аудита - оценка состояния систе­мы, основанная на свидетельствах, полу­ченных в процессе аудита. При проведении сертификационного аудита Общества были зафиксированы наблюдения, содержащие признаки потенциального несоответствия. Результаты предыдущего аудита были ис­пользованы руководством организации для анализа и совершенствования деятельно­сти организации путем разработки и осу­ществления комплекса корректирующих мероприятий по устранению выявленных и предотвращению появления новых несо­ответствий. В процессе наблюдательного аудита установлено: все предпринятые корректирующие действия результативны.

Главная цель аудита - не наказать, а выявить потенциальные угрозы качеству проектной документации. Совместно с руководителями отделов, где выявляются несоответствия, мы разрабатываем и ре­ализуем мероприятия по их устранению. Руководство института заинтересовано не просто в аудитах, подтверждающих соот­ветствие объекта проверки нормативным документам, а в аудитах, которые добавля­ют какую-то ценность бизнесу, выявляют причины, снижают риски, связанные с каче­ством выпускаемой проектной продукции.

-   Правильно ли я понимаю, что вся деятельность службы качества направ­лена как раз на разработку таких про­цессов и процедур, когда некачественная документация просто не может появить­ся в принципе?

-   Совершенно верно. Именно над этим мы и работаем, используя самые современ­ные средства и методы. Например, в насто­ящее время приступили к изучению и на­деемся на успешное применение в работе одного из инструментов качества - метода FMEA, который позволяет системно иссле­довать возможные проблемы, вероятность их обнаружения, а также их последствия для потребителя еще до их возникновения. Это эффективный инструмент повышения качества как для разработчика проекта, так и для заказчика, специалистов подрядных организаций. Метод FMEA позволяет вы­явить потенциальные несоответствия, их причины и последствия, оценить риск предприятия и принять меры для устра­нения или снижения опасности.

Получение подтверждения сертифика­ционного статуса организации, зафиксиро­ванное экспертами компании SAI Global, является важным итогом нашей работы.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Толковая статья автора-практика. Полная версия - в крайнем номере альманаха "Управление произво... Из личного опыта: как вовлечь сотрудников в процесс непрерывного совершенствования
Никакая программа не позволяет "выявлять причины брака", только сигналы об изменениях в пр... За качество берётся статистика: SPC на «КАМАЗе»
Добрый день, Статистическое управление процессами - это не сравнение контролируемых значений с г... За качество берётся статистика: SPC на «КАМАЗе»
Узнайте больше Система 5S 15 чек-листов, примеры, фото и многое другое
Система 5S