Мы уже сообщали о возобновлении в ФСК ЕЭС работы над программой по созданию кадрового резерва (КР) компании. Сегодня мы расскажем о ходе ее реализации и о ближайших перспективах более подробно.
«Единая Сеть», корпоративная газета ОАО «ФСК ЕЭС», август 2011г. http://www.fsk-ees.ru
Роман Панюшин
Мы уже сообщали о возобновлении в ФСК ЕЭС работы над программой по созданию кадрового резерва (КР) компании. Сегодня мы расскажем о ходе ее реализации и о ближайших перспективах более подробно.
«Кадровый резерв - это группа работников ФСК ЕЭС, специально сформированная по результатам оценочных мероприятий и подготовленная для решения (исполнения) стратегических и производственных задач компании, сочетающая в себе высокий уровень развития управленческих и профессионально-технических знаний, навыков и умений, соответствующих корпоративным требованиям, предназначенная для выдвижения на руководящие должности». (Из Положения о кадровом резерве ОАО «ФСК ЕЭС» № 317 от 01.06.2011)
Почему сегодня необходимо создавать кадровый резерв ФСК ЕЭС
На сегодняшний день Федеральная сетевая компания - одна из основных инфраструктурных составляющих экономики РФ, от которой зависит надежность и бесперебойность функционирования единой энергосистемы страны. Это определяет основные стратегические приоритеты в работе ФСК ЕЭС, среди которых базовыми являются надежность и опережающее развитие магистральной сетевой инфраструктуры в целях удовлетворения растущих потребностей экономики России. В апреле 2011 года принята программа инновационного развития ОАО «ФСК ЕЭС» до 2016 года с перспективой до 2020 года.
Вполне очевидно, что реализация поставленных задач возможна только при наличии высококвалифицированного производственного персонала. Бесспорно, в отрасли есть опытные профессионалы-энергетики, преданные своей специальности, выбранной в начале карьеры. К сожалению, на протяжении нескольких десятков лет престиж рабочих и инженерных специальностей в стране падал. В итоге несколько поколений получали образование там, где можно было ощутить относительно быстрый финансовый эффект. На ОАО «ФСК ЕЭС» такая ситуация отразилась следующим образом: сегодня у нас трудится большое количество профессионалов с огромным опытом, но преемников (инженеров, идущих им на смену) катастрофически мало. Ситуация усугубляется еще и тем, что уровень подготовки студентов профильных вузов не всегда соответствует базовым требованиям ФСК. В 2010 году Департаментом управления персоналом и организационного проектирования был проведен комплекс внешних и внутренних исследований, направленных на определение таких важных параметров, как лояльность работников компании, демографический прогноз до 2015 года и других. Анализ полученных результатов позволил наметить определенные шаги по программе укомплектования штата ФСК ЕЭС необходимым количеством специалистов определенного функционального профиля.
Приоритет - развитию собственных кадров
Одним из ключевых элементов в этой работе стало формирование системы развития внутреннего кадрового резерва, воспитание прежде всего инженерных кадров своими силами.
Стоит отметить, что попытки создания данной системы предпринимались и ранее: оценка компетенций, индивидуальный план развития (ИПР), оценочные интервью - далеко не новые понятия для наших сотрудников...
Однако сегодня они приобретают совершенно иное смысловое значение. Почему?
Впервые за историю существования компании в структуре Департамента управления персоналом был создан отдел развития программ управления персоналом. Появление структуры внутри Департамента позволило избежать разработки типовых решений, предлагаемых внешними консалтинговыми компаниями. ФСК очень сложна по своей функциональной и организационной структуре, в силу чего требования к кандидатам на ту или иную должность (да и сами должности) имеют много различий. Фактически каждые МЭС обладают своими особенностями, обусловленными их географическим расположением, историей развития филиала, харизмой руководителя, наконец.
Изучение опыта ФСК ЕЭС в части построения системы работы с кадровым резервом, а также попытки ознакомиться с эффективными практиками в других энергетических компаниях дало понимание того, что эта система будет эффективно работать только при выполнении ряда условий.
Прежде всего, необходим конкретный внутренний заказчик данной работы и сформулирована ее четкая цель. Проще говоря, должно быть понятно, для чего нужен кадровый резерв в целом и на каких направлениях в первую очередь.
К работе по созданию системы работы кадрового резерва должны быть привлечены руководители, эксперты из числа сотрудников исполнительного аппарата и филиалов, непосредственно заинтересованные в появлении высокопрофессиональных специалистов, выросших в компании и понимающих как ее профессионально-технические требования, так и корпоративную культуру.
Наконец, кадровый резерв должен быть востребованным, для чего заполнение вакансий руководителей необходимо производить в основном из числа подготовленных резервистов.
Главным принципом, который был положен в философию кадрового резерва, было обеспечение надежности работы компании с учетом поставленных государством задач. Поэтому целью создания кадрового резерва стало не столько выявление специалистов с хорошим потенциалом карьерного роста, сколько формирование дублирующей команды управленческих кадров, способной в любой ситуации обеспечить бесперебойное функционирование системы в целом.
Критерии оценки кандидатов в кадровый резерв
Одним из первых шагов создания системы кадрового резерва стало формирование оценочных процедур, позволяющих выявить сотрудников, готовых стать тактическим кадровым резервом. Его составляют работники, имеющие уровень развития производственно-технических навыков, соответствующий требуемым для занятия целевой должности, или работники, способные оперативно занять целевые, вакантные или вновь высвобождающиеся должности и требующие подготовки в течение срока, не превышающего десять месяцев.
В создании системы оценки кандидатов в кадровый резерв приняло участие более 50 сотрудников компании. Рабочую группу возглавил заместитель главного инженера ФСК Александр Солод.
По его словам, принципиальным отличием созданной в 2011 году системы оценки профессиональных и личностных качеств сотрудников стало то, что в ней впервые были в полной мере учтены производственные факторы, сказывающиеся на надежности работы национальной сетевой энергетической компании. В процессе создания системы оценки ситуационные задания были дополнены рядом процедур, связанных с оценкой кандидата со стороны функционального руководителя («Представление на кандидата в кадровый резерв»), а также эссе (творческая работа «Надежность»). Второе позволяет понять, насколько тот или иной специалист готов к принятию самостоятельных решений и к комплексному видению задач, стоящих перед его структурным подразделением.
Кроме того, кандидату предлагается оценить себя и свои профессиональные возможности самостоятельно. Самооценка уровня развития профессионально-технических знаний и навыков применялась для того, чтобы получить комплексную, многофакторную и разностороннюю картину уровня развития профессиональных компетенций работника, рекомендуемого в кадровый резерв. При анализе полученных данных имели значение и уровень развития навыков, и гармоничное сочетание видов оценки (идеальный вариант - если самооценка совпала с результатом по ситуационному тесту и с субъективной оценкой руководителя).
Используемое мотивационное исследование позволило определить основную мотивацию к работе: карьерное и профессиональное развитие, содержание работы, размер заработной платы, обучение, возможность реализовать свои амбиции (например, стать руководителем) или, наконец, сам факт работы в компании.
Начало положено
Первыми кандидатами, прошедшими комплекс оценочных мероприятий, стали руководители и их заместители структурных подразделений МЭС Центра и Валдайского ПМЭС (по направлениям). Создателей системы помимо ее эффективности и достоверности результатов интересовало восприятие участников процедуры оценочных мероприятий: насколько близки тестовые задания к специфике ежедневно выполняемой работы, отражает ли данная система базовый комплекс компетенций по каждому направлению, каков уровень сложности заданий, каковы эмоциональные ощущения и т. д. В целом процесс тестирования был воспринят как сложный, интересный, многие участники отмечали близость содержания ситуаций к своей повседневной профессиональной деятельности. По итогам оценки с каждым кандидатом в резерв было проведено индивидуальное собеседование, в процессе которого не только обсуждали его результаты, но и предоставлялась возможность «защитить» ответы: объяснить логику, по которой он отвечал тем или иным образом.
Результат по всей группе был представлен Генеральному директору МЭС Центра Валерию Седунову и директору Валдайского ПМЭС Александру Нагайцеву. Оценочные результаты не являются самоцелью. Они нужны для того, чтобы определить направления развития резервиста: что, каким методом, в какие сроки необходимо улучшить с точки зрения уровня профессионально-технических компетенций, для того чтобы работник, зачисленный в кадровый резерв, мог претендовать на занятие перспективной должности.
О наставничестве
«Наставничество - форма индивидуальной работы и профессиональной подготовки работников, включающая передачу знаний и опыта на рабочем месте в целях овладения трудовыми навыками, приобретения требуемых профессиональных компетенций, приобщения к корпоративной культуре и повышения лояльности к ФСК». (Из Положения о системе наставничества ОАО «ФСК ЕЭС» № 292 от 24.05.2011)
После анализа результатов специалистами отдела развития программ управления персоналом Департамента управления персоналом и организационного проектирования, руководителем кадровой службы филиала (МЭС/ПМЭС) и Генеральным директором филиала МЭС принимается коллегиальное решение о зачислении работника в тактический кадровый резерв. При этом в момент формирования итогового списка резервистов определяются наставники. Ими становятся непосредственные руководители работника или просто опытные специалисты, имеющие высокую степень ответственности и лояльности к ФСК ЕЭС, обладающие достаточной квалификацией и опытом работы для передачи знаний, умений, навыков, а также знающие особенности и специфику работы по должности сотрудников, закрепляемых за ними на период наставничества. Согласно положению о системе наставничества ОАО «ФСК ЕЭС» наставничество - форма индивидуальной работы и профессиональной подготовки работников, включающая передачу знаний и опыта на рабочем месте в целях овладения трудовыми навыками, приобретения требуемых профессиональных компетенций, приобщения к корпоративной культуре и повышения лояльности к компании.
В той же логике, что и система оценки кадрового резерва, разработан тренинг для наставников, позволяющий освоить навыки развития компетенций на рабочих местах. Причем практическая работа в этом направлении уже началась: в начале августа будет проведен первый тренинг для группы наставников МЭС Центра и Валдайского ПМЭС.
Вместе с наставником формируется индивидуальный план развития (ИПР) резервиста, при этом наставник отвечает за качество подготовки своего подопечного. По окончании ИПР резервиста ожидают повторные тестовые задания (аналогичные первым), основной задачей которых является оценка эффективности развивающих мероприятий и работы наставника. Кроме того, на него составляется характеристика со стороны наставника.
Перспективы участников программы развития кадрового резерва
Наконец, стоит сказать несколько слов о дальнейших перспективах резервистов. Они могут быть использованы для заполнения вакантных руководящих должностей как на уровне филиала, так и на уровне компании в целом. В первом случае при высвобождении должностей участники тактического кадрового резерва занимают позицию, являвшуюся для них ранее перспективной. Во втором - для работников, прошедших ИПР и продемонстрировавших улучшенные результаты во время повторных оценочных мероприятий, при высвобождении должностей в других филиалах предоставляется возможность претендовать на перспективную позицию МЭС (ПМЭС) другого региона. (Безусловно, в том случае, если сам работник готов к переезду.)