В Миассе в рамках программы «Трансформация» прошел практический тренинг БС-250 (Бизнес-система 250), на котором специалисты с разных предприятий En+ решали производственные задачи цеха городских тепловых сетей и электротехнического цеха компании «ЭнСер».
Благодарим Дирекцию по связям с общественностью En+ Group за предоставление данного материала.
Анализ ситуации позволил выявить целый ряд потерь при ремонте электродвигателей
Все самое интересное и уникальное мы публикуем в альманахе «Управление производством». 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!
Это первый очный тренинг с начала пандемии в En+. Текущая эпидемиологическая обстановка наложила на него определенные ограничения. Во-первых, небольшое количество участников – всего десять человек. Во-вторых, сокращенное вдвое время проведения – всего неделя. К тому же все участники соблюдали строгие меры безопасности.
– Практический тренинг по БС-250 нам был необходим, – говорит начальник отдела операционного развития компании «ЭнСер» Елена Черенкова. – Мы очень ждали наших коллег-тренеров из Байкальской энергетической компании и «Волгаэнерго», поскольку у них организованы модельные предприятия, на которых отрабатываются методы Бизнес-системы, они имеют большой опыт и оказали нам огромную помощь в понимании наших проблем и путей их решения.
Перед первой группой специалистов стояли две задачи: повысить эффективность обходов теплосетей и взаимодействия подразделений в зоне сбыта тепловой энергии. В первую очередь участники тренинга проанализировали фактические объемы всех видов отпускаемой тепловой энергии от ТЭЦ и ее распределение по потребителям города и автозавода «Урал» за 2019–2020 годы. Затем обошли тепловые камеры по маршрутам слесарей. Выяснилось, что в 90 % осмотренных тепловых камер отсутствует теплоизоляция. Расчеты показали, что при ее восстановлении потери снизятся на 5 тысяч Гкал в год. Помимо этого, группа внесла изменения в чек-лист обходчика и электронный журнал дефектов, а также сгруппировала критерия.
Что касается отдела тепловой инспекции, то здесь специалисты выявили сразу несколько проблем. Прежде всего недостаточный охват жилого фонда при плановых проверках индивидуальных приборов учета – всего четыре квартиры при плане в 15. Плюс неэффективное взаимодействие отдела с дирекцией по сбыту. Чтобы повысить эффективность взаимодействия подразделений в зоне сбыта, участники тренинга предложили перераспределить ответственность по подразделениям и разработали план мероприятий для отдела тепловой инспекции.
Второй группой, работавшей в электротехническом цехе, требовалось выявить проблемы в процессе ремонта электродвигателей и стандартизации рабочих мест. Нужно было довести количество отремонтированных двигателей в смену до трех.
Решать проблемы специалисты начали с наблюдения за действиями ремонтного персонала. Они определили время такта при ремонте электродвигателей, составившее 150 минут. К тому же были выявлены слабые места в процессе ремонта. Например, чтобы загрузить печь обжига, требуется 40 электродвигателей. Также далека от совершенства намотка и укладка новых секций обмотки статора: в смену обмотчик делает не более двух небольших двигателей или один большой, время цикла обмотчика – 240 минут. Загрузка слесарей – от 28 % до 45 %, что нельзя назвать хорошим показателем.
– На первом этаже мы перепланировали зоны размещения электродвигателей: освободили помещение холодного склада и определили зоны приемки и выдачи электродвигателей, – рассказывает начальник энергетической службы цеха городских тепловых сетей компании «ЭнСер» Иван Морозов. – Для снижения потерь времени и выстраивания потока мы предложили заменить печь обжига на станок для извлечения обмоток, оснащенный индукционным нагревом.
Результатом работы команды – время циклической работы операторов удалось снизить с 312 до 304 минут, также были разработаны способы для последующего сокращения цикла до 246. Кроме того, участники разработали предложения по перебалансировке процесса ремонта электродвигателей, в результате которой один из трех слесарей будет выполнять вспомогательные операции для обмотчика, что сократит цикл с 246 до 150 минут.
Михаил Ефимов, генеральный директор компании «ЭнСер»:
– Учитывая, что времени было немного, участники тренинга отлично поработали: мобилизовались и успели за неделю показать первые результаты. Для группы, работавшей в тепловых сетях, основной задачей было определение структуры тепловых потерь, выявление потерь в транспортировке тепла и зоне сбыта. Здесь нужно обязательно продолжить работу по структурированию потерь, реализовать все предложения, которые прозвучали на тренинге. Перед второй группой стояли задачи по выявлению проблем в процессе ремонта, стандартизация и построение потока при ремонте электродвигателей. Результаты этой работы уже есть: предложено более десяти кайдзенов.
Александр Катков, инженер-теплотехник производственно-технического отдела ТЭЦ «ЭнСер»:
– Завершившийся модуль отличался от предыдущих. Сокращенные вдвое период обучения и численность команд, а также прохождение модуля перед самым началом отопительного сезона – непростые условия для достижения столь глобальной стратегической цели, как снижение тепловых потерь. Но благодаря профессионализму и четкой координации коллег из Иркутска Александра Протасова и Анны Соколовой, наша команда за четыре дня смогла выдать результат и определила направления для дальнейшей работы для достижения стратегической цели уже за рамками обучения.
Иван Морозов, начальник энергетической службы цеха городских тепловых сетей компании «ЭнСер»:
– За время обучения мы наблюдали за порядком выполнения работ, где я обнаружил потери, в частности лишние перемещения, которые и предложил устранить для увеличения производительности. Тренинг был очень эффективным не только для решения производственных задач, но и для изменения мышления участников. Полученные знания каждый сможет применить на своем производственном участке.