Какое погружение позволяет почувствовать «дно», от которого можно оттолкнуться и улучшить производство? Об этом рассказывает руководитель проектов ООО «Пенотерм-Урал» Татьяна Волченкова.
– Татьяна, совсем недавно ваше предприятие провело уникальное образовательное мероприятие – курс «профидайвинг Upgrade». А когда вы его организовали впервые и откуда такое интересное название?
– «Профидайвинг Upgrade» впервые был проведен в 2012 году на нашей производственной площадке в Калуге. Откуда такое название? Дайвинг – погружение, профи – погружение в профессию. Upgrade – в переводе с английского – улучшение, повышение степени.
– В чем же уникальность мероприятия и его задачи?
– Задачи – методом погружения обучить сотрудников компании улучшениям в профессии на нескольких направлениях. Уникально оно тем, что каждый год выбираются темы, которые актуальны для компании в части развития в текущем году. На профидайвинге есть теоретическая часть, работа в проектных командах на рабочих местах и лин-площадках – площадках обмена опытом.
– Вы к профидайвингу готовитесь заранее? Как это происходит?
– Каждый профидайвинг имеет свою основную тему – 5S, кайдзен. В этому году – потери в процессе создания ценностей.
До профидайвинга мониторится состояние рабочих мест, состояние процесса. Для этого разрабатываются специальные формы для мониторинга. Также тренеры компании разрабатывают презентации по своим темам.
– Все ли удалось, как задумывалось, с первого раза? Были ли какие-то шероховатости, которые требовали устранения?
– Очень важно, чтобы несоответствия, выявленные в ходе профидайвинга, предложенные кайдзены не легли мертвым грузом на полку, а были внедрены. Если это удается, то сотрудники ощущают свою причастность к улучшениям на производстве. Вот это как раз и не удалось с первого раза.
В этом году мы начали исправлять свои ошибки внедрения бережливого производства. У нас были профидайвинги по 5S, кайдзенам. Но это только инструменты бережливого производства. Мы рассказали о них, не дав основных понятий БП, – все инструменты настроены на уменьшение потерь. Поиск потерь проводится на всей цепочке создания продукта. Тема этого профидайвинга – Карта потока создания ценности, что такое потери, как их идентифицировать и какие инструменты БП можно применить для борьбы с ними.
– Как организовано мероприятие – что оно в себя включает, кто в нем участвует?
– Мероприятие проходит 2 дня. В первый день выступает директор компании с кратким отчетом об итогах года и задачах на текущий год. После этого 3-4 часа длится введение в теоретическую часть темы. Затем происходит распределение на команды и начинается работа командами на рабочих местах. На следующий день команды защищают свои проекты и приступают к работе на лин-площадке в целях обмена опытом. Лин-площадки – это место, где можно высказаться и услышать мнение как своих коллег, так и руководства компании по любым вопросам улучшения.
– Вы сказали, что курс заканчивается практическим заданием сборных команд на рабочих местах. Могли бы Вы привести два-три примера таких заданий и методик их выполнения?
– В декабре, при подготовке карты потока создания ценности, мы провели мониторинг потерь на нескольких точках. Это были такие процессы, как отгрузка готовой продукции, производство полуфабриката и трансформированного продукта, переход с одного заказа на другой. Команды мониторов нашли потери в этих процессах и предложили свое видение, как это можно исправить.
Поскольку в день обучения производство и склад не работают, и провести мониторинг потерь невозможно, задача проектным командам ставится следующая – представить детализированные изменения в процессе для снижения потерь, используя наблюдения на рабочем месте и результаты мониторов. В проектную команду входят мониторы, проводившие наблюдения ранее.
– Какие положительные моменты курса Вы бы отметили?
У этого курса есть несколько положительных моментов:
На фото: Подведение итогов курса «Профидайвинг Upgrade»
Подготовила Ольга Лазарева