«Слушаю — забываю, вижу — запоминаю, делаю сам — понимаю». Народная мудрость отдает первенство практике. Этот подход отражает и особенность программы подготовки преподавателей-практиков Технического университета УГМК.
Действительно, как эффективнее построить свои занятия производственной «профессуре» в университетских аудиториях? Как быстрее и надежней приобщить и выпускников вузов, и специалистов, стремящихся повысить квалификацию, к решению реальных проблем конкретных предприятий металлургического комплекса? Привычные лекции? Хорошо, но установлено: то, что влетает в ухо, усваивается от силы на 10 процентов. Гораздо действеннее другие, активные и интерактивные, методы обучения взрослых. Освоить современные образовательные технологии как раз и помогает программа обучения в школе корпоративных преподавателей-практиков ТУ УГМК.
Пока в педагогический корпус Технического университета вошли 80 специалистов руководителей УГМК — горняки, металлурги, энергетики, экологи, экономисты и специалисты других профессий, готовые совмещать свою основную деятельность с преподаванием в университете. По объему их преподавательская практика в 2013 году будет невелика: курс занятий — от 4 до 16 часов. А вот чтобы подготовиться к этому творческому процессу, педагогам-практикам требуется гораздо больше времени. Но даже 72 учебных часа позволят познакомиться только с самыми эффективными интерактивными методами преподавания. Такими, как создание пакетов кейсов (от английского case — случай), куда входят разбор конкретных производственных ситуаций, организация мозгового штурма, проведение конференций, ролевых деловых игр и многое другое.
Программа обучения подскажет, каким креативом пополнить копилку. Но ключевую роль в успешном общении с аудиторией, считает руководитель программы профессор кафедры психологии профессионального развития РГППУ Марина Реньш, играет внутренняя мотивация преподавателя — насколько ему самому интересно приобщить слушателей к реальным проблемам производства. Среди начинающих преподавателей встречаются истинные энтузиасты: например, те, кто в стремлении как следует погрузить слушателей в материал готовы создавать собственные задачники. Или еще один примечательный итог: венцом занятий экологов стал проект, связанный с очистными сооружениями, под названием «Запасной город». А один из специалистов горного дела проявил замечательную способность — объяснять самые сложные технические процессы доступно и образно, языком метафор.
Кстати, искусный лектор кроме умения увлечь слушателей содержательным рассказом использует и паузы. Они нужны, ведь внимание аудитории после каждых 20 минут лекции ослабевает. Вот и пригождаются «стоп-кадры», когда можно проиллюстрировать информацию наглядным материалом, расчетами или просто шуткой…
Так серьезно готовятся в школе корпоративных преподавателей-практиков к будущим интеллектуальным штурмам, чтобы обеспечить производству подъем на новый качественный уровень.
Нина Новикова, главный специалист управления развития персонала «УГМК-Холдинга»:
— Мы не случайно назвали этот курс обучения программой подготовки преподавателей-ПРАКТИКОВ. Обучение в Техническом университете будет проводиться только в формате практико-ориентированных занятий-тренингов, основанных на специфике ведения бизнеса и корпоративной культуре УГМК. Поэтому отбор в корпус будущих преподавателей велся тщательно и в несколько этапов: на собеседование с психологом приглашались только те, кого рекомендовало руководство предприятий и «УГМК-Холдинга». И уже после «диагностики» — беседы и тестирования, которые выявляли уровень мотивации и подготовки, — формировались группы на разные программы: краткосрочные и долгосрочные. На сегодняшний день в корпус корпоративных преподавателей зачислены 65 специалистов «УГМК-Холдинга» и 15 представителей «Уралэлектромеди» и «Уралмеханобра». Об эффективности учебы говорит успешная защита работ слушателями I группы школы корпоративных преподавателей-практиков, на которой каждый из них продемонстрировал умение вести занятия в новом, активном формате. Это очень интересный проект подготовки корпоративных преподавателей для Технического университета УГМК, аналогов которому в России пока нет.
Наталья ТАЛАНОВА