Подробнее 0 комментариев

С правом на ошибку: уникальный тренажер для машинистов мостового крана

КрАЗ стал первым предприятием РУСАЛа, где появился уникальный тренажер, предназначенный для обучения машинистов мостового крана. Вскоре и на других заводах Компании будут установлены симуляторы, имитирующие основные технологические операции.

Благодарим редакцию газеты "Вестник РУСАЛа" за предоставление данного материала.

Как в жизни

Кресло, ключ-марка, пульт управления с двумя рычагами-джойстиками, две педали - все по-настоящему. Тренажер, который в начале года появился на КрАЗе, полностью имитирует рабочее место машиниста мостового крана. Перед глазами крановщика на двух больших мониторах воссоздан «интерьер» электролизного корпуса. Причем, не какого-то там абстрактного, а самого что ни на есть настоящего, кразовского – один в один, с соответствующим расположением электролизеров. Более того, в «кабине» воспроизводятся все шумы электролизного производства. В общем, условия «максимально приближенные к боевым».

Тренажер полностью адаптирован под технологические процессы алюминиевого производства. Управляя им, можно выполнять все операции по подъему и перемещению грузов, как и на настоящем мостовом кране в цехе электролиза, - выливку металла, перестановку анодных штырей, перетяжку анодной рамы. И испытывать абсолютно те же ощущения, что и «в жизни». При этом за пульт управления могут безбоязненно сесть как новички, только делающие первые шаги в профессии и осваивающие основные принципы работы, так и опытные крановщики, желающие совершенствоваться, повышать квалификацию и оттачивать свое мастерство. Во всех случаях цена ошибки здесь равна нулю.

Новый симулятор может стать хорошим «преподавателем» производственного обучения. В нем для каждого человека можно выбрать персональное задание, состоящее из определенных операций, и машина сама зафиксирует время его выполнения, совершенные ошибки, и выставит итоговый балл.

На фото: Опытные крановщики КрАЗа оценили новшество

Под контролем профессионалов

- У нового тренажера есть множество преимуществ, - рассказывает директор Департамента Корпоративный университет Кирилл Порватов. – Главное – он дает человеку, обучающемуся профессии машиниста мостового крана, понимание сути процессов, помогает выработать навыки, моторику – и все это без неприятных последствий. А затем, уже в реальных условиях, эти навыки позволят свести к минимуму травматизм, ошибки при выполнении операций, брак и т.д. Практика ведущих высокотехнологичных компаний показывает, что использование тренажеров для обучения персонала позволяет существенно сократить количество несчастных случаев на рабочих местах, уменьшить производственные потери. Не воспользоваться этим опытом и методом обучения было бы, как минимум, глупо. Тем более, что созданный по заказу РУСАЛа тренажер получился относительно недорогим, отличается изумительной графикой, превосходной методологией и реалистичностью выполняемых операций.

Идея создать тренажер для отработки навыков машиниста мостового крана возникла в ДКУ. В качестве подрядчика была выбрана компания, специализирующаяся на разработке интерактивных симуляторов «под ключ». Ее специалистом предстояло не только реалистично воссоздать рабочее место крановщика, но и написать программное обеспечение для тренажера.

Работа продолжалась более полугода. Сначала представители подрядчика отправились на ВгАЗ: изучали сам мостовой кран, его устройство, алгоритмы действий, специфику выполнения различных операций. Далее изыскания проводились в Красноярске. Во-первых, на КрАЗе сформировалась очень сильная группа крановщиков, чья квалификация подтверждена не только результатами работы, но и победами в корпоративных и региональных профессиональных конкурсах; во время работы над проектом они выступали в качестве экспертов и активно консультировали представителей подрядчика. А во-вторых, именно на Красноярской промплощадке РУСАЛа и предполагалось установить готовый тренажер, и перед разработчиками стояла цель максимально адаптировать его к условиям КрАЗа.

К концу прошлого года тренажер был готов. После испытаний в Москве он отправился в Красноярск.

Проверено практикой

Работники КрАЗа уже смогли по достоинству оценить новый тренажер.

– Он дает полное понимание технологического процесса, – рассказал начальник участка грузоподъемных механизмов КрАЗа Олег Ровенский. – Монитор перед глазами крановщика воспроизводит точную картину электролизного корпуса. А самое важное, симулятор имеет абсолютно реалистичную систему управления. Поэтому перед выходом непосредственно в корпус машинист будет полностью осведомлен о специфике своей работы и требованиях безопасности.

Теперь занятия на тренажере станут обязательной частью практического обучения принимаемых на завод машинистов мостового крана.

– В 2013 году мы усилили и теоретическую подготовку крановщиков – разработали обучающий курс для машиниста мостового крана в СДО. Плюс к этому – обязательные занятия на симуляторе и тренажере. В конце обучения все претенденты сдают квалификационный экзамен. Наша задача – создать для новичков все условия, чтобы они могли наработать практические навыки перед выходом в производство, – отметил начальник ОРПП КрАЗа Денис Федотов.

Кроме молодых специалистов заниматься на тренажере смогут и опытные машинисты – для повышения квалификации и при подготовке к конкурсам профессионального мастерства.

На работу – через тренажер

В скором будущем использование тренажеров станет неотъемлемой частью подготовки специалистов на заводах РУСАЛа. Этот способ уже активно используют многие мировые компании в разных сферах.

- Тренажеры вовсю применяются для подготовки персонала в тех отраслях, где цена ошибки может оказаться очень высокой, - рассказывает Кирилл Порватов. - Поэтому специалисты досконально, до автоматизма отрабатывают свои действия сначала на тренажерах, прежде чем им доверят настоящую технику. В то же время в России многие компании пока осторожно относятся к такому способу обучения специалистов.

Еще несколько лет назад с помощью тренажеров готовили преимущественно только летчиков. Однако с каждым годом эти устройства находят применение в различных отраслях. На тренажерах обучаются авиадиспетчеры, машинисты электровозов и поездов метро, капитаны кораблей и лоцманы, военные и водители всевозможной техники. В колледжах Германии, Франции, США уже есть тренажеры, с помощью которых можно обучаться конкретным рабочим специальностям. Например, маляра или сварщика.

Использование такой инновационной техники признано приоритетным и для подготовки специалистов на РУСАЛе.

- Тиражирование тренажеров мостового крана на остальные алюминиевые заводы АДВ планируется уже в 2014 году, - пояснил Кирилл Порватов. - Соответствующие средства предусмотрены бюджетом инвестиционных затрат. А впоследствии такие тренажеры могут появиться и в вузах, где обучаются группы студентов по целевому набору Компании. В частности, в СФУ, чтобы ребята понимали, как работает электролизное производство.

В дальнейших планах ДКУ – создание тренажеров для подготовки электролизников, литейщиков, операторов погрузчиков и т.п. Насколько скоро они будут реализованы, зависит только от экономической ситуации в алюминиевой отрасли. А пока любой сотрудник Компании сможет испытать себя в роли машиниста мостового крана на КрАЗе. Правда, в ограниченном формате – используя вместо ручек управления и педалей компьютерную мышку и клавиатуру. В ближайшее время программное обеспечение тренажера будет доступно в СДО РУСАЛа.

Фото Дениса Федотова

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Мне кажется, что разногласий может и вовсе не быть. Я на практике применяю всё то, что когда-то чита... Барьер на пути брака: новый ПСР-проект «Летучий контроль»
Никакой контроль не образует качество. Качество должно быть встроено в процессы. Полностью согласен ... Барьер на пути брака: новый ПСР-проект «Летучий контроль»
Летучий контроль, ОТК и т.д. выдаётся за какую-то новизну. Качество продукции - это результат систем... Барьер на пути брака: новый ПСР-проект «Летучий контроль»
Поздравляем с Днем печати участников этого проекта, а также всех, кто создаёт корпоративные газеты и... Рейтинг корпоративных изданий промышленных компаний - 2022
Узнайте больше Бережливое производство Сборник уникальных алгоритмов и дорожных карт для внедрения бережливого производства
Бережливое производство