КрАЗ стал первым предприятием РУСАЛа, где появился уникальный тренажер, предназначенный для обучения машинистов мостового крана. Вскоре и на других заводах Компании будут установлены симуляторы, имитирующие основные технологические операции.
Благодарим редакцию газеты "Вестник РУСАЛа" за предоставление данного материала.
Кресло, ключ-марка, пульт управления с двумя рычагами-джойстиками, две педали - все по-настоящему. Тренажер, который в начале года появился на КрАЗе, полностью имитирует рабочее место машиниста мостового крана. Перед глазами крановщика на двух больших мониторах воссоздан «интерьер» электролизного корпуса. Причем, не какого-то там абстрактного, а самого что ни на есть настоящего, кразовского – один в один, с соответствующим расположением электролизеров. Более того, в «кабине» воспроизводятся все шумы электролизного производства. В общем, условия «максимально приближенные к боевым».
Тренажер полностью адаптирован под технологические процессы алюминиевого производства. Управляя им, можно выполнять все операции по подъему и перемещению грузов, как и на настоящем мостовом кране в цехе электролиза, - выливку металла, перестановку анодных штырей, перетяжку анодной рамы. И испытывать абсолютно те же ощущения, что и «в жизни». При этом за пульт управления могут безбоязненно сесть как новички, только делающие первые шаги в профессии и осваивающие основные принципы работы, так и опытные крановщики, желающие совершенствоваться, повышать квалификацию и оттачивать свое мастерство. Во всех случаях цена ошибки здесь равна нулю.
Новый симулятор может стать хорошим «преподавателем» производственного обучения. В нем для каждого человека можно выбрать персональное задание, состоящее из определенных операций, и машина сама зафиксирует время его выполнения, совершенные ошибки, и выставит итоговый балл.
На фото: Опытные крановщики КрАЗа оценили новшество
- У нового тренажера есть множество преимуществ, - рассказывает директор Департамента Корпоративный университет Кирилл Порватов. – Главное – он дает человеку, обучающемуся профессии машиниста мостового крана, понимание сути процессов, помогает выработать навыки, моторику – и все это без неприятных последствий. А затем, уже в реальных условиях, эти навыки позволят свести к минимуму травматизм, ошибки при выполнении операций, брак и т.д. Практика ведущих высокотехнологичных компаний показывает, что использование тренажеров для обучения персонала позволяет существенно сократить количество несчастных случаев на рабочих местах, уменьшить производственные потери. Не воспользоваться этим опытом и методом обучения было бы, как минимум, глупо. Тем более, что созданный по заказу РУСАЛа тренажер получился относительно недорогим, отличается изумительной графикой, превосходной методологией и реалистичностью выполняемых операций.
Идея создать тренажер для отработки навыков машиниста мостового крана возникла в ДКУ. В качестве подрядчика была выбрана компания, специализирующаяся на разработке интерактивных симуляторов «под ключ». Ее специалистом предстояло не только реалистично воссоздать рабочее место крановщика, но и написать программное обеспечение для тренажера.
Работа продолжалась более полугода. Сначала представители подрядчика отправились на ВгАЗ: изучали сам мостовой кран, его устройство, алгоритмы действий, специфику выполнения различных операций. Далее изыскания проводились в Красноярске. Во-первых, на КрАЗе сформировалась очень сильная группа крановщиков, чья квалификация подтверждена не только результатами работы, но и победами в корпоративных и региональных профессиональных конкурсах; во время работы над проектом они выступали в качестве экспертов и активно консультировали представителей подрядчика. А во-вторых, именно на Красноярской промплощадке РУСАЛа и предполагалось установить готовый тренажер, и перед разработчиками стояла цель максимально адаптировать его к условиям КрАЗа.
К концу прошлого года тренажер был готов. После испытаний в Москве он отправился в Красноярск.
Работники КрАЗа уже смогли по достоинству оценить новый тренажер.
– Он дает полное понимание технологического процесса, – рассказал начальник участка грузоподъемных механизмов КрАЗа Олег Ровенский. – Монитор перед глазами крановщика воспроизводит точную картину электролизного корпуса. А самое важное, симулятор имеет абсолютно реалистичную систему управления. Поэтому перед выходом непосредственно в корпус машинист будет полностью осведомлен о специфике своей работы и требованиях безопасности.
Теперь занятия на тренажере станут обязательной частью практического обучения принимаемых на завод машинистов мостового крана.
– В 2013 году мы усилили и теоретическую подготовку крановщиков – разработали обучающий курс для машиниста мостового крана в СДО. Плюс к этому – обязательные занятия на симуляторе и тренажере. В конце обучения все претенденты сдают квалификационный экзамен. Наша задача – создать для новичков все условия, чтобы они могли наработать практические навыки перед выходом в производство, – отметил начальник ОРПП КрАЗа Денис Федотов.
Кроме молодых специалистов заниматься на тренажере смогут и опытные машинисты – для повышения квалификации и при подготовке к конкурсам профессионального мастерства.
В скором будущем использование тренажеров станет неотъемлемой частью подготовки специалистов на заводах РУСАЛа. Этот способ уже активно используют многие мировые компании в разных сферах.
- Тренажеры вовсю применяются для подготовки персонала в тех отраслях, где цена ошибки может оказаться очень высокой, - рассказывает Кирилл Порватов. - Поэтому специалисты досконально, до автоматизма отрабатывают свои действия сначала на тренажерах, прежде чем им доверят настоящую технику. В то же время в России многие компании пока осторожно относятся к такому способу обучения специалистов.
Еще несколько лет назад с помощью тренажеров готовили преимущественно только летчиков. Однако с каждым годом эти устройства находят применение в различных отраслях. На тренажерах обучаются авиадиспетчеры, машинисты электровозов и поездов метро, капитаны кораблей и лоцманы, военные и водители всевозможной техники. В колледжах Германии, Франции, США уже есть тренажеры, с помощью которых можно обучаться конкретным рабочим специальностям. Например, маляра или сварщика.
Использование такой инновационной техники признано приоритетным и для подготовки специалистов на РУСАЛе.
- Тиражирование тренажеров мостового крана на остальные алюминиевые заводы АДВ планируется уже в 2014 году, - пояснил Кирилл Порватов. - Соответствующие средства предусмотрены бюджетом инвестиционных затрат. А впоследствии такие тренажеры могут появиться и в вузах, где обучаются группы студентов по целевому набору Компании. В частности, в СФУ, чтобы ребята понимали, как работает электролизное производство.
В дальнейших планах ДКУ – создание тренажеров для подготовки электролизников, литейщиков, операторов погрузчиков и т.п. Насколько скоро они будут реализованы, зависит только от экономической ситуации в алюминиевой отрасли. А пока любой сотрудник Компании сможет испытать себя в роли машиниста мостового крана на КрАЗе. Правда, в ограниченном формате – используя вместо ручек управления и педалей компьютерную мышку и клавиатуру. В ближайшее время программное обеспечение тренажера будет доступно в СДО РУСАЛа.
Фото Дениса Федотова