0 комментариев

ТНК-ВР: Портал Знаний – для всех и каждого!

Два года назад ТНК-ВР обратила пристальное внимание на важность сохранения накопленных ее сотрудниками знаний и опыта внутри Компании. Для решения этой задачи был предпринят целый ряд мер, в том числе внедрены программы внутреннего обучения, созданы сообщества по развитию ключевых дисциплин. Следующим шагом станет запуск нового информационного ресурса – Портала Знаний. Уже сегодня он открыт для всех сотрудников, имеющих доступ к корпоративной сети. 

С 2003 года ТНК-ВР инвестировала в обучение и развитие персонала более $80 млн, и для того чтобы сохранить полученные сотрудниками знания и опыт внутри Компании, в 2008 году началось создание корпоративной системы передачи знаний. 

Ключевую роль в этой системе будет играть Портал Знаний – единый информационный ресурс ТНК-ВР, содержащий материалы для самостоятельного и дистанционного обучения, информацию по работе сообществ по развитию персонала по различным дисциплинам, форумы для обсуждения профессиональных вопросов, а также тесты для оценки сотрудников по компетенциям. При этом, в отличие от существующих интранет-сайтов и форумов по отдельным дисциплинам, Портал Знаний доступен всем пользователям, зарегистрированным в корпоративной сети, вне зависимости от направления деятельности, региона работы и занимаемой должности. 

Кстати, аналогичные информационные системы успешно реализованы во многих международных компаниях, к их внедрению активно приступили и ведущие российские организации, а для ТНК-ВР создание такого ресурса – еще один шаг к построению эффективной системы сохранения и передачи знаний внутри Компании. 

Построение системы управления знаниями 

В настоящее время Портал Знаний решает три основные задачи. В первую очередь, он используется для хранения и поиска учебных и информационных материалов. В классификаторе ресурса представлены 26 технических и нетехнических профессиональных дисциплин – бурение, геонауки, разработка пластов и другие, а также шесть разделов по рабочим профессиям (еще шесть находятся в разработке). Портал предоставляет возможности поиска нужных материалов как с помощью рубрикатора, так и в произвольной форме по ключевым словам и терминам, содержащимся в документах. 

Одним из важнейших источников знаний в Компании являются внутренние эксперты – для них Портал Знаний станет удобной площадкой для обсуждения производственных вопросов и обмена наилучшими практиками. Для этого созданы форумы по дисциплинам или различным тематикам, реализованы функция «Вопрос эксперту» и возможность публикации собственных материалов. Кроме того, в разработке находится электронная библиотека, которая будет содержать профессиональные материалы и специальную литературу, доступную каждому работнику Компании буквально «в два клика». 

Вторая задача ресурса – организация дистанционного обучения для сотрудников во всех регионах присутствия Компании. В первую очередь, это позволит облегчить работу внутренних тренеров, а также оптимизировать затраты на получение знаний из внешних источников. Судите сами: создание электронных курсов и организация дистанционного обучения позволят тренерам не тратить время на переезды из региона в регион и многократное проведение одних и тех же тренингов для разных групп слушателей. С другой стороны, участникам не придется подстраивать свой рабочий график под расписание обучения, ведь электронный курс можно пройти в любое время и с удобной скоростью! При этом Портал Знаний предлагает пользователям не только методические материалы, учебные фильмы и мультимедийные презентации, но и возможность прямого общения с экспертами на форумах по дисциплинам и отдельным тренингам – ни один вопрос не останется без ответа! 

Одними их первых обучение через Портал Знаний прошли 180 работников кадровых служб и бизнес-сервисов ТНК-ВР во всех регионах присутствия Компании – для них был проведен тренинг по развитию навыков работы с персональными данными сотрудников. Столь масштабную задачу удалось решить всего за две недели, причем после обучения была проведена и аттестация участников на знание положений и практики применения Федерального закона РФ от 27 июня 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных». Ни одна другая форма обучения не смогла бы решить такую задачу в столь короткий срок. 

Наконец, третьей задачей Портала Знаний является оценка персонала по профессиональным компетенциям. Конечно, различные системы оценки существовали в Компании и до этого, но их результаты были доступны, в основном, лишь работникам кадровых служб. В этой связи Портал Знаний открывает принципиально новые возможности: сотрудники не просто проходят электронное тестирование, но видят его результаты и могут определить, какие навыки им нужно развивать в первую очередь, чтобы эффективно работать на текущей позиции или даже занять более высокую должность. 

Пока что на Портале представлены профили компетенций всего по 50 должностям технических дисциплин и тесты по коммерческой деятельности и метрологии, но уже в начале 2011 года будут разработаны еще более 100 профилей должностей и тесты по шести техническим дисциплинам. После этого на Портале Знаний пройдет массовое тестирование специалистов, что позволит работникам кадровых служб и самим сотрудникам выбрать оптимальные программы развития, наилучшим образом отвечающие выявленным потребностям. А некоторые специалисты по итогам этого тестирования даже смогут стать внутренними тренерами или экспертами, передающими знания коллегам. 

В офисах и на месторождениях 

Перспективы развития Портала Знаний не ограничиваются решением трех перечисленных задач: в настоящее время на базе ресурса реализуется целый ряд пилотных проектов, в том числе проект по поддержке наставничества. Речь идет, в частности, о недавно созданной Программе наставничества и развития рабочих кадров. Таких работников в Компании большинство – более 60%, и ТНК-ВР ощущает острую необходимость предоставить им доступ к полным и качественным информационным и обучающим материалам по их профессиям. 

Опросы, проведенные во всех регионах присутствия ТНК-ВР, показали, что принятой сегодня стажировки новых рабочих в течение 14 смен недостаточно: для эффективной самостоятельной работы необходимо от трех до девяти месяцев работы с наставником, который не только передаст своему подопечному необходимые для работы знания и навыки, но и поможет влиться в коллектив и перенять ценности ТНК-ВР. 

В помощь наставникам разработан целый комплекс материалов, в том числе квалификационные профили рабочих, включающие требования к их знаниям и навыкам, а также практические тесты для отработки алгоритмов действий в рамках трудовых функций. Сегодня наставники используют преимущественно бумажные копии документов, однако публикация этих и многих других материалов (теоретических материалов и презентаций учебного курса, мультимедийных фильмов по профессиям) на Портале Знаний представляет уникальные возможности за счет более широкого охвата аудитории: наставники узнают, на что стоит обратить внимание при подготовке рабочих, а сами рабочие поймут, какие требования предъявляет к ним Компания и что нужно сделать, чтобы им соответствовать. 

Кроме того, в рамках ежегодной проверки знаний рабочих по ОТ, ПБ и ООС планируется проводить ежегодное тестирование по профессии, и если практические навыки будут оценивать наставники или сотрудники региональных учебных центров, то теоретические знания можно проверять и удаленно – с помощью опубликованных на Портале Знаний тестов. По итогам этой оценки будут выявлены слабые места в подготовке рабочих, и заполнить эти пробелы также помогут материалы, размещенные на Портале. 

Реализация этих замыслов осложняется тем, что рабочие на месторождениях, в отличие от сотрудников в офисах, не имеют стационарного рабочего места с компьютером, подключенным к корпоративной сети. Но разработчики Портала Знаний ищут способы решить и этот вопрос: в частности, планируется открыть доступ к ресурсу из региональных учебных центров через специально созданные локальные копии сайта. При этом необходимо еще раз подчеркнуть, что Портал Знаний – не локальное, а общекорпоративное решение, и это позволит сотрудникам из разных регионов присутствия Компании, работающим не только в офисах, но и на месторождениях, иметь доступ к одним и тем же материалам, обмениваться мнениями и общаться на профессиональные темы в рамках единого информационного пространства. 

Ваш гид по собственному профессиональному развитию 

Для выбора IT-решения для создания Портала Знаний был проведен конкурсный отбор, победителем которого стала отечественная система WebTutor от компании WebSoft. Эта платформа наилучшим образом подходит для реализации применяемого в ТНК-ВР подхода к оценке персонала на основе профилей компетенций. 

Так, в разделе Портала «Моя профессия» пользователи смогут сопоставить предъявляемые к ним требования с результатами оценки их знаний и навыков и, таким образом, определить приоритетные направления собственного профессионального развития. Если сотрудник всерьез задумывается о профессиональном и карьерном росте, такая информация будет для него на вес золота. 

Кроме того, с помощью Портала Знаний работники кадровых служб, руководители и эксперты смогут формировать целевые или разовые программы обучения для сотрудников – например, тренинг «Введение в Компанию», обязательный для нового персонала, с 2011 года также будет проводиться в формате электронного курса. 

Разработчики Портала Знаний уверены, что, развиваясь, ресурс станет демократичной площадкой для обмена знаниями и опытом, общения на профессиональные темы, обучения и самообразования – этому будут способствовать и новые сервисы, которые будут введены в будущем. В частности, планируется реализовать возможность проведения так называемых вебинаров – занятий в виртуальных классах. Эта форма обучения похожа на обычные сеансы видеоконференцсвязи, но изображение и звук передаются не на большой экран в конференц-зале, а на экраны персональных компьютеров участников тренинга. При этом объяснения преподавателя можно сохранить и возвращаться к ним при необходимости. 

С 1 сентября 2010 года Портал Знаний стал доступен всем корпоративным пользователям ТНК-ВР.

 

Корпоративный журнал ТНК-ВР «Новатор», 2010г. http://www.tnk-bp.ru/

Сергей Митричев, Элеонора Агеева, Департамент корпоративного обучения и развития, Управление кадров ТНК-ВР

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Повышение эффективности производства неразрывно связано с безопасностью этой эффективности, Часто пр... Десять лет программе Тотальной оптимизации производства ПМХ
Ayrat Zaripov, благодарю за отзыв. напишите мне в личку panov_ilya@inbox.ru или в телеграм @panov_i... «Безопасность превыше всего» – лозунг или правило жизни?
Илья, приветствую! Очень интересная статья. Заинтересовался книгой Э. Шермана «Снижение аварийнос... «Безопасность превыше всего» – лозунг или правило жизни?
Навык — формируется в момент практических осознанных действий человека и имеет три стадии закреплени... Квест для стропальщика: как VR-очки помогают осваивать новую профессию
Отличное интервью, спасибо вам огромное. Со всеми пунктами согласен. Один из примеров у меня тоже сл... Лидерство — это не про то, чтобы все заработало в 2 раза быстрее
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”