Первого сентября 2013 года Технический университет УГМК откроет свои двери. Даже из названия этого учебного заведения понятно, что львиную долю его учащихся составят представители технических специальностей. А потому первым, с кем мы решили побеседовать на тему корпоративного обучения, стал технический директор УГМК Андрей Паньшин.
– Андрей Михайлович, как вы оцениваете факт появления в структуре УГМК собственного образовательного учреждения?
– Это очень мудрое решение. И то, что руководство компании озаботилось подготовкой кадров под собственные нужды, говорит о его дальновидности и стратегическом мышлении. Мы живем в условиях стремительно меняющихся технологий. На момент моей учебы в УПИ автоматизация производства ограничивалась открыванием-закрыванием печной заслонки, а сегодня компьютеры управляют целыми цехами. Современный промышленный тренд – это всеобъемлющая автоматизация, высокая технологичность. Очевидно, что обслуживать современное производство способны специалисты высокого класса. Воспитанием такого «нового» работника и займется УГМК. Ключевая роль в этом процессе отводится Техническому университету. По такому пути пошли многие западные предприятия, кадры под себя они уже давно готовят самостоятельно.
– Но ведь обучением кадров предприятия занимались и раньше…
– Теперь этот процесс будет поставлен на иной уровень, в него будут вовлечены все категории: рабочие, ИТР, специалисты, руководители. Каждый из них в течение всей своей работы в УГМК не раз побывает в стенах ТУ. Постоянное повышение квалификации должно стать для работников компании непреложным правилом.
– Получается, нет предела профессиональному совершенству?
– Конечно. Конкуренция на рынке сильна как никогда: растет стоимость услуг естественных монополий, нестабильны мировые цены на металлы. В таких условиях ценность интеллектуального капитала возрастает, именно он должен служить опорой при движении вперед. Живой иллюстрацией того, как ужесточаются требования к квалификации персонала, может служить новый цех электролиза меди. Это подразделение представляет собой средоточие высоких технологий. Таким же образцовым оно является и в отношении качественных характеристик коллектива. Большая его часть – это люди с высшим образованием, причем в их число входят и представители рабочих специальностей. Трудятся в новом цехе всего 70 человек, но за год они выпускают 150 тыс. тонн катодной меди. В старом же цехе коллектив численностью около 300 человек выдает в год 200 тыс. тонн продукции.
Компетентность персонала остается архиважной в свете серьезных задач по модернизации предприятий УГМК. Сейчас на «Святогоре» готовятся к реконструкции химико-металлургического производства с внедрением технологии «Аусмелт». Это более высокотехнологичный способ получения черновой меди. Преобразования на «Электроцинке» мы связываем, в первую очередь, с пуском градирни воздушного охлаждения отработанного электролита. Продолжается реконструкция на СУМЗе и на других предприятиях. Подобное техобновление требует не только технологической подготовки. Оно нуждается в кадрах, обученных под запросы компании. Эти кадры будут готовиться в ТУ. Кроме того, ТУ станет площадкой для обмена опытом, что будет способствовать активной модернизации.
– Насколько я понимаю, в Техническом университете обучение пройдут и будущие сотрудники компании – учащиеся и студенты колледжей и вузов?
– Совершенно верно. Почему мы беремся за, казалось бы, не свойственные промышленным компаниям функции? Потому что нас не устраивает уровень подготовки выпускников, которые к нам приходят. Я работал на многих предприятиях, и, поверьте, картина везде примерно одинаковая. Чтобы понять причину сложившейся ситуации, нужно вспомнить период 90-х годов прошлого века. Это безвременье больно ударило по многим сферам, в том числе и по системе образования. Станислав Набойченко, бывший тогда ректором УГТУ-УПИ, говорил по этому поводу следующее: «На протяжении многих лет идет издевательство над порядочностью и терпением преподавателей высшего звена». Вузы не имели возможности укреплять материально-техническую базу, организовывать практическую подготовку студентов. А это очень важно. Помнится, раньше студенты проходили практику почти на всех предприятиях бывшего СССР! Совершенно иная картина будет в стенах нашего ТУ. Обучение в нем будет вестись таким образом, чтобы «предложение» соответствовало «спросу».
– На чем основывается ваша уверенность в том, что обучение на базе Технического университета УГМК будет идти в строгом соответствии с ожиданиями промышленников?
– За основу организации процесса обучения в ТУ, а также в вузах и колледжах, с которыми сотрудничает УГМК, берутся профессиональные стандарты компании. Что такое профессиональный стандарт? Это своеобразный алгоритм, модель «правильного» поведения сотрудника на рабочем месте. Профстандарт станет отправной точкой и в обучении студентов, и в обучении действующих работников компании, именно он будет лежать в основе образовательных программ ТУ. Нам важно не просто учить, а учить именно тому, что специалисту понадобится в процессе работы на наших предприятиях. Сейчас в компании запущен процесс по созданию профстандартов, задействована и наша служба.
– Создание Технического университета – весьма капиталоемкий проект. Нужны ли компании такие траты?
– Знаете, изречение «кадры решают все» никто не отменял. Вложения в персонал – самые эффективные. Возьмем простой пример. Получив в свое распоряжение молодого специалиста, обучение которого не соответствовало запросам производства, компания вынуждена воспитывать его сама. На это уходит 2–3 года. В материальном выражении это сумма, равная примерно 180 тысячам рублей. Умножьте ее на количество вновь прибывших работников. Даже приблизительного подсчета достаточно, чтобы понять: нам выгоднее создать собственную образовательную систему, способную воспитать «нового» специалиста.
– Вы много говорите о «новом» специалисте. Что вы вкладываете в это понятие?
– Это грамотный работник, нацеленный на постоянный рост, самообразование, владеющий точными и естественными науками. Важно знание иностранных языков, потому что «технарям» часто приходится работать с зарубежными источниками. Не забудем и о нравственной стороне: о честности, порядочности, осознании ответственности перед окружающим миром и последующими поколениями.
– Одной из главных проблем молодого специалиста работодатели называют отсутствие практических навыков. Что изменится в этом вопросе с появлением ТУ?
– Подвижки будут, и весьма существенные. Главным ядром практического модуля обучения в ТУ станет лабораторный комплекс, оснащенный необходимым оборудованием и тренажерами. Будущий металлург должен еще на стадии обучения все «пощупать»: рассчитать состав шихты, шлака, проплавить металл, свести материальный баланс. На пальцах этого не объяснить, а вот в современной лаборатории – без проблем! Известно, что в составе ТУ появятся 8 лабораторий. В 2013 году совместно с Уральским федеральным университетом будут оборудованы пирометаллургическая лаборатория, лаборатория физико-химических методов анализа. Мы создадим уникальный комплекс, где будет собрано и отечественное, и зарубежное оборудование: реакторы, пресс-фильтры, плавильные печи – одним словом, аппаратурное оснащение, охватывающее все направления деятельности компании. Лабораторный комплекс станет к тому же полигоном для проведения научно-исследовательских работ по проблемам производства. «Узкими» местами для нас являются, например, направления пирометаллургии, обработки металлов давлением.
– Из каких еще слагаемых складывается практикоориентированность обучения в стенах ТУ?
– Важно то, что к ведению образовательного процесса помимо лучших преподавателей вузов и ведущих образовательных компаний будут привлекаться высококвалифицированные руководители и специалисты УГМК, исследователи, проектанты, представители надзорных органов. Эти люди прошли отличную школу производства, их опыт бесценен, и он должен стать корпоративным достоянием. Это очень важно: в момент профессионального становления встретить настоящего учителя.
– А вы сами планируете преподавать в корпоративном университете?
– Почему бы и нет? Если меня пригласят, я с удовольствием прочитаю предложенный мне курс.
Андрей Паньшин, технический директор УГМК, кандидат технических наук:
– Недавно вместе с коллегами я побывал в Германии, где посетил учебные заведения, специализирующиеся на подготовке технических специалистов. И Рейнско-Вестфальский технический институт, и институт Рейн-Ваал активно занимаются наукой, но эта работа носит исключительно прикладной характер. Промышленники делают заказ, а ученые его выполняют. Это может быть разработка новых технологий и усовершенствование существующих, опробование материалов – одним словом, то, что волнует реальное производство. Результаты научных исследований ложатся затем в основу докторских. Более того, в научную работу вовлекаются и студенты. Вот это и есть по-настоящему практикоориентированное обучение! Выпускник, еще во время студенчества окунувшийся в производство, выходит не желторотиком, а крепким профессионалом, которого с удовольствием берут на завод.
Наталья Кадрова