Одним из ключевых требований производственной системы Альянса Renault–Nissan к персоналу, участвующему в изготовлении продукции, является предварительное обучение с подтверждением права выполнять конкретные технологические операции. Причем границы такого обучения выходят за рамки уже действующих техпроцессов – специальная подготовка сотрудников ведется со стадии проекта готовящегося к выпуску нового автомобиля.
До запуска новой модели «в серию» каждый из операторов в обязательном порядке оттачивает свое мастерство в зонах тренинга. Таким образом, к появлению новинки работник приводится в состояние полной «боевой» готовности – четко знает тонкости выполнения операций с тем, чтобы изготавливаемая продукция соответствовала требованиям по качеству.
Именно этот принцип был положен в основу организации работы производства автомобилей на платформе В0 еще на этапе его создания и формирования коллектива. Как он реализуется на практике – об этом сегодняшний разговор с начальником бюро APW сборки отдела прогресса ПАП В0 Сергеем Бабковым и мастером цеха предварительной сборки интерьера Максимом Гришаевым.
– С началом работы ПАП В0 по новому проекту формируются специальные группы в составе наиболее опытных мастеров, которые приступают к разработке FOS-документов, регламентирующих процесс изготовления будущей продукции, – говорит начальник бюро APW Сергей Бабков. – В производстве сборки автомобилей для работы над реализацией проекта выделяется по одному мастеру от каждого из четырех цехов. В период подготовки перспективной модели к серийному производству эти линейные руководители на базе написанной ими FOS-документации ведут обучение двух лучших слесарей МСР каждой из бригад цеха. Обучение проходит на образцах готовящихся к выпуску автомобилей в соседствующих с линиями сборки зонах тренинга. Подготовленные здесь операторы получают право обучать приемам работы остальной персонал своих бригад.
По этой схеме работники производства сборки ПАП В0 проходили обучение перед запуском на линию автомобилей LADA Largus и Nissan Almera. Сейчас аналогичная работа организована в рамках проекта очередной новой модели.
По словам мастера цеха предварительной сборки интерьера № 0941 Максима Гришаева, процесс разработки FOS-документов включал в себя стажировку на заводе Альянса Renault–Nissan в Румынии. На этом предприятии линейные руководители производства сборки ПАП В0 сами участвовали в процессе изготовления автомобилей, сверяя с реальностью правильность написанных ими FOS-документов. Вернувшись на АВТОВАЗ, редактировали документацию для максимального соответствия установленным требованиям. Лишь после этого началось обучение операторов.
– Во всех четырех бригадах цеха № 0941 было выбрано по два самых опытных оператора, с которых и началось освоение работы с будущей моделью, – поясняет М. Гришаев. – С помощью кузовов и деталей для сборки в зоне тренинга я показывал им правильные приемы выполнения операций, объяснял особенности новой технологии. Полностью освоив работу на каждом из постов своей бригады и пройдя валидацию, эти слесари МСР получили статус тренеров. Именно они и продолжили обучение других операторов.
Не входящие в число тренеров работники должны освоить выполнение операций на трех рабочих постах. По стандарту APW для обучения на каждом из постов отводится по четыре часа. К сегодняшнему дню более 90% производственного персонала цеха № 0941 уже прошли обучение и получили право работать с еще только готовящимся к выпуску автомобилем. В ближайшее время через зону тренинга пройдут и остальные операторы этого цеха.
Елена Демина