Строительство шахт и обогатительных фабрик, освоение новых месторождений – задачи, стоящие перед горной службой УГМК, впечатляют масштабами. Будут ли достигнуты эти амбициозные цели, во многом зависит от квалификации персонала. Горняки в кадровом вопросе решили полагаться не на случай, а на Технический университет УГМК. Именно этому учебному заведению поручено воспитание настоящего горняка. Об этом – интервью с директором по горному производству ООО «УГМК-Холдинг» Григорием Рудым.
– Григорий Николаевич, на развитие горной отрасли в 2013 году УГМК выделяет миллиарды рублей. Какие проекты в этой сфере Вы считаете наиболее знаковыми?
– К 2018 году по объемам переработки сырья мы должны выйти на показатель 31 млн тонн руды в год. Работа предстоит большая: строительство ствола шахты «Новая» и Северного вентиляционного ствола на Гайском ГОКе, шахт «Клетьевая» и «Южная» в ООО «Башкирская медь», ствола «Южный» в ЗАО Бурибаевский ГОК. На севере Свердловской области запланировано возведение обогатительной фабрики и др. Успех будет зависеть от многих составляющих, но одну из ключевых ролей, безусловно, сыграют кадры. Понятно, что без необходимого числа профессиональных работников нам с этими задачами будет справиться крайне сложно.
– А какие специалисты по вашим направлениям сейчас в дефиците? Какой заказ вы делаете в адрес Технического университета УГМК?
– Инженеры-шахтостроители по-прежнему остаются остродефицитными. В начале 90-х годов в стране практически остановились работы по освоению и доработке месторождений. Специалисты того времени попросту ушли на пенсию, не передав свой опыт молодым. Мы же в последние годы широко развиваем эту деятельность: ведем строительство рудников, проходку вертикальных стволов шахт, капитальные выработки в нарушенных массивах… И инженеры нам крайне необходимы. Горное дело не может существовать и без вспомогательных специалистов, которыми рынок труда также не богат, – это и энергетики, и механики, и маркшейдеры, и геологи.
Каждый инженер, руководитель должен обладать не только профессиональными компетенциями, но и уметь организовать командную работу, определить цели и пути их достижения, знать принципы мотивации. Это не впитывается с молоком матери, а приобретается через обучение и многолетний опыт.
Думаю, что Технический университет УГМК как раз и станет тем инструментом, который позволит сконцентрировать опыт, умения, теоретические знания в различных направлениях и передать все это и молодому поколению. Да и опытным специалистам ТУ позволит развивать недостающие компетенции…
– Вашим подчиненным многому приходится учиться?
– Горняки учатся много и охотно. Другое дело, что имеющиеся сейчас курсы, семинары не всегда дают именно те знания, которые нам нужны. Все-таки провайдеры образовательных программ мало знакомы с нашей спецификой, и потому в финале обучения часто появляется легкое разочарование: опять не то! Поэтому мы с надеждой ожидаем открытия корпоративного университета, все образовательные программы для которого составляются с учетом современных требований предприятий холдинга к персоналу. Как известно, сейчас идет работа над созданием корпоративных профессиональных стандартов (далее - "ПС"), в которых до деталей прописывается «портрет идеального работника УГМК».
– Специалисты вашей службы тоже участвуют в разработке профессиональных стандартов. Какие компетенции прописываются в ПС для современных работников?
– Главным образом, компетенции в вопросах промышленной безопасности и охраны труда, опасного производства. Это нужно знать и понимать, как Отче наш. Немаловажную роль играют и личностные качества современных специалистов, показатели их физического и эмоционального здоровья, необходимые для работы в «горе».
Рис. 1. Механизм применения профессиональных стандартов (ПС)
– В вашей службе до конца года стоит задача разработать около 230 ПС. Как далеко удалось продвинуться в этом вопросе?
– На сегодняшний день разработан 81 ПС по профессиям горнодобывающей отрасли, причем не только на рабочие специальности. Мы уже утвердили документы на двух специалистов: на гидрогеолога и маркшейдера на Гайском ГОКе. Отмечу, что при создании ПС на специалистов потребовался более глубокий анализ их профессиональной деятельности, последовательности выполнения трудовых действий, системы делового сотрудничества внутри подразделения и между структурными подразделениями и т. д. Только такой скрупулезный подход в дальнейшем даст возможность объективно оценивать результат работы специалиста.
– Вообще профессиональный стандарт – это иной подход к оценке персонала…
– Да, во-первых, он позволит тестировать работника по конкретным профессиональным компетенциям, в должностной инструкции они не были так полно отражены, как в ПС. Во-вторых, стандарты дадут возможность оценивать сотрудника на соответствие корпоративным требованиям. Они задаются таким образом, что определяют его тенденции для делового роста, расширения профессионального кругозора, развития делового потенциала.
В итоге мы сможем выявить недостающие знания у работающих у нас людей в области производства, управленческих процессов и т. д., дать им возможность для самоанализа, личностного роста. Мы будем четко понимать, в каком направлении нам необходимо развивать персонал, какие образовательные программы нужны нашим работникам сегодня и какие потребуются в перспективе.
– Вы заявились на создание 4-х профильных кафедр в ТУ УГМК от вашей службы. По какому принципу они формируются?
– Мы формируем кафедры в соответствии с направлениями стратегических задач, поставленных перед нашей службой. Так, одна из них – это полнота выемки руд из недр месторождений. Разработка месторождений и добыча полезных ископаемых всегда была сложным ремеслом, а теперь ситуация усугубляется тем, что месторождения характеризуются сложной морфологией залегания рудных тел. Соответственно, придется потрудиться, чтобы извлечь полезные ископаемые, причем с минимальными экономическими затратами.
Вторая немаловажная задача – повышение и комплексность извлечения полезных компонентов из добытой рудной массы в концентраты. Сегодня мы получаем медный концентрат качеством 19,6 %, цинковый – 51,2 %. Эти показатели надо улучшать. Это непросто, учитывая, что в переработке сегодня находится труднообогатимое сырье. Для достижения качественного результата мы часто создаем комбинированные схемы, где присутствуют и гидрометаллургия, и гравитация. Обогащение сегодня становится практически искусством.
Также в числе основных направлений – обеспечение сырьевой безопасности холдинга, снижение техногенного воздействия на природу и минимизация экологических рисков.
– В результате какую практическую пользу должны принести эти кафедры предприятиям холдинга?
– Через кафедры мы планируем формировать информационные базы по каждому из ключевых направлений. Это и проблематика, и пути ее решения на различных предприятиях, достижения науки и технологий. Эти базы послужат для передачи опыта специалистам разных предприятий, будут использоваться в процессе ведения образовательной деятельности в ТУ.
Кроме того, понимая важность кадрового вопроса, через кафедры мы планируем привлекать специалистов, толковых аспирантов и даже студентов к участию в научно-исследовательских работах, проводимых в рамках НИиОКР. Молодые работники приобретут умение анализировать производственные ситуации, навыки решения производственных задач, и в дальнейшем, я надеюсь, многие из них станут руководителями предприятий.
Технический университет в целом и профильные кафедры в частности мы воспринимаем как инструмент, с помощью которого можно сконцентрировать знания и достижения не только предприятий холдинга, но и мирового опыта по нашему профилю деятельности, результаты научных исследований, экспериментов и внедрений. Мы сможем передавать эти знания и уже действующим на ГОКах специалистам, и молодежи, которая через несколько лет придет работать в УГМК.
– В Вашем ведении находится также управление промбезопасности и охраны труда. Какие возможности для повышения промышленной безопасности на производстве появятся с вводом университета?
– ТУ даст прекрасную возможность организовывать крупные семинары для работников организаций компании с привлечением представителей надзорных органов, руководителей отраслевого направления в области промбезопасности, ну и, конечно, сам образовательный процесс по образовательным программам, в разработке которых принимают участие как профессорско-педагогический состав вузов, так и ведущие специалисты «УГМК-Холдинга».
Кроме того, ТУ – это и возможность обмена опытом. Предполагаю, что одним из важных моментов при организации таких семинаров будет проведение «круглых столов» с обсуждением и острых производственных вопросов, и изменений в законодательстве, и постановка стратегических задач в направлении повышения производственной безопасности и охраны труда. Этот ресурс мы планируем и будем использовать не только в части промбезопасности, но и в экологии.
– Участвуете ли в формировании аппаратурного оснащения лабораторного комплекса при Техническом университете? Какое оборудование вызывает наибольший профессиональный интерес?
– Да, конечно, мы приняли самое активное участие в подготовке перечня оборудования для лаборатории обогащения и рудоподготовки. Фактически в этой лаборатории будет построена обогатительная фабрика в миниатюре, что позволит, не останавливая производство на предприятии, полностью моделировать технологические и химические процессы, происходящие на реальной фабрике: менять степень дробления, тонину помола рудной массы, изменять реагентные режимы обогащения, перенаправлять потоки пульпы по флотомашинам.
Это универсальное оборудование позволит решать сразу несколько задач: обучать студентов на реально действующем оборудовании через лабораторные и практические работы; проводить исследования учеными и аспирантами; демонстрировать результаты исследований специалистам предприятий.
– Во многом прикладной характер образования, получаемого в стенах ТУ УГМК, его идеологи связывают с институтом корпоративных преподавателей. Будут ли в их рядах и ваши представители?
– Это даже не обсуждается. В списке экспертов, участвующих в разработке образовательных программ для ТУ УГМК, от нашей службы числятся 19 человек. Некоторые из них включены в число потенциальных корпоративных преподавателей. Отличный пример всем показал генеральный директор УГМК Андрей Козицын, когда заявил о своей готовности читать лекции слушателям университета. Мы также будем прилагать усилия для привлечения к преподаванию в ТУ зарубежных специалистов – представителей фирм-поставщиков оборудования. Они, что называется, в теме, и у них есть чему поучиться.
Андрей Кравцов