24 марта 2011 года Президент ОАК Михаил Погосян и руководитель Федеральной службы по надзору в области образования и науки Любовь Глебова подписали Соглашение о сотрудничестве в области качественной подготовки кадров для отечественного авиастроения.
«ПО Существу», Корпоративный журнал ОАО «Компания «Сухой», № 2, 2011 www.sukhoi.org/
24 марта 2011 года Президент ОАК Михаил Погосян и руководитель Федеральной службы по надзору в области образования и науки Любовь Глебова подписали Соглашение о сотрудничестве в области качественной подготовки кадров для отечественного авиастроения.
Сертификация является одной из составных частей системного подхода к подготовке высокопрофессиональных кадров, таких как отраслевые олимпиады для школьников и студентов, целевой набор и целевая подготовка, стажировки на серийных заводах для студентов и преподавателей ВУЗов и СУЗов, и завершающее звено - сертификация.
Соглашение призвано расширить совместную деятельность ОАК и Рособрнадзора в сфере проведения государственной политики в области развития системы качественного технического образования, подготовки и переподготовки квалифицированных инженерно-технических кадров в области авиастроения, участия в подготовке предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и проектов нормативных правовых актов, направленных на развитие высшего профессионального образования и подготовку специалистов в области авиастроения.
Соглашение будет также способствовать созданию и развитию элементов инновационной инфраструктуры; взаимодействию авиастроительных предприятий с научно-исследовательскими организациями и образовательными учреждениями; развитию научно-технического прогресса и научно-технической деятельности молодежи в сфере отечественного авиастроительного комплекса, ориентированной на нужды отечественной экономики.
Как заявил на церемонии подписания соглашения Президент ОАК Михаил Погосян, «мы понимаем, что создание инновационных производств, определенное государством как приоритетный вектор развития промышленности, невозможно без одной из главных ресурсных составляющих - высокопрофессиональных руководителей и инженерно-технических работников. И поэтому придаем большое значение качественной подготовке кадров для отечественного авиастроительного комплекса в целях поступательного развития системы профессионального образования и повышения качества подготовки кадров для предприятий ОАК».
30 марта 2001 года Президент РФ Дмитрий Медведев в Магнитогорске провел заседание Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики РФ, которое было посвящено вопросам подготовки инженерных кадров в стране. Накануне во время встречи со студентами и преподавателями технических вузов глава государства заявил, что по итогам Комиссии подпишет необходимые поручения по данной тематике.
По мнению Дмитрия Медведева, в России необходимо разработать профессиональные стандарты в качестве базы для обучения специалистов, то есть создать «национальную карту квалификации». Сейчас около 70 профессиональных стандартов уже одобрено РСПП, еще около ста - находятся в разработке.
В настоящее время сформировался состав высокотехнологичных секторов промышленности (таких как авиационная промышленность, двигателестроение, судостроение, радиоэлектронная промышленность, энергетическое машиностроение и ряд других), в которых Российская Федерация обладает или претендует на создание в среднесрочной и долгосрочной перспективе серьезных конкурентных преимуществ. Поэтому развитие кадрового потенциала именно в этих высокотехнологичных секторах должно стать приоритетом государства.
В 2010 году Компания «Сухой» в составе ОАК впервые за всю историю существования отечественной системы подготовки инженерно-технических кадров в нашей стране в соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации «Общие требования к органам по сертификации персонала» - ISO/IEC 17024:2003 осуществила разработку и апробацию системы сертификации выпускников вузов авиастроительного профиля. Эта работа стала реакцией на те процессы модернизации, которые проходят в нашем обществе в настоящее время. Развитие авиастроения в России невозможно без решения вопросов качественного кадрового обеспечения, отвечающего потребностям отрасли. В этой связи модернизация системы образования становится исключительно важной в условиях перехода к инновационной экономике, а система сертификации является тем необходимым звеном, которое обеспечивает выходной контроль уровня профессиональных компетенций выпускников профильных вузов.
Система добровольной сертификации осуществляется для установления соответствия требованиям Профессиональных стандартов в области авиастроения и, по сути, является признаком рыночных отношений и развивающегося гражданского общества в нашей стране. Несмотря на наличие достаточно большого опыта проведения сертификации в России, в том числе под эгидой крупных международных компаний, сертификация инженерных кадров, вообще, и авиастроительного профиля, в частности, является по-своему уникальным прецедентом, реализованным в 2010 году. Таким образом, авиационная отрасль стала пионером в области сертификации выпускников и специалистов-инженеров, реализовав данные процедуры на практике и создав ее пилотную, теоретическую, методическую и организационно-техническую базы.
Важнейшим достижением в работе по созданию системы сертификации стала глубокая интеграция потенциала и кооперация профильных учебных заведений системы высшего профессионального образования и предприятий авиастроительного комплекса, задействованных в работах по созданию и реализации концепции сертификации выпускников и специалистов. В работах по разработке и апробации системы сертификации принимали участие ведущие университеты и предприятия отрасли: Казанский государственный технический университет (Казанский авиационный институт), Московский авиационный институт (технический университет), Новосибирский государственный технический университет, Компания «Сухой», РСК «МИГ», корпорация «Иркут», компания «Туполев». Именно тесное взаимодействие государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и промышленных авиастроительных предприятий позволило достичь высоких результатов в создании всех элементов сертификационного комплекса, начиная от разработки компетентностных моделей специалистов и выпускников и заканчивая созданием системы их сертификационных измерений.
Развитие и совершенствование начатых процедур сертификации является, очевидно, делом не только целесообразным, но и необходимым для авиастроительной отрасли. А сама концепция процедуры сертификации актуальна, аргументирована, результаты теоретических исследований воспроизводимы, а использование взаимодополняющих методов и подходов адекватно тем задачам, которые поставлены отраслью.
Сертификация инженерных кадров авиастроительного профиля в России - это новое слово в обеспечении качества подготовки высококвалифицированных специалистов, востребованных рынком труда. Данная задача является актуальной и практически значимой как для системы профессионального образования, так и для предприятий авиастроительного профиля. Здесь можно отметить ряд объективных причин. Это, прежде всего, необходимость независимой и достоверной оценки качества подготовки выпускников вузов, возможность создания конкурентных преимуществ при трудоустройстве выпускников по специальности и перспективы обеспечения соответствия содержания Профессиональных стандартов с Федеральными государственными образовательными стандартами.
Полученные в результате апробации системы сертификации результаты стали крайне полезными для продолжения развития работ в данном направлении, показали свою работоспособность, высокую функциональность и общность подходов к реализации. Это открывает новые перспективы использования созданной научно-методической базы сертификации для всестороннего внедрения и использования на предприятиях отрасли и в профильных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Важным итогом апробации стало подтверждение эффективности методических требований к разделам компетентностных учебно-методических комплексов и адекватности содержания измерительных материалов, позволивших комплексно осуществить процедуру контроля умений, навыков и профессиональных действий выпускников. Общая компоновка структуры и содержания рабочей программы образовательного модуля, содержащей пакет теоретических и практических материалов, упражнения и контрольно-измерительные материалы является удачной и может быть тиражирована. Социальная значимость процедуры сертификации также не вызывает сомнения и подтверждается высокой мотивацией ее участников, активным участием всех заинтересованных сторон, популяризацией данных процедур уже на предварительных этапах апробационных процессов.
Следует рекомендовать перенос разработанной и апробированной научно-методической и измерительной базы на другие направления и специальности авиастроительного профиля, для которых формирование профессиональных стандартов еще не закончено или не проводилось.