0 комментариев

Российское авиастроение: сертификация кадров

24 марта 2011 года Президент ОАК Михаил Погосян и руководитель Федеральной службы по надзору в области образования и науки Лю­бовь Глебова подписали Соглашение о сотрудничестве в области ка­чественной подготовки кадров для отечественного авиастроения.

«ПО Существу», Корпоративный журнал ОАО «Компания «Сухой»,  № 2, 2011 www.sukhoi.org/

 

24 марта 2011 года Президент ОАК Михаил Погосян и руководитель Федеральной службы по надзору в области образования и науки Лю­бовь Глебова подписали Соглашение о сотрудничестве в области ка­чественной подготовки кадров для отечественного авиастроения.

Сертификация является одной из составных частей системного подхо­да к подготовке высокопрофессиональных кадров, таких как отрасле­вые олимпиады для школьников и студентов, целевой набор и целевая подготовка, стажировки на серийных заводах для студентов и препо­давателей ВУЗов и СУЗов, и завершающее звено - сертификация.

Соглашение призвано рас­ширить совместную деятель­ность ОАК и Рособрнадзора в сфере проведения государ­ственной политики в области развития системы качественно­го технического образования, подготовки и переподготовки квалифицированных инженер­но-технических кадров в об­ласти авиастроения, участия в подготовке предложений по совершенствованию законода­тельства Российской Федера­ции и проектов нормативных правовых актов, направлен­ных на развитие высшего про­фессионального образования и подготовку специалистов в области авиастроения.

Соглашение будет также способствовать   созданию   и развитию элементов инноваци­онной инфраструктуры; взаи­модействию авиастроительных предприятий с научно-иссле­довательскими организациями и образовательными учрежде­ниями; развитию научно-тех­нического прогресса и науч­но-технической деятельности молодежи в сфере отечествен­ного авиастроительного ком­плекса, ориентированной на нужды отечественной эконо­мики.

Как заявил на церемонии подписания соглашения Пре­зидент ОАК Михаил Погосян, «мы понимаем, что создание инновационных производств, определенное государством как приоритетный вектор раз­вития промышленности, не­возможно без одной из глав­ных ресурсных составляющих - высокопрофессиональных ру­ководителей и инженерно-тех­нических работников. И поэто­му придаем большое значение качественной подготовке кад­ров для отечественного авиа­строительного комплекса в це­лях поступательного развития системы профессионального образования и повышения ка­чества подготовки кадров для предприятий ОАК».

30 марта 2001 года Прези­дент РФ Дмитрий Медведев в Магнитогорске провел заседа­ние Комиссии по модерниза­ции и технологическому раз­витию экономики РФ, которое было посвящено вопросам под­готовки инженерных кадров в стране. Накануне во время встречи со студентами и препо­давателями технических вузов глава государства заявил, что по итогам Комиссии подпишет необходимые поручения по данной тематике.

По мнению Дмитрия Мед­ведева, в России необходимо разработать профессиональ­ные стандарты в качестве базы для обучения специалистов, то есть создать «национальную карту квалификации». Сей­час около 70 профессиональ­ных стандартов уже одобрено РСПП, еще около ста - нахо­дятся в разработке.

В настоящее время сформи­ровался состав высокотехноло­гичных секторов промышлен­ности (таких как авиационная промышленность, двигателестроение, судостроение, радио­электронная промышленность, энергетическое машиностро­ение и ряд других), в которых Российская Федерация облада­ет или претендует на создание в среднесрочной и долгосроч­ной перспективе серьезных конкурентных преимуществ. Поэтому развитие кадрового потенциала именно в этих вы­сокотехнологичных секторах должно стать приоритетом го­сударства.

В 2010 году Компания «Су­хой» в составе ОАК впервые за всю историю существования отечественной системы под­готовки инженерно-техничес­ких кадров в нашей стране в соответствии с Национальным стандартом Российской Феде­рации «Общие требования к органам по сертификации пер­сонала» - ISO/IEC 17024:2003 осуществила разработку и апробацию системы серти­фикации выпускников вузов авиастроительного профиля. Эта работа стала реакцией на те процессы модернизации, которые проходят в нашем обществе в настоящее время. Развитие авиастроения в России невозможно без решения вопросов качественного кад­рового обеспечения, отвечаю­щего потребностям отрасли. В этой связи модернизация сис­темы образования становится исключительно важной в ус­ловиях перехода к инноваци­онной экономике, а система сертификации является тем необходимым звеном, которое обеспечивает выходной кон­троль уровня профессиональ­ных компетенций выпускни­ков профильных вузов.

Система добровольной сертификации осуществляет­ся для установления соответ­ствия требованиям Професси­ональных стандартов в области авиастроения и, по сути, яв­ляется признаком рыночных отношений и развивающегося гражданского общества в на­шей стране. Несмотря на на­личие достаточно большого опыта проведения сертифика­ции в России, в том числе под эгидой крупных международ­ных компаний, сертификация инженерных кадров, вообще, и авиастроительного профи­ля, в частности, является по-своему уникальным прецеден­том, реализованным в 2010 году. Таким образом, авиаци­онная отрасль стала пионером в области сертификации вы­пускников и специалистов-ин­женеров, реализовав данные процедуры на практике и со­здав ее пилотную, теоретичес­кую, методическую и органи­зационно-техническую базы.

Важнейшим достижением в работе по созданию систе­мы сертификации стала глу­бокая интеграция потенциа­ла и кооперация профильных учебных заведений системы высшего профессионального образования и предприятий авиастроительного комплек­са, задействованных в рабо­тах по созданию и реализации концепции сертификации вы­пускников и специалистов. В работах по разработке и апро­бации системы сертификации принимали участие ведущие университеты    и    предприятия отрасли: Казанский го­сударственный технический университет (Казанский ави­ационный институт), Москов­ский авиационный институт (технический университет), Новосибирский государствен­ный технический универси­тет, Компания «Сухой», РСК «МИГ», корпорация «Иркут», компания «Туполев». Имен­но тесное взаимодействие государственных образова­тельных учреждений высшего профессионального образова­ния и промышленных авиа­строительных предприятий позволило достичь высоких результатов в создании всех элементов сертификацион­ного комплекса, начиная от разработки компетентностных моделей специалистов и выпускников и заканчивая со­зданием системы их сертифи­кационных измерений.

Развитие и совершенство­вание начатых процедур серти­фикации является, очевидно, делом не только целесообраз­ным, но и необходимым для авиастроительной отрасли. А сама концепция процедуры сертификации актуальна, ар­гументирована,   результаты теоретических исследований воспроизводимы, а использо­вание взаимодополняющих методов и подходов адекватно тем задачам, которые постав­лены отраслью.

Сертификация инженер­ных кадров авиастроитель­ного профиля в России - это новое слово в обеспечении ка­чества подготовки высококва­лифицированных специалис­тов, востребованных рынком труда. Данная задача являет­ся актуальной и практически значимой как для системы профессионального образо­вания, так и для предприятий авиастроительного профиля. Здесь можно отметить ряд объективных причин. Это, прежде всего, необходимость независимой и достоверной оценки качества подготовки выпускников вузов, возмож­ность создания конкурентных преимуществ при трудоуст­ройстве выпускников по спе­циальности и перспективы обеспечения соответствия со­держания Профессиональных стандартов с Федеральными государственными образова­тельными стандартами.

Полученные в результате апробации системы сертифи­кации результаты стали край­не полезными для продолже­ния развития работ в данном направлении, показали свою работоспособность, высокую функциональность и общность подходов к реализации. Это открывает новые перспективы использования созданной на­учно-методической базы сер­тификации для всестороннего внедрения и использования на предприятиях отрасли и в профильных образовательных учреждениях высшего профес­сионального образования.

Важным итогом апроба­ции стало подтверждение эффективности методичес­ких требований к разделам компетентностных учебно-методических комплексов и адекватности содержания измерительных материалов, позволивших комплексно осу­ществить процедуру контроля умений, навыков и професси­ональных действий выпускни­ков. Общая компоновка струк­туры и содержания рабочей программы образовательного модуля, содержащей пакет те­оретических и практических материалов, упражнения и контрольно-измерительные материалы является удачной и может быть тиражирована. Социальная значимость про­цедуры сертификации также не вызывает сомнения и под­тверждается высокой мотива­цией ее участников, активным участием всех заинтересован­ных сторон, популяризацией данных процедур уже на пред­варительных этапах апробационных процессов.

Следует рекомендовать пе­ренос разработанной и апро­бированной научно-методи­ческой и измерительной базы на другие направления и спе­циальности авиастроительно­го профиля, для которых фор­мирование профессиональных стандартов еще не закончено или не проводилось.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Толковая статья автора-практика. Полная версия - в крайнем номере альманаха "Управление произво... Из личного опыта: как вовлечь сотрудников в процесс непрерывного совершенствования
Никакая программа не позволяет "выявлять причины брака", только сигналы об изменениях в пр... За качество берётся статистика: SPC на «КАМАЗе»
Добрый день, Статистическое управление процессами - это не сравнение контролируемых значений с г... За качество берётся статистика: SPC на «КАМАЗе»
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”