«ALгоритм успеха» 0 комментариев

Корпорация «Русские машины»: Рабочие нового поколения

Футурологи давно обещают: вот-вот настанет время, когда рабочие станут не нужны, а всю механическую работу будут выполнять роботы. Однако повальной роботизации производств пока не происходит, а количество квалифицированных рабочих, между тем, катастрофически сокращается. Впрочем, корпорация «Русские машины» нашли способ утолить «кадровый голод» в машиностроительной отрасли.

Благодарим редакцию журнала за предоставление данного материала.

Специалисты кадровых служб уже не один год бьют тревогу: в скором времени промышленность может очутиться на грани катастрофы, так как не только работать «у станка» окажется некому, но некому будет и научить новое поколение, поскольку нынешние редкие специалисты попросту уйдут на пенсию. Первые симптомы «кадрового голода», если верить СМИ и экспертам по рынку труда, стали проявляться более десяти лет назад, когда стало понятно, что экономистов, юристов, дизайнеров и психологов вузами выпущено чуть ли не на порядок больше, чем инженеров, а конкурс в средние учебные заведения по промышленным специальностям упал практически до нуля. О том, что проблема существует, признают уже и на государственном уровне «Сейчас средний возраст специалистов рабочих профессий превышает 50 лет, а на рынке труда нет резерва подготовленных рабочих, поскольку престиж рабочих профессий утерян, - забил тревогу еще в прошлом году губернатор Кузбасса Аман Тулиев. – Более того, ситуация с рабочими специальностями такова, что через пять, максимум семь лет промышленное производство в России полностью лишится высококвалифицированных инженеров-практиков!»

Между тем, спрос со стороны бизнеса на высококвалифицированных рабочих только растет: промышленные объекты в России продолжают строиться, и компаниям жизненно необходимы новые рабочие руки. Например, одной лишь Группе ГАЗ, запускающей несколько новых производственных проектов, сейчас требуется около 6000 человек. А в Кузбассе, по словам того же Амана Тулиева, общая нехватка специалистов в прошлом году превысила 15 тыс. человек. «Дело даже не в том, что людей совсем нет, - поясняет губернатор. – Просто современному производству требуются специалисты высокой квалификации, обладающие как теоретическими, так и практическими знаниями. А те немногие представители молодого поколения, которые сейчас заканчивают профильные учебные заведения по рабочим специальностям, увы, не вполне соответствуют требованиям работодателей».

Можно долго рассуждать о том, в чем корни этой проблемы: в учебных программах, отсутствии практики во время учебы, нехватке преподавателей, неразвитости системы переподготовки и повышения квалификации, недостаточности внимания к проблеме со стороны государства… Но бизнес – есть бизнес. Компании, заинтересованные в развитии, предпочитают не копаться в причинах проблем, не ждать помощи от государства, а брать ситуацию в свои руки.

Первые шаги

Еще в 2006 году Фонд «Вольное дело» Олега Дерипаски, решив, что «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», инициировал проект «Рабочие нового поколения», который был направлен на подготовку в ССУЗах десяти российских регионов высококвалифицированных специалистов с учетом реальных требований конкретных предприятий. Проект реализовывался группой «Базовый элемент» в партнерстве с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП).

Тогда в основу новой программы лег курс «Бережливое производство», учебник по которому специально под данный проект выпустил Фонд «Вольное дело». Особое внимание в учебнике, да и во все программе, уделялось инструментам обнаружения и устранения потерь, повышения производительности труда за счет более эффективной организации процесса работы. Всего же было введено 14 новых курсов по специальным предметам, совместно с компанией Microsoft внедрена Единая информационная система обучения. В рамках программы в учебных заведениях было организовано 13 новых учебно-лабораторных комплексов, модернизировано 12 мастерских и аудиторий, создано 12 эталонных рабочих мест, организовано 17 учебных классов по изучению принципов Производственной системы «ГАЗ». Около 3,5 тысяч учеников изучили курс «Бережливое производство», а их дипломные проекты были основаны на рацпредложениях, внедренных в реальное производство. «Идею воспитывать и готовить собственные кадры для завода мы уже оценили, - говорит директор по производству автомобильного завода ГАЗ Евгений Горынин. - Когда выпускник этой программы приходит к нам, он уже имеет высочайшую квалификацию, адаптирован к производству, владеет двумя-тремя смежными профессиями и умеет работать в соответствии с принципами «бережливого производства».

Несмотря на успешный старт, вскоре программа была приостановлена: развивать ее дальше помешал экономический кризис. А в 2011 году проект «Рабочие нового поколения» был возобновлен – в новом формате. Его реализацию начал осуществлять концерн «Русские машины».

Революционные нововведения

Рестарт программы удалось осуществить благодаря привлечению государственного финансирования. Министерство образования и науки РФ объявило конкурс проектов в сфере специального образования на основе частно-государственного партнерства. Обязательное условие для конкурсантов: предприятия и профильные учебные заведения, участвующие в проекте, должны быть «в одной связке», а финансирование должно осуществляться на паритетной основе из средств федерального и регионального бюджетов, а также бизнеса.

«К участию в конкурсе мы готовились полтора года, - рассказывает директор Департамента HR-проектов ОАО «Русские машины» Ирина Шакун. – Сначала тщательно отбирали учебные заведения, с которыми будем работать: ездили, смотрели учеников, учебную базу, встречались с директорами и преподавателями, изучали, насколько они готовы меняться и учить по новым методикам, как у них выстроены отношения со студентами. В итоге отобрали пять профильных учебных заведений в Нижегородской области и два – в Хакасии. Позже к проекту присоединились три ССУЗа в Мордовии. После победы в конкурсе мы получили необходимое нам государственное финансирование: каждый год для ССУЗов, участвующих в проекте, выделяется порядка 20-30 млн рублей».

«Революцию в образовании» «Русские машины» начали с изменения самой системы обучения в «своих» учебных заведениях. Сразу же решили отказаться от привычной формы образования, когда лекции чередуются с семинарами и практическими занятиями. Вместо нее ввели модульную, когда каждый курс содержит все необходимые дисциплины (техника безопасности, бережливое производство и т.п.), а практические занятия становятся частью каждого «урока», причем соотношение теории и практики – 30 к 70. На деле это выглядит так: во время занятия преподаватель кратко, в течение 20 минут, объясняет студентам, как выполнять ту или иную операцию. После чего они тут же, на стоящем в учебном классе оборудовании, выполняют ее самостоятельно.

Понятно, что такой нестандартный подход потребовал существенного обновления материально-технической базы учебных заведений, которое в итоге осуществлялось за счет полученных от государства средств. Переоснащение каждого училища обошлось в 16-20 млн рублей. При этом количество и модификацию приобретаемого оборудования ССУЗы согласовывали с «Русскими машинами» - покупались самые современные аналоги станков, работающих на заводах концерна. В итоге студенты получили возможность учиться на тех станках, на которых потом, после модернизации производств, им придется работать. То есть концерн получает сразу готовых специалистов с заделом на будущее - их уж точно не придется переучивать.

Обязательный элемент системы – практика на предприятии. Причем если студенты обычных ССУЗов отправляются на завод всего на пару месяцев в году, то участники программы «Рабочие нового поколения» практикуются на предприятии еженедельно. «На заводе к ним прикрепляется наставник, который курирует их во время практических занятий, - рассказывает Ирина Шакун. - Сейчас мы определяем сотрудников, которые, оставаясь работниками предприятия, будут занимать должность мастера производственного обучения, вести практику, разъяснять, как работать с оборудованием, показывать, как делать ту или иную деталь. Таким образом, мы убиваем двух зайцев. Во-первых, получаем возможность заранее знакомиться с будущими работниками, уже на втором-третьем курсе выбирать тех, кто нам интересен, и находить для них идеальную позицию на предприятии. А во-вторых, мы сокращаем срок адаптации новых работников: еще во время учеб ымолодой человек привыкает к наставнику, к рабочему месту, к коллективу, к заводу, узнает внутренние правила и особенности работы завода».

Кстати, модульная система позволяет сделать процесс обучения гибким. Если необходимо подготовить специалиста, владеющего дополнительными навыками, то в его программу обучения просто встраивается дополнительный модуль.

По новым стандартам

Впрочем, любые революции в сфере образования в России упираются в государственные стандарты. Скажем, в нашей стране компания не может учредить свой собственный университет, набрать в него абитуриентов, а по окончании выдать диплом, к примеру, специалиста по бережливому производству. И хотя преподавание в таком учебном заведении может быть на порядок выше и качественнее, чем в государственном вузе, сертификат о его окончании будет считаться «филькиной грамотой». Чтобы получить официальный статус такой университет должен разработать программу обучения, вынести ее на согласование в Минобрнауки, получить множество разрешительных документов – то есть пройти все возможные и невозможные бюрократические барьеры. Например, тем же ССУзам, вошедшим в программу «Рабочие нового поколения», требовалось специальное разрешение властей на то, чтобы начать преподавать на качественно новом уровне. «Все региональные специальные учебные заведения подчиняются местным министерствам образования и должны проводить обучение по единым, утвержденным министерством, стандартам и программам, - поясняет Ирина Шакун. - Теоретически шаг вправо, шаг влево считается "попыткой к бегству"».

Но оказалось, что отойти от стандартов все же можно – правда, для этого ССУЗ должен получить статус экспериментальной площадки, который предоставляется на три года. К счастью, министерство в данном случае было на стороне программы, так как и федеральные органы власти, и местные понимали, что изменения необходимы. «Техническое перевооружение промышленности диктует свои условия системе профессионального образования, она должна меняться, подстраиваясь под интересы производства, - соглашается заместитель министра образования Нижегородской области Николай Бабанов. - Проект «Рабочие нового поколения» имеет важное значение для реализации стратегии развития Нижегородской области, в которой как приоритетные направления обозначены машиностроительная и автомобилестроительная отрасли».

На практике, революционными в программе стали не только методики преподавания. Важный этап – разработка профстандартов. Программа «Рабочие нового поколения» предусматривает обучение студентов по шести специальностям: токарь, фрезеровщик, газоэлектросварщик, слесарь механосборочных работ, слесарь-ремонтник и литейщик - именно эти профессии являются самыми востребованными на заводах «Русских машин». Профессиональные стандарты по этим специальностям уже устарели. Поэтому специально для программы в рекордные сроки всего за полгода были разработаны новые профессиональные стандарты. Для сравнения: Высшая школа экономики один профстандарт разрабатывает в течение полутора лет. К этой работе «Русские машины» привлекли профильных специалистов и сотрудников Центра изучения профессионального образования. Разработка стандартов велась в ходе семинаров (каждый по 5 дней), во время которых специалисты составляли учебные материалы, методички, учебные задания, рабочие тетради – с задачами, рисунками, графиками. Всего в Нижнем Новгороде их прошло около десятка.

Теперь концерн «Русские машины» намерен получить на новые профстандарты лицензию Министерства образования и науки РФ. После получения грифа «Одобрено» будет объявлен конкурс среди преподавателей на написание учебников по соответствующим дисциплинам в соответствии с требованиями модулей, победитель получит грант. Причем эти учебники будут как «бумажными», так и электронными, интегрированными в систему дистанционного образования «Базового элемента».

Откуда берутся дети?

Одной из главных проблем, с которыми столкнулись «Русские машины» при реализации проекта, стал дефицит абитуриентов – сказывается не лучшая демографическая ситуация и то, что большинство школьников стремятся поступить в вузы, получить высшее образование. В некоторых городах, например, в Арзамасе, стараются «завербовать» будущих учащихся еще в школе, за каждого ребенка ведется упорная борьба между несколькими будущими работодателями. Впрочем, «Русским машинам» не привыкать к конкуренции. В компании решили прибегнуть к нестандартным решениям привлечения учеников в свою новую образовательную программу. Первое решение лежало «на поверхности». Рабочие – это прежде всего, мальчики. А чего мальчики, только-только закончившие школу, стараются избежать? Правильно – призыва в армию. «Русским машинам» удалось договариваться с Министерством обороны РФ, чтобы пять-десять лучших студентов, обучающихся по программе «Рабочие нового поколения», получали «бронь» от призыва в армию, а их учеба засчитывалась бы в качестве альтернативной службы. Одно это на порядок повысило популярность программы среди выпускников школ!

Второе решение – гарантия трудоустройства выпускников программы. Именно этот вопрос беспокоит как молодое поколение, так и их родителей. И «Русские машины» взялись его решить. «Мы планируем установить определенную квоту для предприятий, - рассказывает Ирина Шакун. - Допустим, они принимают тысячу человек на работу. Из них порядка 250 должны быть выпускники наших профильных ССУЗов, которые, кстати, охотно идут на завод. Они его хорошо знают, потому что во время учебы бывали там каждую неделю, у многих из них родители там работают, дедушки работали в свое время. И они готовы идти по стопам отцов. Главное, чтобы наши предприятия готовы были их принять».

Наконец, третье решение в рамках стратегии популяризации программы «Рабочие нового поколения» появилось только в начале этого года. «Хорошему проекту нужна хорошая реклама», - решили в «Русских машинах» и привлекли подрядчика к созданию ярких, интересных, креативных роликов о программе. В каждом – определенная идея, свой посыл к целевой аудитории – детям либо их родителям. Ролики уже с весны 2013 года будут транслироваться по региональным телеканалам, на предприятиях, в самих учебных заведениях, а также на самых популярных среди молодежи интернет-площадках – в YouTube, Facebook и «ВКонакте». В корпорации надеются, что такая реклама поможет привлечь новых абитуриентов в программу. По крайней мере, цель на этот год - 2000-2500 человек. Именно столько выпускников школ должны прийти в ССУЗы, включенные в программу «Рабочие нового поколения», в марте 2013 года. Если все сложится, уже через три года корпорация «Русские машины» ощутит приток свежих сил - квалифицированных рабочих XXI века.

Даниил Кляхин

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Повышение эффективности производства неразрывно связано с безопасностью этой эффективности, Часто пр... Десять лет программе Тотальной оптимизации производства ПМХ
Ayrat Zaripov, благодарю за отзыв. напишите мне в личку panov_ilya@inbox.ru или в телеграм @panov_i... «Безопасность превыше всего» – лозунг или правило жизни?
Илья, приветствую! Очень интересная статья. Заинтересовался книгой Э. Шермана «Снижение аварийнос... «Безопасность превыше всего» – лозунг или правило жизни?
Навык — формируется в момент практических осознанных действий человека и имеет три стадии закреплени... Квест для стропальщика: как VR-очки помогают осваивать новую профессию
Отличное интервью, спасибо вам огромное. Со всеми пунктами согласен. Один из примеров у меня тоже сл... Лидерство — это не про то, чтобы все заработало в 2 раза быстрее
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”