Корпоративный журнал «Норильский никель» 0 комментариев

Желтый Boomer (Новая модель подготовки рабочих ОАО «Норильский никель»)

Норильские горняки начали осваивать технику по-новому – на современном оборудовании, которое имитирует реальные условия труда под землей.

В марте этого года НОУ «Корпоративный университет «Норильский никель» и шведская компания «Атлас Копко», мировой лидер в области разработки и производства горно-шахтного оборудования, подписали соглашение о сотрудничестве в области образовательной, инновационной и производственной деятельности. Первым этапом реализации соглашения о сотрудничестве стало внедрение новой модели подготовки рабочих, основанной на применении лучших мировых практик. Уже к новому учебному году мастера и инструкторы производственного обучения Корпоративного университета оборудовали учебный класс, а специалисты ЗАО «Атлас Копко» во главе с руководителем норильского филиала Сергеем Кисляком запустили в работу современный тренажерный учебный комплекс Boomer E2C. В настоящее время в России всего три подобных комплекса – первый был поставлен в Норильск, два других находятся в Заполярном и Екатеринбурге.

Электронный наставник

В новом тренажере использованы виртуальные технологии «погружения». В кабине находятся два экрана, на которых отображается панорама горных выработок. Детально воспроизводятся дизайн кабины и система управления буровой установки Boomer Е2C, а также моделируются реальные условия работы под землей.

Первая группа из 22 человек – представители рудников и предприятий, где эксплуатируется изучаемая техника, – уже приступила к занятиям по программе обучения бурильщиков шпуров. Курс рассчитан на три месяца. Он предусматривает теорию и практику. Но главным «мостиком» между ними служат как раз занятия на тренажере. «В отличие от традиционных подходов мы поменяли логику построения программы обучения, – объясняет ректор Корпоративного университета Константин Горбунов. – За последние годы значительно расширилась подготовка персонала, в том числе и для предприятий минерально-сырьевого комплекса. Раньше слушатели проходили теоретическое обучение за партами в университете, а практическую подготовку – на рудниках. За слушателем на производстве закреплялся опытный, высококвалифицированный работник. Наставник, с одной стороны, должен выполнить производственный план, а с другой – подготовить к самостоятельной работе будущего специалиста. Это две отдельные задачи, которые очень сложно совместить. Рост объемов подготовки привел к тому, что мы все больше высококвалифицированных работников отвлекали от выполнения производственного плана. При этом объемы добычи руды на предприятиях продолжают увеличиваться. Когда специалисты университета и управления по персоналу и социальной политике провели анализ, просчитали перспективы, то пришли к пониманию необходимости применения новых образовательных технологий и современного учебного оборудования. Так родилась идея создания учебного класса с тренажером и подземного учебного полигона с действующим оборудованием, работающим в реальных условиях, – для того, чтобы снизить нагрузку на основной производственный персонал рудников и создать безопасные условия для обучаемых. Стали изучать мировой опыт. Обратились к крупным производителям подземного горно-шахтного оборудования, поставщикам горных машин для предприятий «Норильского никеля». Спасибо нашим партнерам из компании «Атлас Копко» – они очень оперативно откликнулись на предложение о сотрудничестве».

Отработка навыков

На тренажере будущие специалисты получают практические навыки работы на буровой установке. Программа выводит на экран задание и корректирует действия оператора. Происходит визуальное восприятие и, соответственно, запоминание основных рабочих действий по управлению оборудованием. Практические задания тренажера рассчитаны на четыре действия: наведение податчика буровой штанги, бурение шпуров в забое; управление самоходной машиной по поверхности и управление буровой установкой на подземных горных выработках. В учебную аудиторию выведен дополнительный экран. На нем преподаватель и слушатели наблюдают, как в кабине оператор выполняет полученное задание.

«Если оператор зацепится оборудованием за борт, то в кабине слышится скрежет, – рассказывает кандидат технических наук, ведущий специалист отдела учебно-методического обеспечения Корпоративного университета, преподаватель Владимир Склянов. – Если так выполнять упражнение на действующем оборудовании, можно повредить буровую установку. Тренажер хорош тем, что на нем безопасно отрабатывать самые сложные действия».

Основное, чему должны научиться будущие бурильщики, – вождение самоходной установки и непосредственно бурение шпуров. Повторив несколько раз данные задания, слушатели лучше запомнят порядок работы на оборудовании. После этого в подземных условиях слушателям будет намного легче осваивать применяемую на руднике технику. Есть уверенность, что они выполнят задания правильно и ничего не сломают.

«На производстве им останется адаптироваться к условиям и специфике рабочего места, горным выработкам своего предприятия», – добавил Константин Горбунов. А с введением в действие подземного учебного полигона, возможно, получится полностью отказаться от производственного обучения на предприятиях.

Опытных бурильщиков рудника «Заполярный», повышающих свою квалификацию на производственной базе университета, ничем не удивить. Настоящую технику видели в деле, управляли ею. Симулятор оценили. По их мнению, это отличное учебное пособие для молодых рабочих. На тренажере они могут научиться правильно работать на оборудовании, изучить последовательность действий и операций с различными джойстиками, рычагами, кнопками управления и довести все движения до автоматизма. Почти как в компьютерной игре, где главное – выполнить задание, приближенное к реальному. Ни у кого не было сомнений, что это нужное и полезное дело. «Если ты допустил ошибку на тренажере, ее можно исправить, и неоднократно. А в жизни последствия могут быть непредсказуемыми. И речь идет не только о порче дорогостоящего современного оборудования, но и о человеческой жизни и здоровье».

С ремнем безопасно

Что же такое тренажер Boomer, корреспондент NN решил испытать на себе. На первом экране вижу общий вид горной выработки вперед. «Мы выбрали маршрут. Он несложный, – успокаивает меня педагог. – Попробуйте управлять джойстиками. Вот, видите – стрела пошла вправо. Теперь обратно. Нажмите на кнопку на джойстике. Теперь стрела пошла вверх». Получается! Кнопкой на панели меняется режим джойстика для управления стрелами буровой машины. Происходящее на экране очень напоминает виртуальную игру-«бродилку», такой профессиональный «экшен». Теперь поехали. Мне галантно уступают место у руля. По своей водительской привычке тянусь рукой в поисках ремня безопасности. Он оказывается на месте!

«На тумблере справа под рулем переключение скоростей, – помогает один из слушателей курсов. – Вам включаем первую. Если нужно повернуть направо – крутите руль налево. И не бойтесь! Если и зацепите стрелой выработку, то ничего не случится. Разве что услышите неприятный скрежет. А в реальности установка бы сломалась».

Совет наплевать на осторожность не для меня. «Ломать» даже виртуальное оборудование – это моветон. Технику надо любить. Слева педаль тормоза, справа – газ. Что ж, стартую. Сначала еду медленно – хочу почувствовать, как надо управлять этим гигантом. Буровая меня слушается! Мы с ней явно нашли общий язык. И все равно я пока еду не торопясь, чтобы не повредить оборудование. «Поворот направо», – предупреждает программа. Кручу руль налево – и удачно вписываюсь в поворот, маневр удался. Двигаемся дальше – впереди возникает синяя полоса. «Двигайтесь прямо», – снова подсказка. Пересекаю отметку и – ура! – задание выполнено. Пусть даже и несложное, зато без потерь и ошибок. Для новичка, который знает только одну компьютерную игру, совсем неплохо. «Екатерина, все замечательно, – хвалит ректор Горбунов. – Первое практическое упражнение выполнено. Осталось всего ничего: три месяца обучения, экзамен строгой комиссии, вручение «корочек» бурильщика, и можно на рудник!»

Следующий проект – ПДМ

Сотрудничество компании «Атлас Копко» и Корпоративного университета продолжается. Прорабатывается вопрос сборки и поставки в Норильск тренажерного комплекса для обучения машинистов погрузочно-доставочных машин. Проект будет реализован к концу года. К этому времени запустят еще и подземный учебный полигон на шахте «Ангидрит» рудника «Кайерканский». Под землей будут отрабатываться практические задания на настоящей рабочей технике, которая уже поступила в Корпоративный университет. Обучение организуют в выведенных из производственного процесса горных выработках. Это пять камер общей площадью порядка 500 кв. м – будет где развернуться! Сейчас специалисты Заполярного филиала и OOO «Заполярная строительная компания» приступили к монтажу инженерных коммуникаций. С запуском подземного учебного полигона компания выйдет на качественно новый уровень практического обучения горняков.

Екатерина Сотникова

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Благодарю за прекрасную статью!!! Мало в интернете информации о опыте реализации проектов по график... Откуда завод знает, что производить и когда: опыт НЛМК
Спасибо Станиславу!!! Идея работает на 5 баллов, опробывал сам. Рацпредложение: как быстро почистить видеокамеры, установленные на высоте
Повышение эффективности производства неразрывно связано с безопасностью этой эффективности, Часто пр... Десять лет программе Тотальной оптимизации производства ПМХ
Ayrat Zaripov, благодарю за отзыв. напишите мне в личку panov_ilya@inbox.ru или в телеграм @panov_i... «Безопасность превыше всего» – лозунг или правило жизни?
Илья, приветствую! Очень интересная статья. Заинтересовался книгой Э. Шермана «Снижение аварийнос... «Безопасность превыше всего» – лозунг или правило жизни?
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”