0 комментариев

Организация профессионального обучения: ОАО «Норильскгазпром»

Современный человек живет и работает в условиях, требующих высокого профессионализма и значительных интеллектуальных усилий. В личностном плане профессиональное образование и квалификация не просто выступают характеристиками того или иного сотрудника, но и становятся для него гарантией социального благополучия, условием конкурентоспособности на рынке труда.

«Факел Таймыра», корпоративный журнал ОАО «Норильскгазпром», 2010г. http://www.ngaz.ru

Любовь Зайцева, начальник управления по работе с персоналом ОАО «Норильскгазпром»

 

Современный человек живет и работает в условиях, требующих высокого профессионализма и значительных интеллектуальных усилий. В личностном плане профессиональное образование и квалификация не просто выступают характеристиками того или иного сотрудника, но и становятся для него гарантией социального благополучия, условием конкурентоспособности на рынке труда.

 

Задачи и принципы обучения 

Наше предприятие полностью отвечает за результаты своей деятельности, в связи с чем в обществе сформирована система профессионального обучения (подготовка, переподготовка, повышение квалификации) персонала, которая обеспечивает ему высокую эффективность работы и устойчивость. 

Профессиональное обучение — это различные формы обучения работников предприятия, осуществляемые на всех уровнях и во всех подразделениях с целью получения сотрудниками теоретических и практических знаний, необходимых для качественного выполнения служебных обязанностей, а также решения задач, определяемых в соответствии со стратегией развития общества. 

Данная деятельность регламентирована Положением «Об организации профессионального обучения персонала ОАО «Норильскгазпром», введенном в действие приказом генерального директора №155/33 от 19.03.2008 г.

 

Принципиально важными задачами в области профессионального обучения персонала являются:

  • развитие творческого потенциала каждого работника в достижении корпоративных целей;
  • обеспечение соответствия квалификации сотрудников требованиям рабочего места;
  • обеспечение профессиональной мобильности персонала;
  • подготовка кадрового резерва для выдвижения на руководящие должности;
  • адаптация вновь принятого персонала.

 

При организации профессионального обучения соблюдаются следующие принципы:

  • принцип непрерывности обучения, т. е. обучение работника должно осуществляться каждый раз, когда возникает или ожидается возникновение несоответствия его профессиональных или квалификационных качеств  требованиям рабочего места или изменяющимся условиям работы;
  • принцип индивидуального обучения — программа обучения должна быть необходимой и достаточной для устранения вышеназванного несоответствия применительно к каждому работнику;
  • андрагогический принцип обучения, определяющий обучение взрослых людей, где главенствующую роль играет сам обучающийся, а его опыт используется в качестве одного из источников обучения;
  • принцип опережающего обучения — обучение работника должно быть организовано до того, как появится необходимость в практическом использовании на рабочем месте новых навыков и знаний в силу изменяющихся условий труда.

 

Обучение работников общества организуется исходя из следующего приоритетного ряда форм обучения:

  • самостоятельная подготовка осуществляется для удовлетворения потребностей в повышении профессиональной квалификации путем самостоятельного изучения специальной научно-технической, экономической и другой литературы;
  • обучение на рабочем месте или с частичным отрывом от производства (программы повышения квалификации, программы переподготовки и т. д.);
  • краткосрочные курсы;
  • программы повышения квалификации;
  • программы переподготовки;
  • обучение с отрывом от производства в сторонних учебных заведениях.

 

Роль УКП 

Организует профессиональное обучение персонала в ОАО «Норильскгазпром» учебно-курсовой пункт (УКП) управления по работе с персоналом. УКП имеет учебный класс, в котором установлено 10 персональных компьютеров, лицензию на право ведения образовательной деятельности по 33 рабочим профессиям, 43 учебные программы по общетехническим дисциплинам, предаттестационной подготовке руководителей, специалистов и рабочего персонала в области промышленной безопасности, по охране труда и пожарно-техническому минимуму, 450 единиц учебно-методических пособий. Профессиональное обучение представляет собой комплексный непрерывный процесс, включающий в себя несколько этапов.

 

Процесс обучения начинается с важнейшего этапа — определения потребностей в обучении. Возникновение потребности в обучении персонала может быть обусловлено следующими причинами:

  • требования действующего законодательства, регламентирующие профессиональную деятельность;
  • правила, инструкции, предписания государственных контролирующих органов, определяющих обязательную сертификацию работников некоторых профессий;
  • соответствующие решения комиссии при аттестации работников на предприятии;
  • прием новых работников и необходимость в замещении увольняющихся работников;
  • необходимость повышения эффективности выполнения текущей работы;
  • подготовка работников по вторым (смежным) профессиям;
  • изменение характера работы в результате объективных причин.

 

Определение потребности в обучении сотрудников является задачей их непосредственного и вышестоящего руководителя.

 

На основании заявок подразделений УКП формирует годовой план учебных мероприятий по развитию персонала ОАО «Норильскгазпром» на год, который после согласования с управлением социальной политики ОАО «ГМК «Норильский никель» утверждается руководством общества. Планированию подлежат все учебные мероприятия, проводимые собственными силами или с привлечением сторонних исполнителей. 

Обучение персонала финансируется из средств предприятия в рамках лимитов, установленных бюджетным комитетом ОАО «ГМК «Норильский никель». 86% годового планового бюджета составляют затраты на учебные мероприятия, направленные на обеспечение эффективного выполнения производственных функций: по аттестации персонала контрольными и надзорными государственными органами для получения права исполнения производственных функций и по профессиональной сертификации персонала. 

Обучение работника является эффективным, если его результаты обеспечивают повышение производительности труда и качества работы. Ответственность за использование результатов обучения в деятельности подразделения возлагается на руководителя, направившего работника на обучение. 

При подборе учебных заведений применяются следующие критерии оценки: территориальная расположенность, тематика предлагаемых программ, квалификация и опыт преподавателя, наличие документов, необходимых для заключения договора по организации обучения, стоимость и условия оплаты, сроки проведения обучения, наименование документа, выдаваемого по окончании учебы. 

Сроки обучения рабочих варьируются от 2,5 мес. до 6 мес. Подготовка, переподготовка и обучение вторым совмещаемым профессиям проводятся курсовым методом, т. е. в группах от 10 до 30 человек. Обучение проводят высококвалифицированные специалисты предприятия. При индивидуальной подготовке обучаемый изучает теоретический курс самостоятельно и путем консультаций у преподавателя, а производственное обучение проходит индивидуально под руководством неосвобожденного от основной работы квалифицированного рабочего — инструктора производственного обучения на рабочем месте. 

Вопрос о присвоении или повышении разряда рабочему рассматривается квалификационной комиссией подразделения, а о присвоении высшего разряда — квалификационной комиссией общества.

 

Профессиональное обучение руководителей, специалистов и служащих 

Одной из задач в области профессионального обучения персонала является подготовка кадрового резерва для выдвижения на руководящие должности. В 2009 году 1075 руководителей, специалистов и служащих Общества прошли обучение как в учебных центрах Норильска, так и за его пределами, а также в учебно-курсовом пункте.  Из них 25 человек повысили свою квалификацию, 32 приняли участие в учебных мероприятиях по профессиональной сертификации персонала, 1018 прошли проверку знаний общих и специальных требований промышленной безопасности, охраны труда и требований пожарной безопасности.

 

Материально-техническая база УКП 

Для организации учебно-аттестационного процесса УКП приобрел компьютерную обучающее-контролирующую систему «ОЛИМП:ОКС» с готовыми учебными курсами по общим требованиям промышленной безопасности, пожарной безопасности, охране труда, аттестации электротехнического и электротехнологического персонала по электробезопасности II, III, IV групп допуска, аттестации руководителей и специалистов организаций, осуществляющих эксплуатацию тепловых энергоустановок и тепловых сетей. Учебные курсы содержат полный набор материалов, необходимых для организации предаттестационной подготовки и проверки знаний одновременно 10 пользователей. Есть надежда, что использование современных информационных технологий поможет оптимизировать процедуры проведения подготовки к аттестации, повысит уровень знаний специалистов общества.

До конца 2010 года УКП будет приобретен комплекс-тренажер «ЭЛТЭК» — интерактивная обучающая система, позволяющая моделировать различные ситуации поражения человека, в первую очередь связанные с производственными и бытовыми факторами риска, и отрабатывать современные практические приемы первой медицинской и реанимационной доврачебной помощи. Это полномасштабный муляж человека с набором имитаторов жизнедеятельности и датчиков внешних воздействий, анатомический дисплей с набором видеоимитаторов жизненно важных внутренних органов человека, аудиовизуальный тест-пульт с комплектом «активных» взаимозаменяемых плакатов. 

В 2010 году ожидается увеличение на 34% затрат на обучение и аттестацию персонала в сравнении с 2009 годом. Аттестацию контрольными и надзорными государственными органами для получения права исполнения производственных функций должны пройти 1745 человек, на что предусмотрено 3 199 460 рублей, профессиональную сертификацию — 18 человек на сумму 214 090 рублей. В учебных мероприятиях по обучению, повышению квалификации и переподготовке примут участие 424 сотрудника общества на сумму 539 460 рублей. В I квартале обучено и аттестовано 775 сотрудников общества. Это на 290% превышает квартальные показатели 2009 года.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Повышение эффективности производства неразрывно связано с безопасностью этой эффективности, Часто пр... Десять лет программе Тотальной оптимизации производства ПМХ
Ayrat Zaripov, благодарю за отзыв. напишите мне в личку panov_ilya@inbox.ru или в телеграм @panov_i... «Безопасность превыше всего» – лозунг или правило жизни?
Илья, приветствую! Очень интересная статья. Заинтересовался книгой Э. Шермана «Снижение аварийнос... «Безопасность превыше всего» – лозунг или правило жизни?
Навык — формируется в момент практических осознанных действий человека и имеет три стадии закреплени... Квест для стропальщика: как VR-очки помогают осваивать новую профессию
Отличное интервью, спасибо вам огромное. Со всеми пунктами согласен. Один из примеров у меня тоже сл... Лидерство — это не про то, чтобы все заработало в 2 раза быстрее
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”