Журнал «Росэнергоатом», январь 2011г. www.rosenergoatom.ru
Сергей Ильин, руководитель Учебного центра ОАО «ПСР»
Производственная система «Росатом» базируется на Toyota production system, а феноменальный успех Toyota известен всему миру. Как этой компании удается оставаться лучшей и в хорошие и в смутные времена? В чем же секрет? Ответ прост, и менеджеры Toyota этого не скрывают: люди. Когда бывшего менеджера Toyota Motor Manufacturing в Северной Америке Ацуси Ниими спросили, что было самым трудным при обучении американских менеджеров, он ответил: «Они хотели руководить, а не учить». В Toyota любой менеджер — это учитель. Воспитание незаурядных людей в Toyota — задача первостепенной важности, поэтому и один из ключевых принципов ПСР звучит так: «Люди — самый ценный актив».
Организация обучения Производственной системе «Росатом»
Цель обучения:
- довести до обучаемых основные принципы, идеалы и инструменты производственной системы;
- развить творческие способности человека для самостоятельного решения проблем, возникающих на рабочих местах;
- обеспечить безусловное сочетание полученных теоретических знаний с практическим обучением, направленным на достижение конкретных целей;
- научить обучаемых применять полученные знания на своих рабочих местах и передавать опыт другим.
Главная роль в системе обучения принадлежит практическому обучению непосредственно на рабочих местах. В этот период очень важно ежедневно выдавать обучаемым конкретные задания и давать персональную оценку освоения ими инструментов ПСР по раскрытию проблем, причин возникновения и их решению.
В период практического обучения в обязательном порядке для их реализации привлекаются и принимают непосредственное участие:
- оператор — главное действующее лицо и основной участник. Главным условием в начале практического обучения групп является обязательное нахождение контакта с оператором, разъяснение ему необходимости предстоящей работы и ожидаемых результатов от внедрения мероприятий по усовершенствованию на его операции. С помощью оператора выявляются проблемы, имеющиеся на операции, причины их возникновения, разрабатываются меры по их устранению и предупреждению. Успешное вовлечение оператора в работу — ключ к решению возникающих проблем;
- бригадир — принимает самое непосредственное участие в работе по обучению групп, согласовывает внедрение мероприятий по усовершенствованию на рабочих местах, осуществляет разработку и внедрение рабочих стандартов, стандартов по безопасности, качеству, материалам, производительности совместно с функциональными службами, обеспечивает безусловное участие операторов в работе по усовершенствованию на их операциях, поэлементное обучение операторов выполнению операций в соответствии с утвержденным рабочим стандартом, обеспечивает поддержание на рабочих местах внедренных усовершенствований и обратную связь с оператором, определяет статус операции, организует функционирование цепочки помощи оператору;
- мастер — участвует в работе совместно с группой обучения, разрабатывает и согласовывает мероприятия по усовершенствованию на рабочих местах, разработке рабочих стандартов выполнения операций стандартов по безопасности, качеству, материалам, производительности, расстановке операторов и организации их обучения новым методам работы, контролю за участием бригадиров в обучении групп, поддерживает функционирование цепочки помощи оператору;
- служба качества — ведет учет и анализ, а также разрабатывает и реализует совместно с другими службами и поставщиками мероприятия по устранению и предупреждению проблем по качеству входящих материалов и выполнению операций, обеспечивает разработку и внедрение стандартов по качеству;
- технологическая служба — предоставляет информацию о номенклатуре, применяемости и маршрутах изготовления деталей, закрепленных за рабочим местом, организует подготовку производства по изменению КД, оформляет заказы на изготовление тары, оснастки, приспособлений, замену инструмента, совместно с бригадирами и мастерами участвует в разработке рабочих стандартов, стандартов по безопасности, качеству, материалам и производительности;
- ремонтная служба — проводит работы по модернизации тары, оснастки, приспособлений, ремонту и замене инструмента, монтажу и перемонтажу оборудования, оснастки и коммуникаций, изготовлению несложной тары, оснастки по заказам обучающихся;
- транспортная служба — обеспечивает подачу материалов в соответствии со стандартом организации рабочего места по тянущей системе.
Теоретическое обучение проводится в учебных классах, которые размещаются в непосредственной близости от производственной площадки.
Практическое обучение проводится на производственном участке с закреплением каждого обучаемого за конкретным рабочим местом.
Процесс обучения заканчивается отчетом-презентацией о проделанной работе с оформлением полученных результатов на стендах.
На стендах по каждому рабочему месту размещаются:
- результаты наблюдений и материалы по текущему состоянию операции;
- стратегия и тактика по устранению проблем, выявленных на операции;
- разработанные усовершенствования, оформленные на специальном бланке;
- результаты наблюдений и материалы после усовершенствований на операции;
- рабочий стандарт выполнения операции.
Презентация проводится в виде доклада по результатам работы на операции по материалам, размещенным на стенде на рабочем месте.
По окончании обучения проводится тестирование полученных знаний и вручение сертификатов.
Пример доклада на презентации членов рабочей группы:
Первый член группы: «Учебная группа в составе:
1. Иванов Иван Иванович — начальник отделения;
2. Смирнов Петр Петрович — мастер сборочного цеха
проходили обучение на рабочем месте «Сборка изделия».
Оператор — Кузнецов Александр Васильевич.
При изучении текущего состояния на рабочем месте были выявлены следующие типы потерь:
- лишние движения;
- ненужные перемещения;
- лишний запас товарно-материальных ценностей;
- наличие несоответствий по качеству.
Для ликвидации выявленных проблем перед учебной группой ставилась цель:
- обеспечить безопасность выполнения операции;
- внедрить стандартизированную работу;
- сократить время цикла;
- обеспечить бездефектную сборку.
Для достижения целей была выбрана следующая тактика:
- сократить время колебаний;
- сократить количество и время переходов;
- разработать и внедрить рабочий стандарт;
- разработать и внедрить стандарт по качеству;
- нормативный задел материалов довести до 2 часов.
В результате проведенной работы по разработке и внедрению усовершенствований на рабочем месте достигнуто следующее:
- рабочая площадь, занятая необходимой тарой, оснасткой, инструментом в зоне, уменьшилась вдвое;
- задел товарно-материальных ценностей на рабочем месте доведен до 2 часов;
- время цикла выполнения операции уменьшилось на 53 секунды;
- количество переходов сокращено с 22 до 5;
- время колебаний уменьшено с 27,26 сек. до 10,22 сек.
Второй член группы: «Для устранения выявленных проблем на операции разработаны и внедрены предложения:
- Кайдзен № 1 — для устранения лишних переходов с гайковёртом его подвесили на балансире (исключено 2 перехода, экономия 4,04 сек.);
- Кайдзены № 2, 3, 4 — с целью устранения неудобства в работе оператора из-за беспорядочного расположения нормалей исключены два стола и изготовлены трубчатые приспособления для засыпки нормалей 12 наименований с их идентификацией (исключено 2 перехода, экономия 7,93 сек.);
- Кайдзен № 5 — для исключения наклонов оператора ящики с деталями перемещены с пола на вновь изготовленную полку на удобной высоте;
- Кайдзены № 6, 7 — для исключения неудобного расположения деталей на столе, постоянной смены их расположения всем деталям установлено постоянное место с обозначением их номера и наименования (колебания снижены на 6,37 сек.);
- Кайдзен № 8 — в целях исключения дефекта «не выдержан момент затяжки» изготовлена плавающая вставка;
- Кайдзен № 9 — изготовлен и установлен ящик для размещения карточек заказа деталей;
- Кайдзен № 10 — в целях удобства засыпки нормалей в приспособление на стеллаже изготовлена специальная воронка.
Цели, поставленные перед группой по стандартизации рабочего места и работы оператора, выполнены. Замечаний со стороны оператора нет. На операции разработаны и внедрены рабочий стандарт, стандарт по безопасности, качеству.