0 комментариев

Люди — самый ценный актив: организация обучения Производственной системе «Росатом»

Производственная система «Росатом» базируется на Toyota production system, а феноменальный успех Toyota известен всему миру. Как этой компании удается оставаться лучшей и в хорошие и в смутные времена? В чем же секрет? Ответ прост, и менеджеры Toyota этого не скрывают: люди. Когда бывшего менеджера Toyota Motor Manufacturing в Северной Америке Ацуси Ниими спросили, что было самым трудным при обучении американских менеджеров, он ответил: «Они хотели руководить, а не учить». В Toyota любой менеджер — это учитель. Воспитание незаурядных людей в Toyota — задача первостепенной важности, поэтому и один из ключевых принципов ПСР звучит так: «Люди — самый ценный актив».

Журнал «Росэнергоатом», январь 2011г. www.rosenergoatom.ru

Сергей Ильин, руководитель Учебного центра ОАО «ПСР»

 

Производственная система «Росатом» базируется на Toyota production system, а феноменальный успех Toyota известен всему миру. Как этой компании удается оставаться лучшей и в хорошие и в смутные времена? В чем же секрет? Ответ прост, и менеджеры Toyota этого не скрывают: люди. Когда бывшего менеджера Toyota Motor Manufacturing в Северной Америке Ацуси Ниими спросили, что было самым трудным при обучении американских менеджеров, он ответил: «Они хотели руководить, а не учить». В Toyota любой менеджер — это учитель. Воспитание незаурядных людей в Toyota — задача первостепенной важности, поэтому и один из ключевых принципов ПСР звучит так: «Люди — самый ценный актив».

 

Организация обучения Производственной системе «Росатом»

 

Цель обучения:

  • довести до обучаемых основные принципы, идеалы и инструменты производственной системы;
  • развить творческие способности человека для самостоятельного решения проблем, возникающих на рабочих местах;
  • обеспечить безусловное сочетание полученных теоретических знаний с практическим обучением, направленным на достижение конкретных целей;
  • научить обучаемых применять полученные знания на своих рабочих местах и передавать опыт другим.

 

Главная роль в системе обучения принадлежит практическому обучению непосредственно на рабочих местах. В этот период очень важно ежедневно выдавать обучаемым конкретные задания и давать персональную оценку освоения ими инструментов ПСР по раскрытию проблем, причин возникновения и их решению.

 

В период практического обучения в обязательном порядке для их реализации привлекаются и принимают непосредственное участие:

  • оператор — главное действующее лицо и основной участник. Главным условием в начале практического обучения групп является обязательное нахождение контакта с оператором, разъяснение ему необходимости предстоящей работы и ожидаемых результатов от внедрения мероприятий по усовершенствованию на его операции. С помощью оператора выявляются проблемы, имеющиеся на операции, причины их возникновения, разрабатываются меры по их устранению и предупреждению. Успешное вовлечение оператора в работу — ключ к решению возникающих проблем;
  • бригадир — принимает самое непосредственное участие в работе по обучению групп, согласовывает внедрение мероприятий по усовершенствованию на рабочих местах, осуществляет разработку и внедрение рабочих стандартов, стандартов по безопасности, качеству, материалам, производительности совместно с функциональными службами, обеспечивает безусловное участие операторов в работе по усовершенствованию на их операциях, поэлементное обучение операторов выполнению операций в соответствии с утвержденным рабочим стандартом, обеспечивает поддержание на рабочих местах внедренных усовершенствований и обратную связь с оператором, определяет статус операции, организует функционирование цепочки помощи оператору;
  • мастер — участвует в работе совместно с группой обучения, разрабатывает и согласовывает мероприятия по усовершенствованию на рабочих местах, разработке рабочих стандартов выполнения операций стандартов по безопасности, качеству, материалам, производительности, расстановке операторов и организации их обучения новым методам работы, контролю за участием бригадиров в обучении групп, поддерживает функционирование цепочки помощи оператору;
  • служба качества — ведет учет и анализ, а также разрабатывает и реализует совместно с другими службами и поставщиками мероприятия по устранению и предупреждению проблем по качеству входящих материалов и выполнению операций, обеспечивает разработку и внедрение стандартов по качеству;
  • технологическая служба — предоставляет информацию о номенклатуре, применяемости и маршрутах изготовления деталей, закрепленных за рабочим местом, организует подготовку производства по изменению КД, оформляет заказы на изготовление тары, оснастки, приспособлений, замену инструмента, совместно с бригадирами и мастерами участвует в разработке рабочих стандартов, стандартов по безопасности, качеству, материалам и производительности;
  • ремонтная служба — проводит работы по модернизации тары, оснастки, приспособлений, ремонту и замене инструмента, монтажу и перемонтажу оборудования, оснастки и коммуникаций, изготовлению несложной тары, оснастки по заказам обучающихся;
  • транспортная служба — обеспечивает подачу материалов в соответствии со стандартом организации рабочего места по тянущей системе.

 

Теоретическое обучение проводится в учебных классах, которые размещаются в непосредственной близости от производственной площадки.

 

Практическое обучение проводится на производственном участке с закреплением каждого обучаемого за конкретным рабочим местом.

 

Процесс обучения заканчивается отчетом-презентацией о проделанной работе с оформлением полученных результатов на стендах.

 

На стендах по каждому рабочему месту размещаются:

  • результаты наблюдений и материалы по текущему состоянию операции;
  • стратегия и тактика по устранению проблем, выявленных на операции;
  • разработанные усовершенствования, оформленные на специальном бланке;
  • результаты наблюдений и материалы после усовершенствований на операции;
  • рабочий стандарт выполнения операции.

 

Презентация проводится в виде доклада по результатам работы на операции по материалам, размещенным на стенде на рабочем месте.

 

По окончании обучения проводится тестирование полученных знаний и вручение сертификатов.

 

Пример доклада на презентации членов рабочей группы:

 

Первый член группы: «Учебная группа в составе:

1. Иванов Иван Иванович — начальник отделения;

2. Смирнов Петр Петрович — мастер сборочного цеха

проходили обучение на рабочем месте «Сборка изделия».

Оператор — Кузнецов Александр Васильевич.

 

При изучении текущего состояния на рабочем месте были выявлены следующие типы потерь:

  • лишние движения;
  • ненужные перемещения;
  • лишний запас товарно-материальных ценностей;
  • наличие несоответствий по качеству.

 

Для ликвидации выявленных проблем перед учебной группой ставилась цель:

  • обеспечить безопасность выполнения операции;
  • внедрить стандартизированную работу;
  • сократить время цикла;
  • обеспечить бездефектную сборку.

 

Для достижения целей была выбрана следующая тактика:

  • сократить время колебаний;
  • сократить количество и время переходов;
  • разработать и внедрить рабочий стандарт;
  • разработать и внедрить стандарт по качеству;
  • нормативный задел материалов довести до 2 часов.

 

В результате проведенной работы по разработке и внедрению усовершенствований на рабочем месте достигнуто следующее:

  • рабочая площадь, занятая необходимой тарой, оснасткой, инструментом в зоне, уменьшилась вдвое;
  • задел товарно-материальных ценностей на рабочем месте доведен до 2 часов;
  • время цикла выполнения операции уменьшилось на 53 секунды;
  • количество переходов сокращено с 22 до 5;
  • время колебаний уменьшено с 27,26 сек. до 10,22 сек.

 

Второй член группы: «Для устранения выявленных проблем на операции разработаны и внедрены предложения:

  • Кайдзен № 1 — для устранения лишних переходов с гайковёртом его подвесили на балансире (исключено 2 перехода, экономия 4,04 сек.);
  • Кайдзены № 2, 3, 4 — с целью устранения неудобства в работе оператора из-за беспорядочного расположения нормалей исключены два стола и изготовлены трубчатые приспособления для засыпки нормалей 12 наименований с их идентификацией (исключено 2 перехода, экономия 7,93 сек.);
  • Кайдзен № 5 — для исключения наклонов оператора ящики с деталями перемещены с пола на вновь изготовленную полку на удобной высоте;
  • Кайдзены № 6, 7 — для исключения неудобного расположения деталей на столе, постоянной смены их расположения всем деталям установлено постоянное место с обозначением их номера и наименования (колебания снижены на 6,37 сек.);
  • Кайдзен № 8 — в целях исключения дефекта «не выдержан момент затяжки» изготовлена плавающая вставка;
  • Кайдзен № 9 — изготовлен и установлен ящик для размещения карточек заказа деталей;
  • Кайдзен № 10 — в целях удобства засыпки нормалей в приспособление на стеллаже изготовлена специальная воронка.

 

Цели, поставленные перед группой по стандартизации рабочего места и работы оператора, выполнены. Замечаний со стороны оператора нет. На операции разработаны и внедрены рабочий стандарт, стандарт по безопасности, качеству.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Толковая статья автора-практика. Полная версия - в крайнем номере альманаха "Управление произво... Из личного опыта: как вовлечь сотрудников в процесс непрерывного совершенствования
Никакая программа не позволяет "выявлять причины брака", только сигналы об изменениях в пр... За качество берётся статистика: SPC на «КАМАЗе»
Добрый день, Статистическое управление процессами - это не сравнение контролируемых значений с г... За качество берётся статистика: SPC на «КАМАЗе»
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”