В крупных компаниях все чаще появляются корпоративные университеты. О принципах и задачах корпоративного обучения в пивоваренной компании «Балтика» рассказала заместитель руководителя корпоративного университета Инна Федорова.
– Чем продиктовано появление корпоративного университета?
– Наш корпоративный университет создан, чтобы сместить акценты с обучающей культуры на развивающую. Существует стереотип, что корпоративный университет – это только обучение. У нас же упор делается на комплексное развитие сотрудников, в котором обучение – лишь одна из форм развития. Главная цель работы корпоративного университета «Балтики» – формирование развивающей культуры, чтобы сотрудники были мотивированы на развитие и понимали весь комплекс своих возможностей.
– По каким направлениям у вас учат сотрудников?
– Я бы сказала – развивают. Развитие ведется в четырех направлениях на четырех факультетах. Факультет лидерства и управления предоставляет программы развития и обучения для руководителей всех уровней. Это программы развития карьеры, преемственности, обучение управленческим навыкам, а также консультирование по вопросам в области управления. Второе направление – развитие бизнес-навыков. В частности, ведение переговоров, управление бизнес-проектами и так далее. Факультет предлагает не только тренинги, но и программы обучения повышения уровня английского языка, который с каждым годом все больше необходим нашим сотрудникам. Третий факультет – производственно-технический. Здесь занимаются профессиональным развитием сотрудников, занятых на производстве, с применением наставничества и передачи знаний. И, наконец, профессиональный факультет, где занимаются развитием сотрудников в сфере финансов, информационных технологий и других смежных областей.
– То есть можно сказать, что корпоративный университет охватывает все категории персонала?
– Да, ведь развитие знаний и навыков требуется на каждом участке. Поэтому корпоративный университет охватывает все категории – от рабочего на линии до руководителя высшего звена.
– Каковы главные принципы обучения и развития в КУБ?
– Главный принцип – комплексное развитие. Основное развитие сотрудников происходит на рабочем месте, и за него отвечают руководители. А корпоративный университет обеспечивает руководителей и сотрудников программами и инструментами для развития, консультирует по возможным методам. Например, корпоративная модель компетенций помогает руководителям оценивать уровень развития сотрудника и планировать соответствующие меры.
– Какие основные формы обучения применяются в КУБ?
– Форм много, их выбор зависит от цели. Если необходимо отработать навыки, применяются тренинги. Для обмена знаниями проводятся рабочие сессии. В формате семинара участники в основном получают теоретические знания. Например, на курсе «Основы пивоварения для непивоваров» участники получают знания по процессу производства пива.
– Как оценивается эффективность пройденного обучения?
– Если считать, что основное развитие происходит на рабочем месте, то эффективность обучения в первую очередь оценивает руководитель. Он направляет сотрудника на обучение и ставит ему цели, а, значит, он должен лично проверить изменения в работе сотрудника после обучения. Результаты пройденного сотрудником обучения оцениваются также руководителем в ходе ежегодной оценки деятельности. Анкета включает в себя та кие пункты, как практичность программы, полезность и применимость навыков в работе, работа тренера и другие параметры.
– Готовы ли вы делиться своими учебными наработками с другими коллегами?
– Разумеется. От коллег у нас нет секретов. Мы активно делимся своими знаниями и постоянно поддерживаем профессиональные контакты, стремимся быть в курсе новейших разработок и практик, постоянно думаем над тем, как можем применить их у нас, с учетом нашей специфики. Мы также активно участвуем в различных мероприятиях и профессиональных конкурсах. Недавно на мероприятии Высшей школы менеджмента мы делали большую презентацию о нашем корпоративном университете и программах развития сотрудников. А по результатам участия в конкурсе People Investor компания «Балтика» получила гран-при как лучшая компания, инвестирующая деньги в людей.
– Ваш корпоративный университет работает уже полгода. Отметили ли вы за это время рост мотивации у сотрудников?
– Трудно отследить прямую зависимость между мотивацией и появлением корпоративного университета. По крайней мере, мы надеемся на это. Все, что делается в нашей компании, делается в первую очередь для поддержания вовлеченности и мотивации сотрудников, и я уверена, что наличие в компании своего корпоративного университета – это отличный повод для гордости. Далеко не каждая компания уделяет столько внимания комплексному развитию своих сотрудников и предоставляет им столько возможностей для развития и профессионального роста.