В рамках Межрегионального форума «Lean-менеджмент — гарант успешного бизнеса» и в соответствии с заявленной на нем тематикой для обсуждения был проведен впервые с участием студентов мастер-класс, посвященный вопросам подготовки специалистов этого профиля в вузах.
Признанными площадками для ознакомления с практикой применения инструментов Бережливого производства по праву считаются у нас ОАО «КАМАЗ» и ОАО «ПО «ЕлАЗ». И не случайно, что именно в Набережных Челнах и Елабуге активный интерес к технологиям Lean-менеджмента проявили два высших учебных заведения – филиал Казанского федерального университета (бывшего КГУ) и филиал Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева (бывшего КАИ). И тут, и там уже идет полным ходом подготовка экономистов и менеджеров к работе в условиях, которые соответствуют критериям Бережливого производства.
Начало разговору и обмену мнениями было положено в здании Елабужского филиала Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева (далее КГТУ). Принимающую у себя участников Форума сторону представлял взявший первым слово доцент Владимир ВАСИЛЬЕВ.
– У нашей кафедры «Управление и экономика на предприятии», которую я представляю, не такой уж большой опыт в продвижении концепции Бережливого производства, — подчеркнул он. – Мы развиваем у студентов знания о методологии Lean всего четыре года. И за это время пришли к выводу, что организация работы над дипломными проектами, которые нацелены на апробирование инструментов Бережливого производства в бизнес-структурах, — это и есть собственно начальная целевая подготовка специалистов в данной области. Вооруженные практическим опытом внедрения технологий Lean молодые люди станут менеджерами, подготовленными к оперативному решению производственных задач, а значит будут востребованы работодателями.
Выступавший обратил внимание аудитории и еще на один немаловажный аспект. Речь идет о том, что здесь к использованию методик Lean подходят так же, как и на предприятии. В образовательном учреждении тоже имеют место потери, устранению которых призваны способствовать и оптимизация учебного процесса, и актуализация теоретического «багажа» у преподавателей, и многое другое, вплоть до энергосбережения. Актуальна и такая проблема, как перепроизводство кадров, когда выпускников вуза гораздо больше, чем реальная потребность в них на рынке труда. Кроме того, в высшей школе ощущается дефицит преподавателей, целиком и полностью сосредоточенных на предмете, в рамках которого раскрываются основы Бережливого производства. И если не работать над устранением вышеназванных потерь, не стремиться к совершенствованию в работе, дипломы вуза будут иметь понижающие котировки, а сам он начнет терять свой «вес». Отсюда бесспорный вывод: Lean-менеджмент доказывает свою эффективность и в сфере образовательных услуг, и его необходимо здесь активно применять.
Типовые инструкции, шаблоны и алгоритмы для старта проекта LEAN вы можете найти в практическом руководстве по внедрению бережливого производства.
Показательно то, что в этом филиале КГТУ им. А. Н. Туполева слова не расходятся с делами. К примеру, студенты внедрили систему офисного 5С в двух кабинетах – методическом и у директора учреждения. Последний отметил, что пару дней ничего не мог найти, а потом привык и ему теперь сложно представить интерьер кабинета иначе. С таких мелочей, по мнению Владимира Васильева, и начинается реформация всей системы образования и даже взгляда на окружающий мир. Уместно также напомнить о том, что благодаря сотрудничеству студентов и преподавателей филиала КГТУ им. А. Н. Туполева в Елабуге с местными предприятиями и организациями там осваиваются технологии Lean. Как следствие, в ряде субъектов среднего и крупного бизнеса производительность труда повысилась на семь-восемь процентов. Результат, можно сказать, довольно скромный. Но ведь не зря говорят: лиха беда – начало. Шаг вперед сделан, за ним последуют и другие, более значительные.
С большим интересом была воспринята собравшимися на мастер-классе обширная информация, которой поделилась доцент Набережночелнинского филиала КФУ, руководитель Lean-лаборатории Светлана ИМАМУТДИНОВА.
— Так получилось, — отметила она, — что у нас погружение в философию и концепцию Бережливого производства началось в 2008 году. Причем именно после того, как руководство автомобильного завода ОАО «КАМАЗ» обратилось к нам, на экономический факультет, с просьбой разработать проект в контексте Lean-менеджмента для расшивки одного «узкого места». Вникнув в суть дела, мы вскоре убедились, что это очень интересно не только нам, преподавателям, но и студентам. Постепенно у нас сформировалась группа «бережливцев», которая получила статус Lean-лаборатории. Это, кстати, совершенно добровольная общественная организация, где все построено и держится на энтузиазме студентов старших курсов.
Со слов Светланы Михайловны прорисовалась «кухня» работы этой лаборатории на автозаводе. По рекомендации его менеджеров ребята идут на наиболее проблемные участки, картируют там бизнес-процессы, вместе с рабочими и линейным персоналом в цехах ищут пути для повышения эффективности производства. Наработки Lean-лаборатории (во всяком случае, большинство из них) принимаются заводчанами к внедрению. Более того, на этих материалах студенты пишут курсовые и дипломные работы, готовят доклады (кстати, один из них был удостоен именной премии вице-спикера Государственной Думы Олега Морозова).
— Понимая всю актуальность этого направления, обеспечивающего взаимоувязку теории с практикой, мы твердо намерены углублять и расширять работу Lean-лаборатории, — сказала в заключение ее руководитель. – В частности, ведем переговоры с ответ-работниками исполнительного комитета муниципальное образования «Город Набережные Челны» — у студентов есть большое желание использовать имеющиеся знания и навыки для того, чтобы распространить принципы Бережливого производства и на область административного управления, то есть перенести их в офисы.
Бурную реакцию в аудитории вызвало выступление инициативной группы приехавших из Казани студентов КГТУ им. А. Н. Туполева. Они буквально перевернули в сознании многих присутствовавших на мастер-классе укоренившиеся представления о приоритетах при выпуске продукции и ее продвижении на рынок. Причем сделали это убедительно, веско доказав свою правоту.
Опекавший «каистов» доцент кафедры «Экономика и управление на предприятии» Юрий ДРОВНИКОВ сформировал это Lean-кредо следующим образом.
— Насколько мне известно, — углубляясь в тему, заявил он, — именно из Японии к нам пришла поговорка: «Потребителю нужна не кровать, ему нужен хороший сон». Никого не волнует себестоимость произведенного вами товара, никому не интересно, сколько сил вы на это потратили и какие системы применили в процессе изготовления изделий, – покупателя привлекают лишь их полезность и цена. Если не принимать во внимание преференции и ожидания потребителей, то рано или поздно производителю придется работать себе в убыток. Чуткое же отношение к отзывам о своей продукции – причем где угодно, хоть в очереди за билетами на нашумевший спектакль или при обсуждении в блогах – поможет сориентироваться, что же конкретно нужно потребителям и что именно требует улучшения.
Говорилось на этом мастер-классе и о том, что требует пересмотра и усовершенствования система подготовки Lean-менеджеров в вузах. Ее, по мнению тех преподавателей, которые ведут этот курс, следовало бы вести планомерно, начиная с первого курса.
Если у товара нет ценности, утверждали студенты, то внедрение Lean-технологий не даст ожидаемого эффекта. Так, например, просто повышение производительности труда – как бы оно в целом ни приветствовалось – себя не оправдывает, если оно не укладывается в прокрустово ложе важнейшего принципа «делай ровно столько, сколько надо». Игнорирование этого правила наносит удар по всему предприятию.
— Когда слышишь такие слова от студентов, понимаешь, что занимаешься правильным делом, – отметил Валерий Белоглазов, коллега Юрия Дровникова. — Эти ребята – истинные фанаты Lean-менеджмента! Прогрессивные и активные, какими и нам всем нужно стараться быть.
Оксана Кравченко