0 комментариев

Кайдзен в Оренбургэнергосбыт: Бизнес-образование вопреки кризису

Обучение и развитие персонала даже в сложных экономических условиях является важной составляющей развития успешного предприятия. Особенно актуальна сейчас концепция «Бережливого производства».  Все инструменты «Бережливого производства» основаны на здравом смысле и направлены на выполнение качественной работы в удобных для работника условиях.

Корпоративная газета «Деловая энергия» ОАО «Оренбургэнергосбыт» , 2009г.

 

Обучение и развитие персонала даже в сложных экономических условиях является важной составляющей развития успешного предприятия. Особенно актуальна сейчас концепция «Бережливого производства».  Все инструменты «Бережливого производства» основаны на здравом смысле и направлены на выполнение качественной работы в удобных для работника условиях. 

Наша компания уже четыре года позиционирует себя как компания, внедряющая японскую модель управления. В июне этого года на предприятии успешно завершился проект подготовки кайдзен-менеджеров из числа руководителей среднего звена, линейных менеджеров и специалистов ОАО «Оренбургэнергосбыт». Кайдзен-менеджеры - это менеджеры, обладающие  исключительной компетенцией, они не только знают, но и умеют применить универсальные инструменты и сделать процесс эффективнее. 

Цель непрерывного развития сотрудников поставлена с самого начала существования ОАО «Оренбургэнергосбыт». Особое внимание уделяется бизнес-образованию, т.е. обучению и развитию работников в области менеджмента, стратегического планирования, получения управленческих знаний и навыков и т.д. 

2006 год был посвящен освоению базового курса менеджмента в рамках участия в Президентской программе подготовки управленческих кадров и кадрового резерва, где особое внимание уделялось рассмотрению различных концепций управления. В этом же году были проведены сессии по разработке стратегии компании на 5 лет, где изучались основы японской модели управления, принципы  «Toyota-менеджмент», инструменты бизнес-анализа и прогнозирования. На основе глубокого анализа текущей ситуации были разработаны стратегии основных и вспомогательных процессов  ОАО «Оренбургэнергосбыт», а также общекорпоративная стратегия компании.  

В 2007 году началась работа по внедрению системы менеджмента качества. В рамках реализации этого проекта была построена актуальная бизнес-модель, детализированы  основные и вспомогательные бизнес-процессы. В апреле 2007 года состоялся первый специализированный тренинг «Преобразование предприятия на принципах бережливого производства (Lean Production) с применением системы «5S» («Упорядочение»)», в июне 2008 года состоялся семинар по курсу «Простые Шесть Сигм: Организация и Инструменты». 

Эти программы были направлены на вовлечение руководителей высшего и среднего звена в процессе внедрения «Бережливого производства» в компании. Осенью 2008 года О.В. Захаров  – директор Восточного филиала побывал на семинаре по внедрению «Бережливого производства» в Дании. В результате посещения он на конкретном примере увидел, как эта система может эффективно работать. 

В мае 2008 года в компании стартовала Программа подготовки кайдзен-менеджеров из числа руководителей среднего звена, линейных менеджеров и специалистов. В течение года слушатели Программы осваивали нелегкую науку Бережливого производства, разрабатывали и внедряли систему «5S» («Упорядочение») на рабочих местах, разрабатывали и реализовывали кайдзен-проекты. В качестве слушателей Программы попробовали себя более 40 сотрудников компании, но завершили ее в полном объеме только 15 человек. 

Обучение было интересным и разноплановым. Слушатели Программы изучали теоретический материал, выполняли индивидуальные практические задания, работали в многофункциональных командах. Учебной площадкой для отработки навыков владения инструментами анализа и составления карты потока создания потребительской ценности стал процесс «Продажа юридическим лицам», экспериментальной площадкой по разработке кайдзен-проектов стал процесс «Продажи физическим лицам». Следует отметить, что работа велась не только на базе Центрального офиса, были включены все филиалы компании. Некоторые кайдзен-менеджеры уже во время обучения стали вовлекать других работников в процесс изменений, и показали себя как новаторы в продвижении нового подхода к работе. 

 

1 июня 2009 года состоялась защита первых кайдзен-проектов. В качестве экспертов, оценивающих результаты проектов выступили топ-менеджеры компании. Все проекты вызвали заинтересованность руководства.

 

Первые кайдзен-проекты ОАО «Оренбургэнергосбыт»:

  • Организация процесса оформления договорных документов
  • Снижение потерь в процессе печати и доставки счетов клиентам
  • Снижение потерь в процессе оформления преддоговорных документов
  • Переход к электронному документообороту с использованием Электронно-цифровой подписи (ЭЦП) в части работы с платежными поручениями
  • Автоматизация обработки платежных поручений на примере ОПБП ЦФ
  • Снижение потерь в процессе обработки платежей
  • Уменьшение рекламаций от абонентов по некачественно снятым показаниям и количество сторнировок

 

По итогам защиты проектов было принято решение признать программу «Подготовка  кайдзен-менеджеров» завершенной, а сами проекты формализовать в отделе менеджмента качества и развития проектов до 1 июля этого года. Эксперты защиты единогласно пришли к мнению, что владельцам процессов предложения, полученные в ходе защиты, необходимо принять к неукоснительному выполнению. 

Кайдзен-менеджеры сориентированы на непрерывное улучшение компании с предоставлением полномочий выхода за пределы процесса и компании, а также привлечения необходимых работников. На владельцев процессов возложена важная функция  - «двигателей» проектов по улучшению компании. 

Впереди работа в нескольких направлениях. Во-первых, это регламентация деятельности кайдзен-менеджеров, выработка стандарта рабочего пространства и реализация системы «5S» («Упорядочение») в компании.  Во-вторых, разработка и реализация кайдзен-проектов и кайдзен-предложений. В-третьих, подготовка внутренних тренеров, которые будут вовлекать остальных сотрудников компании в процесс непрерывных улучшений и обучать инструментам Бережливого производства. 

- Так что же такое кайдзен? В японском языке это слово означает «непрерывное совершенствование». В процесс совершенствования вовлекаются все - от топ-менеджеров до рабочих, причем ее реализация требует относительно небольших материальных затрат. Философия кайдзен предполагает, что наша жизнь в целом (трудовая, общественная и частная) должна быть ориентирована на постоянное улучшение. Улучшения происходят за счет кайдзен-действий, которые  невелики и постепенны, но через некоторое время они дают поразительные результаты. Философия кайдзен во многом объясняет, почему японские компании не останавливаются в своем развитии. Например, западный менеджмент больше подвержен инновациям - масштабным изменениям для достижения технологических прорывов, ориентирован на новейшие концепции менеджмента и производственные технологии. Инновации предполагают кардинальные изменения, на которых сосредоточено основное внимание. 

- Естественно, поначалу многие задавались вопросом – зачем это нужно? - вспоминает начальник отдела управления персоналом ОАО «Оренбургэнергосбыт» Ирина Кощеева. – Наша компания стремится к эффективному ведению бизнеса, снижению производственных и управленческих затрат и оптимизации бизнес-процессов. Кайдзен – именно тот инструмент, который поможет нам превратить желаемое в действительное. Переломным моментом стала сессия, посвященная картированию потока создания потребительской ценности. Именно здесь стало ясно– МЫ ДВИЖЕМСЯ В ПРАВИЛЬНОМ НАПРАВЛЕНИИ!  В нашей компании изучение и внедрение Бережливого производства и концепции кайдзен рассматривается как актуальное направление работы, позволяющее через непрерывное совершенствование бизнес-процессов повышать эффективность в условиях конкурентного рынка. Хочу отметить, что Программа подготовки кайдзен-менеджеров уникальна, так как среди предприятий сферы услуг, тем более среди сбытовых компаний ТЭК, мы первопроходцы. 

Сами участники проекта признаются, что обучение стало поводом поиному взглянуть на деятельность компании. 

Юрий Рябов, начальник технической службы, прошел обучение от начала до конца. На защите успешно представил проект, направленный на уменьшение количества некачественно снятых показаний электрических счетчиков и совершенствование работы между клиентами-сетевыми компаниями, отвечающими за снятие показаний счетчиков, и ОАО «Оренбургэнергосбыт», тем самым, снизив число негативных рекламаций со стороны потребителей. 

Заместитель начальника клиентского отдела г.Бузулука Западного филиала Людмила Степанова рассмотрела текущее состояние процесса продажи электроэнергии бытовым потребителям и решила внести изменения, которые помогут сократить потери времени на заключение договоров с клиентами. Введенные изменения позволяют сократить затрачиваемое время сотрудников предприятия до 7,5 раз, тем самым реализовав принцип экономии и оптимизации затрат в ОАО «Оренбургэнергосбыт». 

«Мы еще улучшим процесс взаимодействия с клиентами, лишний раз, не отрывая их от работы. Для этого достаточно полностью подготовить и отправить им (один раз) на согласование весь пакет документов, необходимый для заключения договора», - пояснила собеседница. - «Новые умения и навыки жизненно необходимы для производства, так как те инструменты, которым нас обучили, полезны для анализа текущего состояния деятельности компании и составления целевых карт. Без нововведений мы не сможем ни провести эксперименты в компании, ни улучшить состояние деятельности, тем более добиться лучших результатов».

 

Управляющий директор нашей компании Сергей Решетило высоко оценил выпускные  кайдзен-проекты участников, заострив внимание на том, что компания является клиентоориентированной, и подобная методика позволит максимально удовлетворить клиента, при чем как внутреннего, так и внешнего: 

- В современном менеджменте соединяют два метода управления: японский «бережливого производства» и американский «шести сигм». Это послужило поводом для возникновения новой технологии менеджмента, которая, обладая мощным синергетическим эффектом, наиболее конкурентоспособна на рынке менеджерских систем. Применение новых знаний позволяет повышать производительность бизнес-процессов, в том числе качество продукта или услуги, за счет снижения затрат. Это становится возможным при постоянном стремлении к совершенствованию и попытки работать все лучше и лучше. 

Остается надеяться, что механизм кайдзен с его философией непрерывных улучшений, запущенный в стенах ОАО «Оренбургэнергосбыт», не даст сбоев, и все проекты, разработанные с его помощью, будут поддержаны руководством и приведены к стандартным процедурам (как и задумывалось изначально). А это позволит неоднократно повышать эффективность деятельности компании в условиях конкурентного рынка.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Еще более 300 других идей вы можете посмотреть здесь – Кайдзен и рацпредложения: примеры из жизни (с... Как «Уралэлектромедь» увеличила выпуск медной катанки на 15 %
От редакции портала - если тема повышения эргономики рабочих мест вам интересна, пишите в комментари... Практические советы по улучшению эргономики рабочего места от Schneider Electric
Просто детский сад на Камазе! Ллойд Добинс (о менеджменте): Но одна часть программы Деминга вряд ... Контроль качества: технологии личной ответственности на «КАМАЗе»
Узнайте больше Бережливое производство Сборник уникальных алгоритмов и дорожных карт для внедрения бережливого производства
Бережливое производство