В середине декабря 2013г. в Москве прошла Первая конференция наставников Госкорпорации «Росатом». ОАО «ПО «Электрохимический завод» на ней представляли ведущий инженер-технолог ПТС РП Виктор Совач, инженер-технолог 1-й категории цеха обогащения урана Валерий Валов, аппаратчик КИУ 7-го разряда химического цеха Владимир Логвинов и специалист 2-й категории ООиРП Екатерина Пономарева. С тремя участниками конференции мы встретились и попросили поделиться впечатлениями.
– Конференция носила статус отраслевой…
Екатерина Пономарева: – И это действительно так. На конференции были представлены все дивизионы Росатома, более 300 делегатов – от АЭС, разделительно-сублиматного комплекса, «оборонки», науки. Предприятия ОАО «ТВЭЛ», например, представляли 37 делегатов.
– Какие основные темы поднимались на конференции?
Е. П.: – Главная тема была обозначена в выступлении первого заместителя генерального директора Госкорпорации «Росатом» по операционному управлению Александра Локшина – о создании единого понимания роли и статуса наставника на предприятиях атомной отрасли. Далее директор по персоналу Госкорпорации «Росатом» Татьяна Терентьева и директор департамента кадровой политики Росатома Дмитрий Гастен проинформировали участников конференции о проекте «Разработка и внедрение отраслевой системы наставничества», о формировании системного представления о механизмах и факторах, влияющих на эффективность наставничества, вовлечении наставников в процесс взаимодействия и обмена опытом.
– То есть участникам в очередной раз спустили сверху руководство к действию?
Е. П.: – Вовсе нет. Нам представили основу – а дальше началась живая работа над проектом: те, кому предстояло внедрять его в жизнь, вносили свои идеи. Возникла творческая атмосфера живого обсуждения, чувствовалось, что все мы – одна большая команда, и это приятно было сознавать.
Валерий Валов: – Локшин специально подчеркнул, что передавать опыт можно по-разному, что в каждой сфере деятельности существуют свои технологии передачи знаний – в общем, все идет снизу, от реальной жизни.
Владимир Логвинов: – Говорилось о том, что без возрождения традиций наставничества, традиций передачи знаний новому поколению работников – практических знаний, тех, что не найдешь ни в одном учебнике, – невозможно динамичное развитие отрасли.
– Насколько я понял, работа шла в формате: «доклад – вопросы – обсуждение»?
Е. П.: – В первой половине дня – да. Во второй – мы работали, скорее, в формате тренинга: интерактивное общение, выполнении заданий в рабочих группах…
В. Л.: – Тут, правда, организаторы не учли, что сферы деятельности участников очень сильно разнятся, задания распределялись по жребию – например, нашей команде досталось задание по внедрению наставничества в научной среде: подготовка научного руководителя в качестве наставника младшего научного сотрудника. Такой практики, понятно, у нас никогда не было, пришлось немножко фантазировать… Но в целом работа конференции была организована на высоком уровне.
– Конференция была однодневной, так что, предполагаю, поработать пришлось очень плотно…
В. В.: – Более чем. В ходе интерактивного общения микрофоны в зале не оставались свободными ни на минуту. И не удивительно, ведь там присутствовали люди из всех дивизионов Росатома, у каждого – свои условия работы, специфические проблемы… Естественным образом возникла идея в следующий раз организовать общение по секциям – но для этого необходимо раздвинуть временные рамки конференции минимум до 2–3 дней. И, конечно, очень жаль, что не хватило времени пообщаться неформально – в кулуарах, как правило, обсуждаются самые нетривиальные, интереснейшие идеи…
– Что оставило самые яркие впечатления?
Е. П.: – Думаю, все со мной согласятся: самым впечатляющим было выступление приглашенного гостя, главного тренера мужской волейбольной сборной РФ, завоевавшей под его руководством «золото» Олимпиады в Лондоне, – Владимира Алекно. Он рассказал, как в течение двух лет шло формирование команды, как он мотивировал спортсменов на победу. Как приходилось строго индивидуально – команда ведь состоит из живых людей, у каждого свой характер и свои жизненные обстоятельства – дозировать поощрения и жесткое давление…
В. В.: – Яркий пример: тренер распечатал гимн России, раздал спортсменам и заставил выучить его наизусть. Чтобы, как он объяснил, сборная стала командой, чтобы боролись ребята не за квартиры-машины, а за престиж страны. И ведь сработало!
– Понятно, что Владимир Алекно – тренер мирового уровня. Но все-таки спорт и атомное производство – сферы абсолютно разные…
В. В.: – Это, по большому счету, несущественно. Он – наставник. Его методика дала несомненный результат. И тому, каким образом этот результат достигается, следует поучиться всем наставникам – в любой сфере деятельности.
– Традиционный вопрос: что дала конференция лично вам?
В. Л.: – Это было интересно. Я получил новые, важные для меня знания в области психологии, общения между людьми старшего и младшего поколений. Изучил эффективные подходы в деле передачи знаний и опыта, повышения мотивации профессионального роста и многое другое.
В. В.: – Для меня важным было следующее: все, что услышал на конференции, подтвердило – мой многолетний опыт наставничества был востребован, мои методы работы с молодым поколением были правильными. Ну и узнать много нового тоже, безусловно, было полезно.
Е. П.: – Впечатления исключительно положительные. Наставники, работающие в производстве, четко осознали: к их мнению прислушиваются – и оно обязательно будет учтено при формировании отраслевой политики в области наставничества. Это важно, потому что сегодня, в условиях быстрых изменений в производственных и информационных технологиях, формируется новая функция управления, в задачу которой входит аккумулирование интеллектуального капитала, выявление и распространение имеющейся информации и опыта, создание предпосылок для распространения и передачи знаний. И во многом именно рост профессиональной компетенции кадров обеспечивает экономический успех предприятий.
Федор Раскольников