Наталья Кавинская, начальник отдела обучения, рассказала о том, как построена система обучения персонала в «СИБУР - Русские шины».
"TYRES MAGAZINE", корпоративный журнал ОАО «СИБУР - Русские шины», зима 2011г. www.sibrustyre.ru/
Дмитрий Лебедев
Наталья Кавинская, начальник отдела обучения, рассказала о том, как построена система обучения персонала в «СИБУР - Русские шины».
- Какие задачи функция обучения и развития решала в 2011 году?
— Повышения квалификации рабочих и мастеров. А также автоматизации процессов обучения.
— Большинство компаний выстраивают стратегию обучения, начиная с топ-менеджмента, а вы сфокусировались на обучении рабочих и мастеров, с чем это связано?
— Если посмотреть на соотношение рабочих и управленцев в холдинге, то вы увидите, что в численности рабочих сильный перевес. В связи с этим мы приняли решение сначала обеспечить квалификацию тех, кто создает наш продукт.
— На что вы делаете основной упор, формируя программы обучения?
— Одна из целей корпоративного проекта «совершенствование системы обучения производственного персонала» — сформировать у производственных работников понимание степени их влияния на качество конечного продукта. Внутри технологического процесса каждый участок работ связан со всеми остальными. Именно объяснение причинно-следственных связей способствует формированию ответственности за свой участок работы и общий продукт. Или, как говорит наша служба качества, «каждый является как поставщиком, так и потребителем».
Этот принцип реализуется, начиная с вводного курса для новых сотрудников — «Основы технологии производства шин». В этом курсе рабочий знакомится со всем технологическим процессом вне зависимости от того, на каком участке он будет работать. Дальнейшее развитие такой подход получает при обучении уже работающих мастеров: в учебных группах объединяются люди с разных участков, чтобы иметь возможность обменяться опытом и получить более глубокие знания о всем технологическом процессе.
Для нас очень важно, чтобы обучение отвечало реальным задачам производства. поэтому, формируя программы обучения, мы всегда общаемся с руководителями подразделений, сотрудников которых собираемся обучать, анализируем нормативные документы предприятий, используемые в работе потенциальными учениками, законодательные акты, которые регламентируют их деятельность. и, безусловно, мы всегда помним про особенности обучения взрослых. Поэтому для всех учебных программ созданы интересные презентации, разработаны тестовые материалы и задания, помогающие усвоить материал, подобраны емкие обучающие фильмы. При этом теория гармонично соприкасается с практикой.
— Насколько затратна разработка программ обучения?
— Учебные материалы, используемые на предприятиях, предмет нашей гордости. Они являются результатом совместного творческого труда отделов обучения корпоративного центра и предприятий и специалистов служб Главного технолога, директора по качеству, директора по производству. их преимущество в полном отражении потребностей производства. Сейчас практически по всем технологическим процессам на предприятиях есть наглядные учебные пособия, которые могут использовать и рабочие, и мастера. Также в компании с нуля разработан корпоративный учебник, у которого нет аналога в отрасли. Он написан доступным языком, нагляден. Мы регулярно получаем прекрасные отклики от региональных отраслевых вузов о нашем учебнике. так что, как видите, нам удалось обойтись без существенных затрат.
— Какие категории персонала требуют особого внимания со стороны отдела обучения?
— Новичок всегда требует внимания! На заводы СРШ в год приходит более ста новых рабочих, не имеющих шинных профессий, а следовательно, у них нет знаний и навыков, необходимых для сборки качественных шин. При этом производство шинной продукции представляет собой достаточно сложный технологический процесс, и в нем трудно начать сразу ориентироваться. Поэтому мы начали с разработки «вводного курса», или, иначе, курса «Основы технологии производства шин», который является частью адаптационной программы. Тренинг призван снять первоначальную тревожность и страх, поясняя новым сотрудникам, чем они будут заниматься. До того как новички попадут в цех, мы их приглашаем в учебный класс. Три дня опытные технологи предприятий рассказывают новичкам про каждый технологический процесс, постепенно знакомя с производством, и делают акцент на требованиях, предъявляемых к каждой профессии. при этом новые сотрудники не только сидят за партами, но также знакомятся с цехами, оборудованием, используемыми материалами и деталями шин.
Второй наш приоритет — мастера. Определение потребности в обучении мастеров — наше ноу-хау.
Мы пошли от их обязанностей и разработали матрицу актуальных для компании квалификационных требований к мастерам. Это простое, наглядное описание перечня производственных знаний и навыков, которыми мастера должны владеть в условиях современного технологического процесса и применять на практике. В результате на ее основе появился курс обучения мастеров, который мы амбициозно назвали «Tyre-мастер». По задумке отдела обучения и развития он состоит из четырех блоков: технологического, административно-правового, оперативного управления деятельностью смены, развития управленческих компетенций. На данный момент два первых блока уже готовы. Еще два планируется реализовать в следующем году.
Уже запущен технологический блок, который посвящен изучению всего технологического процесса и влиянию каждой конкретной операции на качество продукта и на работу смежных участков. Помните, мы уже говорили: «Каждый является как поставщиком, так и потребителем». Также блок содержит технические характеристики, режимы работы оборудования, экологические аспекты производства, требования системы менеджмента качества и системы управления охраны труда, промышленной и пожарной безопасности на предприятии, принципы «бережливого производства».
Большое место в технологическом блоке отведено выполнению различных практических заданий. Это тренировка заполнения различных документов и выполнения процедур, которые в последнее время внедряются на предприятиях и являются новыми в деятельности мастеров.
В рамках этой программы обучения к началу следующего года около 400 линейных руководителей всех заводов Компании «СИБУР — Русские шины» должны будут защитить индивидуальный проект, связанный с анализом всех аспектов производственной деятельности мастера. Получив необходимые знания, мастер должен сам обдумать работу смены или участка. Собрав необходимые данные, определить слабые места в своей работе, мешающие решению поставленных перед ним, как перед руководителем, задач, и наметить план последующих действий. Мы начали с базового минимума, который поможет сотрудникам разобраться в тех процедурах, которые они должны ежедневно выполнять.
— Старый проверенный лекционный метод обучения не единственное, что вы используете?
— Да, стараемся разнообразить формы. Важно, чтобы обучающимся было не только полезно обучаться, но и интересно. В следующем блоке «Правовые основы управления производственным персоналом» будем предлагать сочетание самоподготовки и консультаций специалистов отдела кадров и юристов. Учебное пособие уже подготовлено, оно будет выдано каждому мастеру. Результаты обучения увидим после тестирования. Тестирование в программе WebTutor мы стали применять с первого технологического блока, будем использовать и дальше. Современный метод позволяет сразу выявить необходимые зоны для обучения.
— Сколько людей обеспечивает процесс обучения?
— У нас есть отделы обучений на предприятиях, в них три-четыре специалиста при общей численности персонала предприятий от 2 тыс. до 4 тыс. работников, и три сотрудника в корпоративном центре. Уверяю вас, все они очень увлеченные люди, что, к примеру, позволило нам в этом году для обучения производственного персонала не прибегать к помощи внешних провайдеров. Отличная сложилась команда!