"Прямые инвестиции" 0 комментариев

Открытое образование: дистанционная форма обучения

Интернет сегодня создает образовательную среду с открытым доступом, открытой регистрацией и в итоге обеспечивает открытое получение знаний. Новые технологии обостряют конкуренцию между университетами. Система образования эволюционирует от доски с мелом – к компьютерным программам обучения. О тенденциях развития системы дистанционного образования в России беседуем с Борисом Бим-Бадом, академиком Российской академии образования.

– Что такое дистанционное образование?

– Суть дистанционного образования – вовсе не в «дистанции» (расстоянии), не в удаленности участников образования. Всем давно знакомо заочное обучение, где взаимодействие между преподавателем и студентом было опосредствовано учебниками и пособиями, а процесс обучения управлялся через почтовую переписку. С распространением компьютеров в заочном образовании появились так называемые кейс-технологии: четко структурированные учебно-методические материалы комплектовались в специальный набор («кейс»), который отправляли студенту для самостоятельного изучения. Со временем печатные проспекты и учебники были дополнены записями на магнитных носителях и CDROM, а для проведения занятий и чтения лекций стали применять телевизионные технологии. При этом студент все же должен был периодически посещать очные консультации преподавателей в специально созданных для этих целей региональных учебных центрах.

Возникновение глобальной сети Интернета и развитие таких коммуникационных услуг, как электронная почта, привело к появлению качественно нового типа образования – собственно «дистанционного». Суть его – в снятии, в преодолении «дистанции» с помощью новейших информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). И если проблема доставки знаний когда-то действительно существовала, то с появлением Интернета, особенно технологий мобильного Интернета, она как таковая исчезла. Появилась открытая культурная и образовательная среда с открытым доступом, открытой регистрацией, и в итоге – открытое получение знаний.

– Что такое система дистанционного образования (СДО)?

– Универсальное средство реализации технологий открытого и непрерывного образования, которое обеспечивает доступ к знаниям из любой точки мира через Интернет. СДО предназначена для образовательных учреждений любого масштаба и применимы для обучения людей разного возраста различным дисциплинам. Это новый этап развития образования. Всемирная паутина создала условия для распространения знаний, дав студентам и преподавателям электронные учебники и библиотеки, удобные системы тестирования, а также средства общения. Сегодня скорость получения необходимых сведений в миллионы раз превышает традиционные способы. Интернет не только объединил все ранее известные инструменты обучения, но и заметно расширил их перечень, оказав существенное положительное влияние на информационную культуру в образовательной среде.

– Как СДО развивается в России?

– Дистанционное обучение миновало стадию лабораторного развития и теперь завоевывает популярность. Это закономерно: даже в масштабах одного города куда удобнее потратить несколько минут на подключение к виртуальному классу и приступить к общению с преподавателем, чем через весь город ехать в институт на лекцию. Еще более привлекательно дистанционное обучение для компаний, которые сталкиваются с необходимостью повышения квалификации сотрудников, особенно для больших компаний, чьи предприятия или подразделения находятся в разных регионах.

У России – одна из самых крупных и авторитетных образовательных систем в мире. Однако ее пропускная способность и, главное, формы предоставления образовательных услуг уже не соответствуют потребностям населения и страны. Более 2/3 нашего взрослого населения не охвачено никакими формами образования и просвещения. За счет создания мобильной информационно-образовательной среды СДО может обеспечить принципиально новый уровень доступности образования.

Я думаю, Россия располагает необходимыми предпосылками для перехода к развертыванию национальной СДО.

– Какие преимущества у дистанционного обучения по сравнению с традиционными формами образования?

– Дистанционное образование позволяет расширить географию его участников, тематический диапазон преподаваемых курсов и повысить их качество. Сокращается время обучения благодаря быстроте коммуникации преподавателя и студента, а также благодаря возможности использования почти всех форм обучения (в том числе самостоятельной работы в электронной библиотеке) через компьютер. СДО дает устойчивый доступ к мировым ресурсам, виртуальным библиотекам и базам данных, стало быть, доступ к качественному образованию. Наконец, это и возможность обучения в наиболее продвинутых учебных заведениях, по эффективным технологиям, у квалифицированных преподавателей.

– А как контролируется работа студентов?

– Процесс оценки, контроля успешности студентов не только упрощается и ускоряется, но и приобретает новые положительные черты. Преподаватель оценивает качество работы и активность каждого студента в индивидуальном порядке. Причем оценка успеваемости может быть более объективной, если учатся дистанционно. Ведь при этом не возникает личных симпатий или антипатий между преподавателями и студентами. Контрольные работы поступают на проверку анонимно, под регистрационными номерами. Взятка виртуальному преподавателю представляется весьма проблематичной.

У слушателей дистанционных курсов есть ряд преимуществ перед студентами, обучающимися по традиционной форме. Дистанционно вы можете заниматься в любое время суток. При наличии компьютера с подключением к глобальной Сети и базовыми навыками работы в Интернете можно качественно изучить необходимый материал, исходя из своих потребностей, выбирая необходимые разделы курса. Студент может сам выбирать последовательность изучения предметов и темп работы. Например, за один семестр может пройти курс, который в дневном вузе изучают целый год. Или, наоборот, растянуть его на два года. Наконец, дистанционное образование позволяет обучаться по гибкому графику, совмещая учебу с работой или получением параллельного образования.

– Дипломы такие же, как при традиционном обучении?

– «Дистанционный» диплом ничем не отличается от обычного: в нем пишется, что прослушан полный курс такого-то вуза, но не указывается, на какой форме обучения. Но больше котируется на рынке труда человек, получивший образование в престижном учебном заведении благодаря технологии оnline, чем выпускник, окончивший очное отделение вуза, еще не завоевавшего столь высокой репутации. В 1997 году в Лиссабоне министры образования европейских стран подписали Конвенцию Совета Европы и ЮНЕСКО о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию, в европейском регионе. Там записано, что дипломы дистанционного образования имеют всеобщее признание.

– Как можно организовать через интернет групповое общение с преподавателем?

– Есть несколько технологий. Например, многопользовательская объектно-ориентированная среда (МООs) обеспечивает контакт в реальном времени, с ее помощью компьютер профессора и студента превращается в терминал удаленной головной машины, на которой имитируются виртуальные комнаты. В них собираются люди, которые подключились к той же головной машине в то же самое время. С помощью виртуального слайд-проектора можно показать всем «присутствующим» в комнате серии слайдов. Другой инструмент – виртуальный видеомагнитофон, позволяющий записывать все происходящее в комнате. Также возможно использование виртуальных досок, на которых можно записывать вопросы для обсуждения. Группа создает свою особую почту – для небольших сообщений между отдельными участниками – и бюллетень сообщений для публичных обсуждений.

Еще одно «чудо» СДО – многоканальный чат (IRC, Interactive Relay Chat). Это программное обеспечение, позволяющее сотням пользователей посылать и просматривать короткие текстовые сообщения в реальном времени. Все сообщения и координаты их авторов отображаются на экране. IRC предоставляет пользователям различные каналы для каждого отдельного «разговора». Каждый канал отображает свой «разговор». Используя команду LOG, можно записать разговор на свой диск. Создание своих каналов реализуется в ряде дистанционных курсов. При этом объявления о дате и времени вывешивается на www-страницах курса.

– А электронная почта используется?

– Е -mail – наиболее популярный и важный сервис Интернета. Первые дистанционные курсы были целиком построены на передаче материалов и заданий по Е-mail. Но сегодня практически нет курсов, построенных исключительно на электронной почте, хотя она и остается важнейшим вспомогательным сервисом. Чтобы просматривать почту с различных компьютеров, можно открыть web-почтовый ящик. Просмотреть почту можно с любого компьютера, для это достаточно помнить свое имя и пароль.

– Какие еще технологии используются в дистанционном образовании?

– Например, различные телеконференции. В них могут участвовать сотни и тысячи пользователей. Существует огромное число конференций, посвященных образованию. Найти любую конференцию можно на поисковом сервере http://www.djnews.com. Чтобы принять в ней участие, надо просто подключиться, набрав адрес конференции. На экране компьютеров участников отображаются высказывания и отклики всех участников конференции. Сообщения и отклики появляются очень быстро. У каждой конференции есть свой координатор, который следит за тем, чтобы не нарушались тематика, этикет, правила общения и т.п.

– Но в основном студент-дистанционник занимается самостоятельно?

– Да, основная форма работы студента – самостоятельные занятия с учебными материалами. Он всегда может проконсультироваться у тьютора по вопросам курса или по своей практической деятельности. Количество индивидуальных консультаций в процессе обучения не ограничено. Все виды очных занятий, а также получение консультаций тьютора, связанных с изучаемым курсом, не требуют дополнительной оплаты. И вот еще одно важное отличие дистанционного образования: учебный процесс ориентирован не столько на запоминание знаний, сколько на их понимание и умение использовать.

– А экзамены, зачеты такие студенты сдают?

– Конечно. Вообще СДО держится на жесткой отчетности. За каждый пройденный раздел курса студент отчитывается перед своим преподавателем (тесты, контрольные работы, курсовые, дипломные). И пока не отчитается, дальше не двинется.

– Кто сегодня обучается дистанционно?

– Кто в силу разных причин не может учиться очно. Прежде всего люди, обремененные семьями, детьми, работами, для которых СДО – единственно возможный способ приобрести новые знания и навыки, необходимые на стремительно эволюционирующем рынке труда. Благодаря СДО люди, страдающие физическими недугами, которые не позволяют им посещать занятия в реальных классах, пенсионеры и инвалиды больше не отлучены от образования.

Современные технологии СДО позволяют изучать любой предмет, не покидая собственной комнаты или не вставая с инвалидного кресла.

– Есть ли у СДО недостатки?

– Конечно. Дистанционное обучение может создавать значительную нагрузку на Сеть, имеющую скудную пропускную способность. Кроме того, оно может потребовать инвестиций в аппаратное обеспечение, такое, как звуковые платы, динамики и видеокамеры. Видео- и телеконференции также требуют затрат. Некоторые программы требуют громоздких подключаемых модулей для реализации аудио- и видеовозможностей. В зависимости от комбинации используемых средств предоставления информации, а также числа студентов в аудитории и объема учебного материала, программы дистанционного обучения часто требуют более сложного планирования, чем традиционные аудиторные занятия. В частности, в случае синхронного режима недостаточно тщательное проектирование и планирование могут вызвать различного рода сложности и у студентов, и у преподавателей.

– Каково будущее дистанционного образования?

– Его ждет славное будущее. Распространение виртуальных форм обучения – это естественный этап эволюции системы образования. От доски смелом – к компьютерным обучающим программам. От обычной библиотеки – к электронной. От малочисленных учебных групп – к виртуальным аудиториям любого масштаба и т.д. Виртуальные и традиционные формы обучения не следует воспринимать как взаимоисключающие. Хорошее образование сегодня – это синтез самых разных форм получения знаний и современных технологий, оптимальное сочетание которых может определить для себя только сам учащийся.

СДО – гуманистичное образование. Никто не должен быть лишен возможности учиться по причине бедности, географической или временной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков или занятости производственными и личными делами. Дистанционное обучение вошло в ХХI век как наиболее перспективная, синтетическая и интегральная форма получения образования.

Александр Трушин

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Спасибо Станиславу!!! Идея работает на 5 баллов, опробывал сам. Рацпредложение: как быстро почистить видеокамеры, установленные на высоте
Повышение эффективности производства неразрывно связано с безопасностью этой эффективности, Часто пр... Десять лет программе Тотальной оптимизации производства ПМХ
Ayrat Zaripov, благодарю за отзыв. напишите мне в личку panov_ilya@inbox.ru или в телеграм @panov_i... «Безопасность превыше всего» – лозунг или правило жизни?
Илья, приветствую! Очень интересная статья. Заинтересовался книгой Э. Шермана «Снижение аварийнос... «Безопасность превыше всего» – лозунг или правило жизни?
Навык — формируется в момент практических осознанных действий человека и имеет три стадии закреплени... Квест для стропальщика: как VR-очки помогают осваивать новую профессию
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”