Мерседес-Бенц Академия
Текст: Александра Селиверстова, Светлана Шалашень
В современном мире значение образования в области автомобилестроения как важнейшего фактора развития автомобильной индустрии в новом качестве увеличивается вместе с ростом выпуска автомобилей. Образование является важной составляющей профессиональной компетентности отрасли автомобилестроения, помогая решать проблемы и соответствовать современным тенденциям.
Повышение квалификации и подготовка высококвалифицированных специалистов автомобильной отрасли, обеспечение перспективы на будущее для молодежи и стабильное социальное развитие – все это определяет круг задач в сфере образования, которые решают – каждая по-своему – ведущие компании отрасли. Среди них и ЗАО «Мерседес-Бенц РУС», дочернее предприятие концерна «Даймлер АГ», мировой производитель легкового, грузового и малотоннажного транспорта.
«Мерседес-Бенц РУС» – российское предприятие со 100-процентным иностранным капиталом. В настоящее время здесь работает около 800 высококвалифицированных специалистов. Компания уделяет большое внимание обучению персонала дилерских предприятий. Поддержка предприятий-партнеров путем технических консультаций и обучения персонала является одним из важнейших направлений присутствия Mercedes-Benz на российском рынке. На постоянной основе в учебном центре проводится обучение персонала с его последующей сертификацией и ознакомление с новейшими технологиями, проводится обучение механиков, работников склада запасных частей и сотрудников, занимающихся логистикой.
Для реализации стратегии устойчивого развития компания ведет постоянный конструктивный диалог с государственными институтами и общественными организациями, как российскими, так и международными. Социальная ответственность является неотъемлемой частью предпринимательской этики компании, поскольку и руководство, и сотрудники осознают значимость своего вклада в общественное развитие региона, где работают.
Один из ярких примеров социального проекта для учащейся молодежи как наиболее уязвимой социальной группы – повышение качества и престижа среднего специального образования путем прививания опыта дуальной системы профессионального обучения детей в Германии на российскую образовательную «почву». Проект «Начальная школа ремонта» в рамках «Мерседес-Бенц Академии» осуществляется при партнерском участии Колледжа автотранспорта № 9 г. Москвы (КАТ) и МАДИ, а также под патронажем Министерства образования и Российско-Германской внешнеторговой палаты.
– Концепция проекта по подготовке техников по техобслуживанию из числа студентов КАТ на базе «Мерседес-Бенц Академии» звучит так: «Поддержка и улучшение качества образования как фактор устойчивого развития компании и общества», – говорит Мария Морозова, руководитель подразделения по связям с государственными и общественными структурами ЗАО «Мерседес-Бенц РУС». – И поддержка, которую мы получаем на таком высоком официальном уровне, внушает уверенность в том, что мы добьемся отличных стабильных результатов. А самое главное – обозначим для учащейся молодежи внятные перспективы профессионального развития и дадим им уверенность в будущем, что немаловажно в условиях нестабильности современного мира.
Социальную значимость проектов в сфере образования нельзя недооценивать: это инвестиции в устойчивое развитие компании и стабильное социальное развитие общества. Правда, в условиях борьбы с кризисом многие компании мгновенно развернулись на 180 градусов и стали равнодушны даже к собственным сотрудникам, теперь в моде «социальная безответственность». Мол, в период рецессии каждый сам за себя. Но не все бизнесы решили свернуть программы. Например, проект «Начальная школа ремонта» начинался с колледжа, а сейчас он масштабируется, к нему подключается МАДИ, подготовка уже будет ориентирована на инженерный состав и кадровый резерв управленцев среднего звена.
– Начальная школа ремонта при «Мерседес-Бенц Академии» – не первый социальный проект нашей компании в сфере образования, – рассказывает Мария Морозова. – В 2004 году в Перми был открыт образовательный центр для выпускников технических вузов из различных регионов России. Этот проект стал результатом сотрудничества «Мерседес-Бенц» с администрацией Пермского края, Пермским государственным техническим университетом и Германским обществом инвестиций и развития. Для студентов Пермского государственного технического университета, обучающихся по специальности «Автомобилестроение», были организованы поездки с прохождением практики в области производственного обучения на заводе Mercedes-Benz в городе Зиндельфинген.
Суть дуальной системы – в заблаговременном формировании предприятиями разных регионов (в Германии – земель) своего кадрового резерва, от квалифицированных рабочих до специалистов более высокого уровня и управленцев. Во главу угла ставится разумное сочетание теоретической и практической подготовки, а также получение учащимся базовых знаний о производстве, где он может работать после окончания учебы, более легкая адаптация молодежи к первому рабочему месту, трудовой дисциплине, культуре производства на предприятии.
– Я сам в молодости обучался по дуальной системе, по специальности «слесарь по ремонту автомобилей», – говорит Клеменс Феннемайер, руководитель направления послепродажного и продажного обслуживания ЗАО «Мерседес Бенц РУС». – Подобная практика подготовки рабочих распространена в Германии с 60-х годов прошлого века. Дуальная система в том и заключается, что предприятие дает целевое направление на обучение студента. Оно же платит за обучение студента. Это происходит еще в 6-м классе – отбираются ученики, которые будут учиться в профессиональной школе (так называемой Berufschule), а заодно и проходить производственную практику на предприятии. Когда ученик заканчивает школу, он может работать на том же предприятии. В российском проекте все наоборот: мы приходим к дилерам и просим их взять наших подготовленных студентов. А ведь это дилеры должны приходить к нам и просить подготовить людей! Хотя мы надеемся, что со временем все изменится.
В Германии ребята сначала учат теорию в классах, а затем приходят на производство и отрабатывают все на практике. В рамках проекта также применяются подобные принципы. Есть теоретические занятия по ремонту двигателя, техническому обслуживанию, механики, электрики, трансмиссии, ходовой части, даются навыки по организации труда и контролю качества работы, производственной системе.
Увы, в Германии престиж рабочих специальностей среди молодежи тоже невысок, несмотря на полувековое существование дуальной системы профессионального образования. Самая престижная профессия – все, что связано с деньгами. Это банки, офисы, но не производство и не ремонтные мастерские. Организации, профессиональные союзы стараются поднять престиж работы механика.
– В Германии мы тоже имеем сложности с поиском и наймом техников высокой квалификации, – сетует Клеменс Феннемайер. – В Германии дуальное обучение поддерживается и финансируется государством. После окончания Berufschule ученик получает сертификат и имеет право поступать в университет. Многие студенты продолжают обучение в вузах, поработав какое-то время на производстве, где они проходили обучение в рамках дуальной системы.
Участники социального проекта ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» в среднем обучаются два дня в неделю, приезжают в учебный центр, могут наблюдать за тем, как проходит обучение персонала дилерских станций. Присутствуют на занятиях, видят, что работа с автомобилем не всегда грязная, что у техника по ремонту далеко не всегда руки в пятнах масла.
Ремонтнику XXI века необходимо обладать определенным уровнем компьютерных знаний, так как многие диагностические работы проводятся с помощью компьютера. Поэтому в проекте применяются такие методы, как интерактивное обучение в виртуальном классе, оперативное обучение по интернет-ТВ в системе Global Training AKUBIS direct, изучение электронных каталогов, диагностических приборов.
– Я осуществляю общую координацию проекта и слежу за тем, чтобы цели этого проекта совпадали с общими целями концерна «Даймлер АГ», – отвечает Клеменс Феннемайер на вопрос о своей роли в проекте. – Наша основная цель – адаптация российского технического образования для нужд потенциальных работодателей, а выпускников КАТ и МАДИ – к будущей профессиональной деятельности по специальности. Концерн задумывается над возможностями повышения престижа профессии техника по ремонту и постоянно участвует в ярмарке вакансий в МАДИ.
Внутри самой компании ведется серьезная работа по повышению квалификации, обучению и мотивации уже работающего персонала. На технических станциях существует так называемый профиль работы. Каждому профилю соответствует определенный письменный тест, который проходят все сотрудники. Эти тесты показывают, в чем сотрудники хорошо разбираются, а чему их надо подучить. Цель руководителей – выяснить, как еще можно развить сотрудника и каким именно способом. Всем сотрудникам есть куда расти – в этом суть мотивационной политики компании.
– Сотрудники, которые прошли тесты, экзамены, успешно их выдержали, получают сертификат и награду, знак отличия, – подчеркивает Клеменс Феннемайер. – Сотрудники, имеющие эти знаки отличия, представляют большую ценность в глазах нанимателей. Наша задача – мотивировать этих сотрудников на работу у нас, чтобы они развивались в рамках компании.
Уровень работы специалиста по ремонту и перечень его компетенций сейчас совсем другой, чем еще 20 лет назад. В начальной школе ремонта «Мерседес-Бенц Академии» ученикам прививают знания о том, что к машине можно подходить только в чистой одежде, со специальным подготовленным инструментом, а не с простым молотком и зубилом. Увы, чинить машины, даже если это «Мерседесы» – не та работа, которая пользуется престижем среди современной молодежи. Они мечтают ездить на «мерсах», а не ремонтировать их.
О том, много ли потеряла страна из-за того, что престиж человека труда упал и почему предприятие вынуждено брать на себя заботы по профессиональной подготовке специалистов технических специальностей, журнал «Управление производством» беседует с Дмитрием Талаевым, начальником подразделения обучения по коммерческим автомобилям.
«Управление производством»: Дмитрий, как Вы попали в проект?
Дмитрий Талаев: Всю жизнь я работал в отделе сервиса, организовывал ремонт, техническую поддержку сервисных станций. Я инженер-механик. Заканчивал МАДИ, там была возможность защищать диплом на двух иностранных языках. Иностранный язык нужен всегда. Раньше вся документация была на иностранном языке. Сейчас большинство документации на русском, но иностранный язык все равно повышает интеллектуальный уровень человека, он иначе подходит к ремонту. На первом курсе института я был на практике на транспортном предприятии, которое занималось «Мерседесами», то есть с маркой работаю более 25 лет, их них в концерне – 12 лет. Последние 2 года я возглавляю подразделение в отделе обучения по коммерческим автомобилям.
«УП»: Сколько лет проекту?
Д. Т.: Полтора года. Уже был один выпуск в мае прошлого года. В мае 2009-го будет второй. Параллельно проходит обучение третий курс, который будет выпускаться в следующем году – это наш «задел».
«УП»: От чего зависит качество ремонтно-технического обслуживания, кроме обучения?
Д. Т.: Все зависит от людей. Человеческий фактор очень важен. Для людей созданы все предпосылки, чтобы работать хорошо. А дальше все зависит от них самих. Если человек прогуливает, постоянно курит, то качество будет страдать. Это недопустимо.
Ремонтировать автомобили не очень престижно, даже если это «Мерседес». Молодежь ориентирована на легкие деньги. Заставить студента колледжа посещать занятия – сложно. Группа, которая занимается у нас, регулярно посещает занятия, хотя есть и прогульщики, – мы уже отчислили пять человек, потому что они подавали плохой пример другим.
«УП»: Вы в системе техобслуживания и ремонтов 20 лет. Застали момент, когда у нас был культ человека труда, человека в спецовке?
Д. Т.: Это большая проблема. Престиж упал, система профтехобразования пошла вниз, базы нет. А кому работать? Автомобили – это более или менее красивая картинка, которой еще можно соблазнить, привлечь молодежь, но если это слесарь станочного оборудования, то престижа нет. Проблема кадров встает во весь рост, и предприятия сами начали готовить персонал.
Хотя нельзя сказать, что сейчас система российского профтехобразования не меняется. Я езжу по разным колледжам. Во многих работает государственная программа возрождения, закупается оборудование, есть компьютерные классы. Но сейчас уже идут наработки новых методик, современного опыта, есть связи с европейскими странами, поэтому студентов все равно приходится доучивать на производстве.
«УП»: Так как же можно оценить качество ремонтного персонала в России? Как низкое?
Д. Т.: Не стоит говорить, что в России все плохо. Люди у нас очень хорошие. Есть свои самородки. Но сейчас уровень работы ремонтника совсем другой. В нашей «начальной школе ремонта» мы воспитываем принципиально другое отношение к работе: к машине можно подходить только в чистой одежде, со специальным подготовленным инструментом. Поработал – протри инструмент. Рабочее место надо каждый день убирать. Есть и такой момент: степень затяжки гаек надо проверять не по тому, как сильно она хрустит, а динамометрическим ключом.
Студенты приходят на проект после ПТУ, практику проходили, ремонтируя КамАЗы, МАЗы, никто с них ничего не требовал, а здесь – жесткая дисциплина. Потому что велика цена ошибки. Поэтому возрастают требования к человеку. Здесь не детский сад, а серьезная работа.
Конечно, присутствуют в моих отношениях с учениками некоторые отцовские нотки. Да и как иначе? Это дети пятнадцати-семнадцати лет. Их надо заставить приходить вовремя, разговаривать с ними, объяснять, что такое хорошо и что такое плохо, формировать дисциплину, в общем – воспитывать.
«УП»: В чем особенно четко просматривается социальная роль проекта «начальной школы ремонта»?
Д. Т.: Еще год назад мы поняли: не все 100 процентов студентов, прошедших обучение в нашей школе, будут работать на предприятиях «Мерседес Бенц». Мы не можем выкручивать им руки, говорить: вы обязательно должны работать здесь! Мы не делаем целевого набора. Люди потом свободно выходят на рынок труда. Тем самым мы повышаем общий уровень культуры слесарей и специалистов по ремонту в стране.
«УП»: Какие у проекта перспективы?
Д. Т.: Сейчас мы сделали следующий шаг – к универсальности: готовим специалистов по грузовым и легковым автомобилям. Формируется инженерный состав – приемщиков для станций ремонта. Планируем пойти в регионы – Санкт-Петербург, другие большие города, где есть потребность в ремонтном и другом персонале. Всю страну научить не сможем, но хотя бы кого-то…
Сейчас в рамках проекта в МАДИ набрана группа студентов, которые учатся на факультете автомобильного транспорта. Они стажируются по специальности приемщика, сервисного консультанта мастерской. Это уже инженерно-техническая должность, а не рабочая специальность. Профессиональный рост этих ребят можно прогнозировать до начальника цеха, начальника мастерской. Если на базе колледжа готовят слесарей (техников по ремонту), то специалисты после МАДИ выходят на следующий уровень. Проект продолжается. Рост престижа рабочего человека и общей культуры ремонта в России – тоже.