"Старт" 0 комментариев

Техперевооружение в режиме нон-стоп: опыт Авиастар-СП

Авиация – передовая отрасль, основа модернизации и инновационной экономики России. Сегодня отечественным авиационным предприятиям, в том числе ульяновскому АО «Авиастар-СП», приходится работать в условиях жесткой конкурентной борьбы на мировом рынке производителей авиатехники. При этом уже недостаточно просто производить современные, надежные и экономичные в эксплуатации воздушные суда. Само производство должно быть низкозатратным, с максимально короткими производственными циклами, минимальным количеством ручных операций, а производимые самолеты и их компоненты должны быть всегда одинаково высокого качества и не зависеть от человеческого фактора.

Благодарим редакцию корпоративной газеты "Старт" АО «Авиастар-СП» за предоставление данного материала. 

Техническое развитие страны

По мнению многих аналитиков, наша страна в свое время добилась хороших результатов в осуществлении технического перевооружения различных отраслей промышленности. Но из-за затянувшегося кризисного состояния отечественной экономики пришлось сбавить позиции. На протяжении полутора десятков лет сфера науки и технологий в России не получала необходимой поддержки со стороны государства, что привело к потере научно-технического лидерства в ряде ключевых направлений развития авиастроения, а также оттоку высококвалифицированных кадров, деградации научно-экспериментальной базы и общему отставанию по основным  направлениям развития авиационной науки и технологий. Тем не менее наличие еще не окончательно растраченного потенциала прошлых лет и текущие бюджетные вливания формируют условия для возрождения технологического преимущества.

Техперевооружение – комплекс мероприятий по повышению технико-экономического уровня отдельных производств, цехов и участков на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным. Целью техперевооружения действующих российских предприятий является всемерная интенсификация производства, увеличение производственных мощностей, выпуска продукции и улучшение ее качества при обеспечении роста производительности труда и сокращения рабочих мест, снижения материалоемкости и себестоимости продукции, экономии материальных и топливно-энергетических ресурсов, улучшения других технико-экономических показателей работы предприятия в целом.

«Авиастар-СП»: оценка мощностей

Необходимость технического перевооружения связана со стратегией развития предприятия, которая предусматривает производство на «Авиастаре» нескольких новых типов авиационной техники.

– Эффективность деятельности предприятия также зависит и от применения определенных управленческих технологий, – подчеркивает технический директор АО «Авиастар-СП» Сергей Платонов. – Внедрение той или иной технологии управления должно приносить экономический эффект для предприятия. Верные управленческие технологии ведут к эффективным производственным процессам, которые позволяют не только увеличить прибыль предприятия, но влияют и на скорость работы, объем затрачиваемых нематериальных и материальных ресурсов. Всемерная автоматизация производства диктует условия модернизации и замены технологического фонда. Основными критериями подбора техоборудования являются надежность и эксплуатационные характеристики оборудования, их соответствие определенным в ходе технологического аудита требованиям к приобретаемому (модернизируемому) оборудованию. Для каждого конкретного типа оборудования могут быть свои критерии, отражающие как техническую, так и организационную и финансовую стороны процесса замены оборудования. Причинами необходимости техперевооружения является: стремление к повышению технологической устойчивости производства; сокращение циклов изготовления деталей и сборочных единиц; сокращение сроков и стоимости подготовки производства; сокращение трудоемкости, снижение себестоимости продукции; сокращение брака и затрат на восстановление дефектной продукции; сокращение затрат на модернизацию и ремонт оборудования.

Имеющиеся результаты развития авиационной промышленности явно не позволяют полностью удовлетворить потребность производства. Да, на «Авиастар-СП» осуществляется замена оборудования, но не в полном требуемом объеме. Многие модели станков используются в 4-5 раз дольше паспортных сроков службы. Все это является одной из причин отсутствия конкурентных мощностей. Средний срок эксплуатации основных видов производственного оборудования, учитывая и капитальные ремонты, превышает 20 лет, в то время как по паспортным данным он не должен превышать 5-7 лет. Эксплуатация устаревшего оборудования сдерживает инновационные процессы на предприятии, их интенсивное развитие, обеспечивающее повышение конкурентоспособности продукции и предприятия в целом.

– Если оценивать соотношение существующих мощностей и новых, то мы находимся на стартовом уровне, – отмечает  зам.технического директора по техническому развитию Илья Терехин. – Использование современного оборудования, которое позволит наладить технологический процесс и повысить эффективность деятельности предприятия, требует определенных вложений. Очевидно, что для этого необходимо не только достаточное финансирование, но и детальная проработка принимаемых решений с тщательным технико-экономическим обоснованием предлагаемых к внедрению технических и технологических новшеств: подготовка инфраструктуры, стоимость закупаемого оборудования, его быстрый ввод в эксплуатацию, проведение обучения сотрудников.

Все потребности в технологическом оборудовании зависят от производственных целей предприятия. Ежегодно в рамках утвержденных проектов формируется план технического развития, где учитывается, какое оборудование необходимо для исполнения товарной программы.

– На сегодняшний день формируется план технического развития предприятия на 2019 год, – продолжает И.Ю. Терехин. – Специалисты производств направляют свои потребности как в новом оборудовании, так и в модернизации действующего. Ведь просто взять и выбросить весь парк существующего оборудования не получится. В рамках программы техперевооружения редкий случай, когда заменяемое оборудование больше не используется. В основном, много нового оборудования поставляется с целью увеличения мощностей, хотя замена тоже ведется. Если оборудование не подлежит никакому восстановлению, техническая комиссия выставляет оценку состояния, организовывается списание оборудования с дальнейшей реализацией через службу коммерческой дирекции.

На «Авиастаре» есть также много оборудования, на котором осуществляется капитальный ремонт, восстановление характеристик станка до паспортных. Например, если это фрезерное оборудование, то устанавливают стойки с ЧПУ, меняются приводы на более высокоскоростные, меняют шпиндели. Если это испытательный станок, то меняются узлы, агрегаты. Появляется дополнительный функционал, возможность регистрации получаемых данных, ведение протоколов испытаний и т.д.

По мнению зам.технического директора по техническому развитию Ильи Терехина, уйти на 100% от модернизации и капремонта существующего оборудования не получится. Инвестиции на техперевооружение огромные, и единовременно проводить обновление парка станков, значит, остановить предприятие и не выпускать продукцию. Поэтому техническое развитие завода происходит планомерно.

Финансирование – возможность развития

Руководством «Авиастар-СП» решение о проведении технического перевооружения было принято еще в 2007 году. Толчком послужила подготовка производства под проект серийного производства транспортного самолета Ил-76МД-90А. Оценка мощностей показала, что где-то требуется выходить на новый качественный уровень, в том числе по точностным характеристикам и производительности, чтобы изготавливать конкурентную продукцию. Вторым мотивационным фактором стала появившаяся возможность финансирования со стороны управляющей организации (ПАО «ОАК»). За это время в заводских корпусах был размещен ряд современного высокоточного, высокопроизводительного оборудования: обрабатывающие центры; контрольно-измерительное, лабораторное, испытательное и специальное оборудование.

Инвестиции сначала были в виде займов от управляющей компании ПАО «ОАК» по лизинговой схеме. Все работы осуществлялись силами управления капитального строительства (ред. – прежнее название СМУ «Авиастар»). Теперь же источник финансирования  всех реализуемых проектов в плане техперевооружения – федеральная целевая программа (ФЦП). Есть также доля софинансирования (часть собственных средств) и инвестиции ПАО «Иркут» в рамках реализации программы МС-21.  

Финансирование в рамках инвестбюджета очень ограничено и требует больших трудов по защите, доказательству и фактической реализации. Для получения денежных средств необходимо разработать проектно-сметную документацию, пройти государственную экспертизу, потом утвердить ее на уровне завода, управляющей организации, министерства промышленности и торговли, доказать, что все сделано правильно. Денежные средства поступают после утверждения Минпромторга. После этого начинается оформление технического задания на тендеры, заключение контрактов и реализация. В рамках конкретного проекта финансирование распределено на реализацию в течение двух-трех лет.

В основном, в одном производственном проекте заложены: лабораторный комплекс, мехобработка, механо-каркасное и механо-сборочное производства. Все они – в одной технологической цепи. Но есть позиции оборудования, у которых длительные сроки поставки. Большие станки по 1,5 года могут изготавливаться, а потом еще полгода монтироваться и вводиться в эксплуатацию. В это время, к примеру, уже доставлено лабораторное оборудование, которое лежит на складе. Его законрактовали в рамках большого договора генподряда. Сроки поставки зависят от условий договоров, и во вторую очередь – от финансирования. Иначе говоря, если подрядчик подписался на те условия финансирования, которые предусмотрены договором, то независимо от того, получили в этом году финансирование или оно задерживается от министерства промышленности и торговли, подрядчик обязан оборудование доставить.

Техперевооружение в режиме нон-стоп

С начала действия программы техперевооружения по ФЦП, в первую очередь, проекты осуществлялись под расшивку «узких» мест. В каждом производстве есть определенный технологический процесс, где недостаточное количество мощностей для обеспечения товарной программы по выпуску самолетов. Проекты были сложные. Точечно застраивались цеха. В основном, это механо-каркасное производство (ц. 242, 254, 255), заготовительно-штамповочное производство (ц. 222, 223). В агрегатно-сборочном производстве модернизировали стапельно-сборочную оснастку. Много переоснащения осуществлялось и по вспомогательным переделам, то есть обеспечивали и сварочным оборудованием, и  лабораторными комплексами.  На «Авиастаре» не так много мест, где требуется комплексный подход по выполнению какой-то технологии. Например, поточная линия сборки самолетов семейства Ил-76МД-90А – это реконструкция целого цеха, с помощью которого решается задача обеспечения пропускной способности на уровне производства окончательной сборки для выполнения товарной программы.

– Подготовка производства для техперевооружения – сложный процесс, – рассказывает И.Ю. Терехин. – Мы находимся, в основном, в условиях реконструкции, а не нового строительства. Соответственно, это действующие производства. Мы приходим в цех, который полноценно работает. К примеру, в цехе надо установить дополнительный станок, но там уже имеется много оборудования, которое плохо защищено, либо совсем не защищено от строительной пыли. Плюс ко всему: на этих же площадях, где планируется установка нового оборудования, размещено действующее оборудование, которое выполняет производственную программу. Поэтому, грубо, выгнать оттуда всех и начать заниматься техперевооружением, так не получается. Приходится длительно согласовывать с производством графики вывода оборудования, его демонтажа. Здесь подключается не только производство, а также служба главного энергетика, которая выполняет демонтаж и  переподключение, управление капитального строительства создает проект по перемещению и установке оборудования. То есть процесс сложный, требует внимательного ежедневного администрирования для увязки всех подразделений завода. Кроме этого, осуществляется взаимодействие с подрядчиками, проектными институтами по получению проектной рабочей документации, выдачи ее в производство, согласование с отраслевыми службами предприятия. Либо одобряют проект, либо выдают замечания,  потому что этот проект, допустим, неисполним. В условиях действующего производства есть нюансы: где-то сеть нельзя проложить, где-то нельзя установить оборудование, так как оно накладывается на другой станок.

В развитии поточной линии сборки вроде не должно возникать затруднений, так как работы ведутся в новом, освобожденном от прежних технологий, корпусе. Но все же возникают затруднения, поскольку вводится нестандартное оборудование. Есть проблемы и с техническим решением, и с исполнением строительно-монтажных работ, масса вопросов в компоновке, конструктиве технологического оборудования, выполнении последовательности операций, в программировании этого оборудования. Тем не менее, это уникальные новые технологии автоматизированной сборки. В сфере транспортных самолетов на территории России подобного проекта еще не было.

В комсомольском филиале ПАО «Компания «Сухой» «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина» сборка Суперджетов осуществляется тоже с применением автоматизации, сборка МС-21 в Иркутске автоматизирована.

На сегодняшний день действует программа технического перевооружения ФЦП 2011-2020, где уже распланированы финансовые поступления на ближайшие два года. И буквально в 2017 году стартовал подготовительный этап прикидки программы ФЦП 2018-2027, куда регистрируют требуемые позиции в техническом развитии «Авиастара», в том числе. Таким образом, чтобы шагать в ногу со временем, реализовывать перспективные проекты по мировым стандартам, необходимо непрерывно вводить в производство лучшие технические достижения.

Уникальность технологического фонда

Производственный комплекс АО «Авиастар-СП» обладает уникальным технологическим фондом. Располагаются станки, не имеющие аналогов в России, а то и в мире.     

Транспортная авиация, в принципе, подразумевает производство самолетов достаточно внушительных размеров. И большая часть оборудования в производстве композиционных материалов, в механо-каркасном, гальваническом, термическом, литейном производствах  по своей степени уникальна. Технологии позволяют изготовить большие детали. Например, в механо-каркасном производстве станки с длиной стола 30 метров. Немногие предприятия России могут похвастать наличием такого оборудования, потому что оно им не нужно, поскольку их самолеты гораздо меньше по габаритам.

Гальваническая линия на «Авиастаре» представлена 37-метровыми рядами анодного оксидирования. Для России это уникальная линия, создавалась еще под производство Ан-124 «Руслан».

В числе единичных экземпляров также станок зеркального фрезерования, предназначенный для изготовления обшивок по программе МС-21. Такое оборудование в России есть еще в фонде ПАО «Иркут».

 – Этот станок заменяет стандартное размерное химическое травление (РХТ) на фрезерование, – отмечает  директор программы «МС-21» Виталий Игнатьев. – Механическая обработка предпочтительна для деталей, потому что в итоге получается более стабильная толщина, нет разрыхленной поверхности, как после химфреза, и повышается ресурс изделия.

В механосборочном производстве располагается еще одна уникальная технология – по сборке сварных трубопроводов воздушных судов. Стапеля для сборки трубопроводов позволили перейти от традиционной плазово-шаблонной сборки к сборке авиационных трубопроводов по электронным цифровым моделям, разработанным специалистами предприятия.

– С организацией – поставщиком мы выполнили определенный пилотный проект по сборке трубопроводов по цифровым моделям, – комментирует зам. технического директора АО «Авиастар-СП» Илья Терехин. – И теперь есть много интересующихся данной технологией, другие предприятия тоже хотят у себя установить подобное оборудование.

До конца 2018 года на «Авиастаре» планируются к завершению работы по созданию поточной линии сборки, в ЗШП установят эластомерное оборудование, в механосборочном, механокаркасном производствах разместится лабораторное оборудование, а также по цехам завода будут распределены фрезерный, эрозионный, сварочный, прессовый станки, лабораторно-испытательное оборудование.

Очевидно, что предприятием «Авиастар-СП» взят уверенный темп в модернизации производства. Дальнейшая работа по техническому перевооружению позволит заводу выйти на современный уровень организации производства самолетов, повысить качество и снизить себестоимость выпускаемых авиалайнеров. 

Анастасия Гудкова

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Добрый день, Марат! Куда Вам прислать материал? моя почта oleg-nenashev@yandex.ru Проверили – работает! Три проекта «Силовых машин»
Добрый день, Марат! Куда Вам прислать материал? Проверили – работает! Три проекта «Силовых машин»
Олег Ненашев, доброго времени суток. Предоставьте материала. Очень интересно изучить, расширить круг... Проверили – работает! Три проекта «Силовых машин»
Странно смотреть как люди снова изобретают колесо. На силовых машинах еще с советских времен эффекти... Проверили – работает! Три проекта «Силовых машин»
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”