В современных экономических условиях развитие промышленного предприятия немыслимо без глубокой технологической и методологической модернизации.
Автор: Глеб Чистяков
Источник: журнал «Умное производство» №6 от 12.2008г.
В современных экономических условиях развитие промышленного предприятия немыслимо без глубокой технологической и методологической модернизации.
Однако прошли времена, когда среднее предприятие могло самостоятельно, без посторонней помощи, совершить техническое перевооружение, оптимизировать производственный цикл, произвести настройку маркетинговой политики, отстоять свои интересы на внутреннем и внешнем рынках. Сегодня все большую роль в процессе модернизации играют промышленные ассоциации, консалтинговые компании, а также государственные административные, научные и финансовые учреждения. О направлениях и возможностях современной промышленной модернизации мы беседуем с доктором технических наук, профессором, директором департамента радиоэлектронного комплекса Министерства промышленности и торговли России Владимиром Николаевичем Минаевым.
- Владимир Николаевич, в отечественной экономике в последние годы наблюдаются процессы консолидации участников рынка. Все большее число производителей принимают участие в разного рода ассоциациях. Эта тенденция не обошла стороной и отечественное машиностроение. С 2006 года ежегодно проходит конгресс машиностроителей России. В этом представительном форуме принимают участие первые руководители и менеджеры высшего звена отечественных и зарубежных предприятий и компаний. Каким целям служит этот высокий форум и каковы его основные задачи сегодня?
- Минпромэнерго России было организовано проведение трех конгрессов машиностроителей России потому, что на этих конгрессах рассматривались актуальные вопросы повышения качества и конкурентоспособности промышленной продукции на основе технического перевооружения отечественных предприятий.
Задача III конгресса машиностроителей России, в работе которого я принимал участие, состояла в рассмотрении и разработке рекомендаций по применению новейших технологий обеспечения эффективности проектов технического перевооружения промышленных предприятий. Указанные новейшие технологии были представлены Научно-исследовательским центром "Объединение проектировщиков предприятий" (МГТУ им. Баумана), Академией народного хозяйства при правительстве РФ, инженерно-консалтинговой фирмой Солвер, Ассоциацией "Русский Регистр", а также зарубежными фирмами "PTC" (США), IDS-Scheer (Германия), Inherent Simplicity (Израиль). На конгрессе был представлен опыт разработки и эффективной реализации проектов технического перевооружения ряда отечественных промышленных предприятий, в том числе предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК): ОАО "Прибор" (г. Курск), ОАО "Ижорские заводы" (г. С-Петербург), ОАО "Электромашина" (г. Челябинск), ОАО "Уралмаш" (г. Екатеринбург), ОАО "ОКБ "Зенит" (г. Красноярск) и других предприятий.
На III конгрессе машиностроителей России предприятиями, получившими значительный экономический эффект от реализации проектов технического перевооружения, была представлена система инженерного консалтинга, которая имеет следующие основные составляющие:
1) Разработка альтернативных вариантов применения технологий, оборудования и программно-технического обеспечения создаваемого (модернизируемого) производства при заданной номенклатуре выпускаемых изделий.
2) Математическое моделирование производственных процессов и систем управления производством с целью рассмотрения альтернативных вариантов проектов технического перевооружения и выбора совместно с заказчиком максимально эффективного варианта создаваемого (модернизируемого) производства.
3) Разработка комплексного проекта технического перевооружения производства, включающего обоснованную спецификацию на поставку технологического оборудования, оснастки, инструмента, а также комплекса программно-технических средств при заданном уровне эффективности его функционирования.
4) Оформление контракта на выполнение комплексного проекта реализации технического перевооружения предприятий с предоставлением юридически оформленной гарантии инженерно-консалтинговой фирмы по обеспечению показателей эффективности создаваемого производства.
5) Обучение и аттестация специалистов предприятия-заказчика (операторов, наладчиков, инженеров и менеджеров) на всех этапах проектирования и производства продукции.
6) Поставка технологического оборудования, технологическая подготовка производства, сдача производства "под ключ" после доведения показателей эффективности созданного производства до проектного уровня.
По результатам рассмотрения новейших технологий обеспечения эффективности проектов технического перевооружения предприятий и практического опыта эффективной реализации проектов создания (модернизации) промышленных производств III конгресс машиностроителей России принял следующее решение, которое было направлено Минпромторгом России на промышленные предприятия:
1. Считать применение методологии инженерного консалтинга важнейшим инструментом обеспечения эффективности реализации проектов технического перевооружения промышленных предприятий, направленным на решение проблемы модернизации российской экономики на основе производства высококачественной отечественной продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках.
2. Принимая во внимание многолетний успешный опыт применения методологии инженерного консалтинга в промышленности, рекомендовать предприятиям использование указанной методологии как обязательного условия обеспечения заданного (проектного) экономического эффекта от эксплуатации создаваемых (модернизируемых) промышленных производств.
Принимая во внимание, что проблема технического перевооружения актуальна для промышленных предприятий, уверен, что Минпромторгом России будет поддержана организация проведения следующих заседаний конгресса машиностроителей России.
- Каковы, на ваш взгляд, основные пути повышения конкурентоспособности отечественного машиностроения?
- Задача повышения конкурентоспособности отечественного промышленного производства на основе технического перевооружения предприятий является одним из национальных приоритетов развития страны на ближайшие годы. Средствами достижения указанных конкурентных преимуществ производимой промышленной продукции являются: - современные технологии, реализуемые на базе новейшего технологического оборудования;
- современные информационные технологии организации и управления производством, обеспечивающие минимизацию потерь времени и средств в процессах разработки и производства продукции;
- современные системы менеджмента качества продукции, обеспечивающие минимизацию дефектов продукции и затрат на их устранение;
- современные системы обучения и аттестации рабочих, инженеров и менеджеров предприятия, необходимые для обеспечения устойчивого эффективного производства высококачественной продукции.
Важная проблема обеспечения конкурентоспособности производимой продукции заключается в технологической отсталости промышленных предприятий, связанной с недостатком современных технологий и современного технологического оборудования; современных систем менеджмента качества (СМК), гарантирующих минимизацию потерь времени и средств на устранение дефектов продукции; систем обучения и аттестации рабочих, инженеров и менеджеров предприятия, необходимых для обеспечения эффективного производства продукции.
В сложившейся ситуации в ближайшие годы отечественные промышленные предприятия должны осуществить комплексное техническое (технологическое, информационное и кадровое) перевооружение, без которого невозможно решить проблему обеспечения производства конкурентоспособной продукции. В связи с этим для отечественных предприятий исключительно актуальным является решение инжиниринговых задач при разработке и реализации проектов комплексного перевооружения предприятий, обеспечивающих выход предприятия на гарантированное эффективное производство высококачественной и конкурентоспособной продукции.
- Каким образом и в каких сферах государство способно осуществлять помощь и поддержку машиностроительной отрасли? В каких государственных программах эта поддержка уже осуществляется?
- Технической основой производства качественной и конкурентоспособной продукции являются новейшие технологии промышленного производства. Задачи разработки новейших технологий производства машиностроительной продукции реализуются Минпромторгом России в рамках федеральной целевой программы "Национальная технологическая база". Учитывая, что современные материалы и комплектующие изделия являются одними из важнейших факторов обеспечения качества продукции, Минпромторгом России разработана и реализуется федеральная целевая программа "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники".
Техническое перевооружение пред- приятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) является одним из национальных приоритетов развития российской промышленности на среднесрочную перспективу. На сегодняшний день значительную долю производственных фондов машиностроительных предприятий составляет технологическое оборудование, устаревшее морально и физически. Техническое перевооружение предприятий ОПК является государственной задачей, поскольку от эффективности ее решения зависит экономическая и оборонная безопасность страны.
В сфере ОПК в рамках соответствующих федеральных целевых программ намечено вложение значительных объемов бюджетных средств в техническое перевооружение предприятий, участвующих в выполнении государственного оборонного заказа. В ближайшие годы предприятия ОПК должны осуществить комплексное техническое (технологическое, информационное и кадровое) перевооружение, без которого невозможно решить проблему обеспечения производства современной военной техники.
В настоящее время развитие экспорта наукоемкой продукции сдерживается не только уровнем технологий и технологического оборудования, но и отсутствием на отечественных предприятиях технологий электронного сопровождения наукоемкой продукции на всех этапах ее жизненного цикла (ИПИ-технологий). Полномасштабное применение ИПИ-технологий является революцией в сфере развития промышленного производства, поскольку позволяет решить проблему кардинального повышения качества и конкурентоспособности производимой наукоемкой продукции за счет сокращения: на 20-30% затрат на разработку и производство продукции; на 15-20% дефектов продукции и затрат на их устранение; на 20-25% стоимости эксплуатации; на 60-70% сроков вывода на рынок новейших образцов техники. Учитывая актуальность задачи развития ИПИ-технологий на промышленных предприятиях, в рамках федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" предусмотрены разработка и промышленная апробация ИПИ-технологий с целью организации их широкомасштабного тиражирования на промышленных предприятиях.
Первая проблема, возникающая при реализации проектов технического перевооружения промышленных предприятий, - отсутствие инструмента обеспечения эффективности создаваемых (модернизируемых) производств. В практике реализации проектов технического перевооружения недостаточно развиты принятые в зарубежных странах такие обязательные составляющие обеспечения эффективности создаваемых производств, как моделирование проектируемых производственных процессов с целью исключения принятия ошибочных решений и выбора оптимального варианта проекта технического перевооружения; юридическое оформление гарантий инжиниринговой компании, реализующей проект создания производства, по обеспечению заданного уровня его эффективности и т.д. По этой причине создаваемые (модернизируемые) производства не всегда приносят ожидаемый экономический эффект.
- Что можно сказать о современном рынке консалтинговых услуг в машиностроении, производстве машиностроительного оборудования, контроле качества, информационных системах и других базовых сторонах инновационного производства, гарантирующих технологическую независимость российской экономики?
- В первую очередь необходимо сказать о потребности отечественных промышленных предприятий в квалифицированных консалтинговых услугах. По нашей оценке, сотни предприятий нуждаются в квалифицированной помощи по разработке и реализации проектов технического перевооружения, и эта потребность в ближайшие годы будет значительно возрастать.
Выполнение комплекса работ по экспертизе существующих на предприятии технологий и технологического оборудования, разработке и реализации проектов технического перевооружения требует специфических знаний, опыта работ в этой сфере. В развитых странах для решения проблемы получения гарантий эффективности реализации проекта технического перевооружения предприятия, для разработки и выполнения проекта создания (модернизации) производства привлекается консалтинговая фирма, имеющая позитивный опыт работ в этой сфере (при этом оформляются гарантии консалтинговой фирмы на поставку и запуск технологического оборудования и программно-технического обеспечения, а также гарантии сдачи нового производства "под ключ" после достижения расчетных значений показателей эффективности его эксплуатации). Это принятая во всем мире практика реализации проектов технического перевооружения предприятий: даже обеспеченные фирмы не берут на себя расходы на содержание инжиниринговых фирм, поскольку в них работают высококвалифицированные и высокооплачиваемые специалисты, а в услугах таких фирм предприятие нуждается раз в 3-4 года.
Вторая проблема, возникающая при реализации проектов технического перевооружения отечественных предприятий, - отсутствие системы гарантий обеспечения эффективности создаваемых (модернизируемых) производств. Указанная проблема имеет следующие причины:
1) Проект технического перевооружения предприятия разрабатывают зачастую как сумму заявок на приобретение оборудования основных цехов, при этом недостаточное внимание уделяется расчету суммарного эффекта применения приобретаемого оборудования в рамках имеющихся на предприятии оборудования и технологий, а также действующей системы организации и управления производством.
2) Деятельность отдельных инжиниринговых фирм, которые берутся за поставку и запуск нового технологического оборудования, имеет следующие недостатки:
- не выполняется математическое моделирование, необходимое для экономического обоснования показателей эффективности создаваемых производств
- отсутствует система обучения и аттестации специалистов, инженеров и менеджеров предприятия-заказчика при создании, технологической подготовке и запуске производства, без чего невозможно обеспечить эффективную эксплуатацию нового технологического оборудования;
- не предусмотрена ответственность за эффективность реализации проекта технического перевооружения предприятия в целом.
В отличие от развитых стран, отечественные инжиниринговые фирмы, как правило, не берутся выполнять проект технического перевооружения предприятия с оформлением гарантий обеспечения эффективности создаваемого (модернизируемого) производства. С другой стороны, отечественные предприятия-заказчики, не имея необходимой технической и юридической подготовки, во-первых, не требуют от разработчика проекта технического перевооружения представления показателей эффективности альтернативных вариантов создаваемых производств, получаемых по результатам математического моделирования производственных процессов, а во-вторых, при оформлении контракта на выполнение технического перевооружения не требуют юридически оформленных гарантий на обеспечение эффективности создаваемого производства.
Таким образом, задача обеспечения эффективности вложения бюджетных средств, выделяемых для технического перевооружения промышленных предприятий, является актуальной.
- Как вы представляете себе решение актуальной проблемы обеспечения эффективности проектов технического перевооружения предприятий, реализуемых за счет средств федерального бюджета?
- Если при реализации коммерческих проектов технического перевооружения предприятий за обеспечение окупаемости средств, вложенных в создаваемое (модернизируемое) производство, несет ответственность менеджмент предприятия, то для обеспечения эффективности вложения бюджетных средств в техническое перевооружение предприятий ОПК требуется создание определенной системы, гарантирующей получение эффекта при эксплуатации созданного (модернизированного) производства.
На сегодняшний день на основе методологии инженерного консалтинга разработаны и успешно реализованы десятки проектов технического перевооружения предприятий ОПК, в том числе на таких предприятиях, как ФГУП "НПО Машиностроения" (г. Реутов), ГУП "Конструкторское бюро приборостроения" (г. Тула), ОАО "Научно-производственный комплекс "Элара" (г. Чебоксары), ОАО "Казанский вертолетный завод"; ОАО "Электромашина" (г. Челябинск), ОАО "Пермская научно-производственная приборостроительная компания", ОАО "Прибор" (г. Курск), ОАО "Мотовилихинские заводы" (г. Пермь), ОАО "Ижевский электромеханический завод "Купол" и др.
Опыт многолетнего эффективного использования в промышленности методологии инженерного консалтинга свидетельствует о целесообразности создания на ее основе системы обеспечения эффективности реализации проектов технического перевооружения предприятий ОПК, выполняемых за счет средств федерального бюджета.
Учитывая изложенное, система обеспечения эффективности проектов технического перевооружения предприятий ОПК может быть создана на основе реализации следующих мероприятий:
- разработки совместно с одной из ведущих корпораций, работающих в сфере ОПК, проектов корпоративных стандартов по проведению инженерного консалтинга как обязательного условия получения предприятием бюджетной поддержки реализации проекта создания производства;
- промышленной апробации проектов корпоративных стандартов при реализации двух-трех проектов технического перевооружения предприятий ОПК, реализуемых за счет средств федерального бюджета;
- создания системы обязательного обучения руководителей предприятий методологии инженерного консалтинга как механизма гарантий обеспечения эффективности создаваемых (модернизируемых) производств;
- решения правительства Российской Федерации о введении системы обеспечения эффективности реализации проектов технического перевооружения предприятий ОПК, выполняемых за счет бюджетных средств, на основе обязательного проведения апробированной в промышленности методологии инженерного консалтинга при разработке и реализации проектов создаваемых (модернизируемых) производств.
Принимая во внимание, что в сфере ОПК государством выделяются значительные бюджетные средства на выполнение проектов технического перевооружения предприятий, задача создания системы обеспечения эффективности проектов технического перевооружения предприятий, реализуемых с привлечением средств федерального бюджета, может и должна быть решена в максимально короткий срок.