0 комментариев

Сейчас в РУСАле на учете каждая копейка

О первостепенных задачах компании и необходимых мерах по оптимизации производства рассказал директор алюминиевого дивизиона РУСАЛа Алексей Арнаутов.

Интерфакс

О первостепенных задачах компании и необходимых мерах по оптимизации производства рассказал директор алюминиевого дивизиона РУСАЛа Алексей Арнаутов.

- "РусАл" в начале года приступил к реализации так называемой антикризисной программы, которая, главным образом, касается снижения себестоимости. По итогам первого квартала средняя себестоимость производства тонны алюминия была снижена на 23%. Как изменился этот показатель по итогам полугодия?

- В целом алюминиевые заводы сохранили темпы снижения затрат по основным статьям, достигнутые в первом квартале текущего года. В итоге в первом полугодии нам удалось снизить затраты на 27%.

Сам процесс сокращения издержек непростой - каждый дополнительный процент снижения затрат дается все с большим трудом, ведь и в лучшие времена мы специально "жирок" не копили. В компании и ранее активно внедрялась производственная система, принципы которой предполагают выстраивание непрерывного и равномерного производственного процесса, без промежуточных запасов, в том числе излишних запасов сырья, незавершенного производства, готовой продукции, что позволяет минимизировать тем самым оборотный капитал. Это помогало "РусАлу" всегда быть в лидерах отрасли по издержкам производства.

Хочу напомнить, что сегодня в снижении издержек задействованы все подразделения и сотрудники "РусАла": на рабочих местах с помощью производственной системы достигаются лучшие производственные показатели; на уровне центральной компании пересматриваются логистические схемы, ведутся переговоры с нашими партнерами и поставщиками. Какие-то закупки мы централизуем, получая скидки за значительный объем заказа, в чем-то больше самостоятельности даем заводам.

Сейчас в "РусАле" на учете каждая копейка, это я могу твердо сказать. В первом полугодии предприятия алюминиевого дивизиона активно работали по сокращению затрат в части расходных коэффициентов по сырью и материалам, оптимизации ремонтов, сокращению общезаводских расходов, была проведена работа по снижению складов готовой продукции за счет осуществления ряда мероприятий по организации процесса отгрузки. Данные мероприятия в итоге обеспечили высокую эффективность производства и реализации алюминия.

- Не могли бы вы более подробно рассказать, в каких регионах до какого показателя может быть понижена себестоимость и, соответственно, за счет чего?

- Действительно, в структуре дивизиона совершенно разные по своим технологическим и экономическим параметрам заводы. Самые эффективные производства находятся в Сибири, там расположены наши крупнейшие алюминиевые заводы, на них завершены или находятся на завершающей стадии программы модернизации, которые обеспечивают самую конкурентную себестоимость. Кроме того, сибирские алюминиевые заводы являются площадкой для внедрения новых производственных технологий - "КрАЗ" и "БрАЗ" активно снижают себестоимость за счет внедрения "РусАл - Бизнес-системы".

Там же, в Сибири, находятся и наши передовые предприятия - "САЗ" и "ХАЗ", которые работают по самой высокоэффективной производственной технологии. "БрАЗ", "САЗ" и "ХАЗ" - безусловные лидеры компании по показателям себестоимости, хорошие результаты по полугодию показал "ИркАЗ", а также "НкАЗ".

Себестоимость на "КрАЗе" по итогам полугодия снизилась на 33%, на "САЗе" - на 28,7%.

Несколько сложнее ситуация на Северо-Западе и на Урале, но и там компания намерена сохранить производство и трудовые коллективы за счет поиска самых оптимальных технологических решений, более активного вовлечения сотрудников в программу снижения себестоимости, переориентации продукции под потребности внутреннего рынка и решения проблем с энерготарифами как ключевой задачи, стоящей перед "РусАлом".

- При какой мировой цене за тонну алюминия "РусАл" начнет думать о расконсервировании своих замороженных производств и предприятий?

- Вопрос не столько в цене, сколько в состоянии рынка, которое определяется спросом. Пока он существенно ниже докризисного уровня.

Brook Hunt по итогам 2009 года прогнозирует потребление алюминия на уровне 34,8 млн тонн, что на 8,3% меньше чем в 2008 году. А в докризисный период в среднем потребление алюминия росло на 8-12% в год.

Плюс - велики запасы на складах, которые только на LME составляют сейчас более 4,4 млн тонн, а это, пожалуй, главный показатель состояния рынка.

Когда баланс спроса и предложения восстановится, тогда можно будет начать думать о наращивании объемов производства. Но это не произойдет раньше середины 2011 года, когда мы рассчитываем ввести по одному пусковому блоку Богучанского и Тайшетского алюминиевых заводов, которые находятся в высокой степени готовности, не исключая при этом возможности дополнительно сократить объемы производства на неэффективных и экологически несовершенных производствах еще на 5%.

- Насколько компания сократила издержки по итогам первого полугодия?

- Основные наши статьи затрат - электроэнергия, транспорт и сырье. Нам удалось снизить по полугодию издержки по большинству направлений - прежде всего, по расходам на сырье, которые уменьшились на 41% благодаря поиску альтернативных поставщиков, заключению более выгодных контрактов и оптимизации технологических процессов. Дополнительное ресурсосбережение нам также обеспечивает производственная система "РусАла".

Но основная проблема для нас - безусловно, тарифы на электроэнергию. Поэтому здесь с точки зрения экономии у нас не столь хорошие результаты. Наши предприятия являются крупнейшими потребителями: энергопотребление наших российских алюминиевых заводов составляет около 10% от полезного отпуска всей электроэнергии, выработанной в России. При этом по-прежнему энерготарифы для наших предприятий растут очень быстрыми темпами, зачастую сводя на нет эффект от сокращений по другим направлениям.

Энергетики, несмотря на экономический спад и принципиально иные условия хозяйствования, не замотивированы сегодня изменять условия своей работы на рынке, предпочитая иметь избыточные мощности и не предоставляя скидку на тариф, чтобы стимулировать спрос на энергию. Это говорит о несовершенстве рынка в его текущем состоянии. Однако мы не сдаемся и ведем активные переговоры с энергетиками, совместно с губернаторами регионов, где находятся наши заводы, пытаемся найти оптимальные решения. Например, в Волхове предоставление специального энергетического тарифа позволило на ВАЗе запустить электролизеры, остановленные в марте этого года из-за высоких энерготарифов.

Тем не менее, нам удалось снизить расходы на электроэнергию по полугодию на 20%, в первую очередь, за счет сокращения доли электроэнергии, покупаемой по нерегулируемым ценам, технологических усовершенствований и повышения эффективности производственных процессов.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Еще более 300 других идей вы можете посмотреть здесь – Кайдзен и рацпредложения: примеры из жизни (с... Как «Уралэлектромедь» увеличила выпуск медной катанки на 15 %
От редакции портала - если тема повышения эргономики рабочих мест вам интересна, пишите в комментари... Практические советы по улучшению эргономики рабочего места от Schneider Electric
Просто детский сад на Камазе! Ллойд Добинс (о менеджменте): Но одна часть программы Деминга вряд ... Контроль качества: технологии личной ответственности на «КАМАЗе»
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”