В июне «дочка» холдинга отметила день рождения: ровно год назад, в июне 2014 года, в новое ДЗО начали набирать персонал. Сегодня компания оказывает полный спектр транспортных услуг действующим и строящимся станциям холдинга, а также сторонним заказчикам: от наземных и речных перевозок до транспортировки тяжелых грузов.
Благодарим Департамент по связям с общественностью ОАО «РусГидро» за предоставление данного материала.
О том, как проходил процесс объединения, трудностях перехода и первых достижениях рассказал ее генеральный директор Сергей Большаков.
- Сергей Анатольевич, вы возглавили Транспортную компанию РусГидро в 2013 году. Расскажите об истории ее создания.
- Транспортные участки всех филиалов холдинга было решено объединить на базе уже действующего ДЗО – Саяно-Шушенской транспортной компании. Для эффективного управления новой «дочкой» ДЗО, учитывая географию ее присутствия, исполнительный аппарат разместили в Центральном регионе – на базе Загорской ГАЭС.
- Какова структура транспортной «дочки»?
- В ее состав входят: Дальневосточный, Саяно-Шушенский, Южный, Приволжский, Центральный и с недавнего времени Московский филиалы, которые, в свою очередь, подразделяются на участки. При этом мы постарались максимально сократить количество филиалов, чтобы избежать неоправданного роста затрат на управление.
- Для чего было нужно подобное объединение? Ведь, казалось бы, прежняя схема была вполне жизнеспособна...
- Пока транспортные участки входили в состав филиалов, их деятельности придавалось второстепенное значение. Это логично, ведь основная задача ГЭС и ГАЭС - выработка электроэнергии, надежная и безаварийная работа оборудования. Эффективность работы транспорта оставалась «за кадром», а ведь это тоже целый производственный комплекс, включающий контроль технического состояния авто и расхода горюче-смазочных материалов, приобретение запчастей, ремонты, своевременную замену транспортных средств и, конечно, безопасность перевозок. Для Транспортной компании эта деятельность профильная, и наша задача - вести ее максимально эффективно. Для этого мы используем современные методы контроля за эксплуатацией автопарка: спутниковую систему ГЛОНАСС/GPS, датчики топлива, данные которых автоматически загружаются в систему бухгалтерского учета и отчетности. Еще один существенный плюс консолидации - возможность расширять сферу деятельности, создавать новые производственные участки под конкретные проекты, в том числе для сторонних заказчиков. Дополнительные доходы плюс совокупный амортизационный эффект позволяют нам обновлять автопарк.
- Известно, что любые перемены тревожат. Как прошел переход сотрудников в новое ДЗО? Мы помним, что тогда были опасения, что люди потеряют в зарплате или льготах...
- Конечно, поначалу такие опасения были, люди беспокоились, задавали множество вопросов. Мы встречались с коллективами, разъясняли необходимость перемен, убеждали, что хуже не будет. Тут нам очень помог департамент управления персоналом. Итогом этих переговоров стало то, что люди перешли к нам, не потеряв ни в зарплате, ни в льготах. Наш коллективный договор идентичен аналогичному документу материнской компании. Точно так же, как в филиалах, мы проводим индексации зарплат, выполняем все обязательства по социальным программам, при этом не поднимая тарифы для основного заказчика. Так что период становления пройден успешно, ценные кадры мы не потеряли, что, собственно, и было одной из главных задач руководства РусГидро. Сегодня в Транспортной компании работают 779 человек при том, что ровно год назад штатная численность персонала составляла 160 специалистов.
- Актуальна ли для вас проблема нехватки квалифицированных кадров?
- Возможно, кого-то мой ответ удивит, но недостатка в профессионалах мы не испытываем. Текучесть кадров в Транспортной компании - менее 1%! Чаще всего от нас уходят либо на пенсию, либо по другим личным обстоятельствам.
- А какого человека вы бы никогда не приняли на работу?
- Ответ, само собой, лежит на поверхности – пьющего, безответственного, недисциплинированного. И если хоть одно из этих качеств рано или поздно проявится, с таким сотрудником расстанемся мгновенно и безо всякого сожаления. Безопасность наших коллег превыше всего.
- У вас есть кредо?
- Я почти никогда не произношу вслух, но всегда держу в голове выражение: «Скорость каравана определяет скорость последнего верблюда». Всем без исключения работникам компании нужно создать такие условия, чтобы люди держались за свои места. Надеюсь, нам это удалось.
- Из самого названия компании следует, что основное орудие ее производства – автотехника. Сколько и каких транспортных средств находится в вашем ведении?
- Поначалу мы располагали всего 153 машинами. Сейчас у компании 948 единиц техники, причем это не только пассажирские и грузовые автомобили, но и водный транспорт, грузоподъемные механизмы, другая спецтехника. Нетрудно понять, насколько за прошедший год вырос и обновился наш парк.
- А изначально какое хозяйство вам досталось?
- Весьма и весьма разношерстное, в том числе ветераны отечественного автопрома. Конечно, их мы стараемся заменить в первую очередь.
- Даже если их техническое состояние даст фору и более «молодым» авто?
- Тут, как и с людьми, каждый случай индивидуален. Большинство «ветеранов» рассчитаны на другие стандарты топлива, не соответствуют требованиям безопасности, комфорта, экологии и требуют скорейшей замены. В этом году, согласно нашей инвестпрограмме, планируем закупить 119 единиц новой техники, в том числе 29 – водного транспорта. Немаловажно, что существенная часть обновленного автопарка будет задействована в реализации программ комплексной модернизации станций.
- Расскажите о крупнейших проектах компании. Какие из них, на ваш взгляд, самые сложные и ответственные?
- С точки зрения сложности это, конечно, проект утилизации древесины, извлеченной из Саяно-Шушенского водохранилища. Контракт на эти работы мы заключили с Енисейским бассейновым управлением ФАВР год назад. К осени сотрудникам компании предстоит извлечь из акватории и утилизировать 106 тысяч кубометров топляка. В работах задействован водный транспорт, грузовая автотехника, специальные механизмы и, соответственно, специалисты различной квалификации. Участвует Транспортная компания и в реализации важнейшего проекта по строительству четырех тепловых станций на Дальнем Востоке. Пока мы оказываем строителям услуги по перевозке персонала и частично предоставляем спецтехнику для погрузочно-разгрузочных работ, но в дальнейшем планируем расширять спектр услуг в этом регионе. Обсуждаем со строительными и ремонтной «дочками» РусГидро передачу нам транспортных функций. Все мы находимся в условиях, когда приходится считать каждую копейку, и, возможно, с экономической точки зрения для них будет выгоднее покупать у нас услуги, чем содержать собственные автопарки. Нужно все тщательно взвесить.
- Какой вы видите Транспортную компанию через пять-десять лет?
- Надеюсь, это будет сильная, самодостаточная компания, известный бренд с большим количеством заказов, в том числе сторонних.
Беседовала Оксана Танхилевич