Каждый месяц НПЗ «Башнефти» отправляет клиентам компании в среднем 15 тысяч цистерн с нефтепродуктами. Если собрать их в состав, он растянется на 180 километров. В конце 2014 года на НПЗ запустили масштабный проект по оптимизации отгрузки продукции, который затем перевели в формат непрерывного совершенствования бизнес-процессов. Каких результатов в итоге удалось достичь, рассказали сотрудники предприятия.
Для компании важно не только произвести продукцию, но и доставить ее конечному потребителю. Сложность этой простой на первый взгляд операции заключается в необходимости практически поминутной координации работ значительного числа участников и процессов. К определенному времени нужно произвести определенное количество продукции нужного качества и ассортимента, поставить под налив на железнодорожную эстакаду годные к использованию цистерны, получить оплату и дать четкие инструкции железной дороге – какую цистерну и куда везти с учетом возможностей РЖД и расписания. За каждым событием в этой цепи скрывается чрезвычайно трудоемкий процесс с множеством ограничений, связанных со сложной географией подъездных путей НПЗ, особенностями железнодорожной инфраструктуры.
«На первом этапе реализации проекта наши усилия были сконцентрированы исключительно на наливе нефтепродуктов в цистерны. Внедрение детальной, поминутной схемы отгрузки с контрольными точками, вовлечение персонала дежурных смен в принятие оперативных решений, определение четких зон ответственности участников позволили за пять месяцев добиться сокращения длительности операций налива на 10–15%», – рассказывает начальник производственной площадки «Башнефть-УНПЗ» Анатолий Воробьев.
Мазут, например, можно залить в цистерну только в горячем состоянии, это один из самых сложных для налива нефтепродуктов, вредные испарения затрудняют видимость уровня налива. Сотрудники предприятия, досконально знающие процесс налива, вместе с проектными менеджерами компании RLG усовершенствовали и обновили калькуляционные таблицы уровней налива по типам вагонов, разработали инструмент расчета уровня налива в зависимости от плотности и температуры продукта.
«Результаты работы наливщиков стали ежедневно вывешиваться на специальных стендах, что усилило дух здорового соперничества между бригадами. Стали проводить утренние пятиминутки, на которых обсуждаются результаты предыдущей смены и планы на день», – говорит начальник участка наливного и реагентного хозяйства топливного блока Радик Вахитов.
Мотивация персонала бригад за лучший результат – ежемесячная премия и внесение параметра уровня налива в КТУ наливщиков – также способствовала повышению заинтересованности сотрудников в успехе проекта. Результат не заставил себя долго ждать. Уровень налива мазута увеличился с 89 до 95%. Это значит, что за месяц предприятие «сэкономило» 180 цистерн.
В дальнейшем проект был расширен, в него включили основные процессы, влияющие на сроки отгрузки, а именно своевременное производство продукции, обеспечение цистернами и заявками с адресами.
Еще одним достижением проекта стало улучшение эффективности паспортизации основных нефтепродуктов, то есть приготовления продукции нужного качества. «Продукция НПЗ получается в результате сложного смешения по специальной рецептуре компонентов, полученных на разных технологических установках. Оптимизация процессов позволила существенно сократить количество лабораторных анализов и время приготовления продукции», – говорит начальник управления календарного планирования и координации производства Илья Глухов.
За полгода с начала реализации проекта удалось на 43% уменьшить неработающий парк вагонов, существенно разгрузить подъездные пути, сократить время простоя порожних вагонов. Этот результат был достигнут благодаря тесному взаимодействию с сотрудниками компании «Башнефть-Транс».
Сегодня руководство непрерывными улучшениями бизнес-процессов производства и отгрузки на НПЗ осуществляет директор по производству Сергей Макеев. Созданная в рамках проекта трехуровневая система управления – деловые обзоры производственных площадок, фокус-группы по системным изменениям – дает возможность корректировать действия, определять дальнейшие направления по улучшению. Для информирования всех участвующих в процессе сторон результаты выкладываются в общем доступе на корпоративном портале «Башнефти». Это позволяет координировать усилия участников, контролировать ход выполнения задач и осуществлять обмен опытом.