ТНК-ВР является одним из лидеров отрасли и ставит перед собой стратегическую цель – стать ведущей частной энергетической компанией России. Повысить эффективность бизнеса наша Компания намерена, прежде всего, за счет оптимизации всех ключевых процессов, одним из которых является закупочная деятельность.
«Твоя компания», корпоративный журнал ТНК-ВР, март 2011г. http://www.tnk-bp.ru/
ТНК-ВР является одним из лидеров отрасли и ставит перед собой стратегическую цель – стать ведущей частной энергетической компанией России. Повысить эффективность бизнеса наша Компания намерена, прежде всего, за счет оптимизации всех ключевых процессов, одним из которых является закупочная деятельность.
Закупочная деятельность ТНК-ВР регламентирована нормативной базой контрактования, которая в настоящее время активно совершенствуется. Закупочные процессы постепенно становятся прозрачнее, эффективнее, проще для восприятия и применения.
В течение последних лет внутренняя политика ТНК-ВР была направлена на делегирование полномочий из центра в регионы. Для того чтобы решения по выбору контрагента принимались максимально эффективно, быстро и прозрачно с 2010 года уполномоченным руководителям предоставлен дополнительный инструмент – «особое мнение». Более того, в ТНК-ВР появились четкие ориентиры – Корпоративные Ценности, которые помогут принять решение, когда конкретная бизнес-ситуация не в полной мере описана в процедурах.
Лидерство в данном случае означает готовность руководителя проявить свою бизнес-логику, проанализировать имеющуюся информацию, взвесить риски и принять наиболее эффективное для Компании решение. И сделать это честно, добросовестно и безопасно для жизни и здоровья людей.
ПРАВО НА ВЫБОР
Дополнительный инструмент максимально четко обозначает право генерального директора выбирать контрагентов, даже если его решение не соответствует рекомендациям коллективных органов, либо стандартному способу выбора поставщиков и подрядчиков. Последний представляет собой конкурсный выбор организации из технически приемлемых вариантов по минимальной цене. Одновременно при использовании «особого мнения» руководитель обязан четко обосновать бизнес-логику такого решения.
«Особое мнение» – право уполномоченного лица заключить договор с поставщиком или подрядчиком в случае отклонений от стандартного способа выбора контрагента, но в целях повышения эффективности бизнеса Компании, – подчеркивает Вице-президент УСС Ольга Малышкина. – Другими словами, у руководителя появился дополнительный механизм принятия наиболее эффективного и оптимального для бизнеса Компании решения».
До недавнего времени при заключении договоров генеральный директор руководствовался положениями закупочной стратегии, рекомендациями договорной комиссии, секторной или закупочной группы. Если его окончательное решение отличалось от рекомендаций, то он был лишен возможности обосновать свою позицию, изложить свои аргументы.
«Все рекомендации коллективных органов носят информационный или поддерживающий характер. Они должны помочь руководителю принять наиболее взвешенное и экономически эффективное решение. Таким образом, реализуется концепция единого ответственного лица, которому делегированы финансовые полномочия на принятие решения о выборе контрагента», – отмечает Ольга Малышкина.
ИСКЛЮЧИТЬ ВСЕ РИСКИ
Главным критерием выбора контрагента, как и прежде, выступает минимальная цена. Однако руководитель может использовать «особое мнение». Например, когда риск, что предложивший минимальную цену контрагент не выполнит свои обязательства в срок, значительно превышает экономический эффект от сделки. В этом случае, генеральный директор может заключить договор с более надежной компанией, предлагающей, к примеру, наименьший срок поставки.
Важным фактором повышения эффективности является решение о выборе контрагента на основе ТСО (TCO – total cost of ownership – совокупная стоимость владения). Это случаи когда экономический эффект достигается не за счет минимальной цены, а за счет более высокой производительности, оптимизации эксплуатационных расходов и других факторов, связанных с использованием оборудования и материалов. Однако расчеты по моделям ТСО в большинстве случаев производятся на основе теоретических, усредненных данных, которые могут существенно отличаться от фактических. Механистическое применение этого ценного инструмента недопустимо. В отношении ТСО действует правило: руководитель должен применять надлежаще утвержденную модель ТСО при выборе контрагента. Однако, если он считает нецелесообразным использовать результаты расчета по ТСО, то он отражает свое решение как «особое мнение». В таких ситуациях руководитель должен четко сформулировать причины выбора, обозначить ожидаемый эффект и изложить все это в специальной форме отчетности.
«Особое мнение» полностью соответствует логике формируемой обновленной корпоративной культуры ТНК-ВР. При использовании этого инструмента руководитель должен четко понимать стоящие перед Компанией и его предприятием бизнес-задачи, находить наиболее оптимальные пути их достижения и добросовестно относиться к работе. Ведь практика показывает, что какими бы ни были нормативные документы, всегда будут возникать вопросы, требующие пояснения и толкования процедур. В таких случаях именно ценности могут служить ориентирами или критериями для принятия управленческих решений и отражения личной бизнес-логики. Необходимо проявлять лидерство и не бояться брать на себя ответственность при принятии сложных решений.