Система управления закупками ОАО «Газпром нефть»
«Сибирская нефть», корпоративный журнал ОАО «Газпром нефть», 2010г.
Любовь Пухальская
МНОГОКАНАЛЬНЫЙ ПОДХОД
В опросе на тему «Какая нефтегазовая компания России проводит наиболее прозрачную политику по закупкам?», проводившемся Агентством нефтегазовой информации (АНИ), приняли участие более тысячи специалистов отрасли. Свои голоса за «Газпром нефть» отдали 21% участников опроса. Подводя итоги голосования, аналитики АНИ отметили, что компания не ограничивается объявлением тендеров на своем официальном сайте.
Действительно, по информации директора дирекции «Газпром нефти» по материально техническому обеспечению и капитальному строительству (МТО и КС) Абдуллы Караева, для того чтобы проинформировать о проведении тендеров и конкурсов широкий круг подрядчиков и поставщиков помимо собственной площадки на официальном сайте «Газпром нефти» компания пользуется и другими отраслевыми интернет-ресурсами, например такими как сайт Prom-oil.ru, журнал «Конкурсные торги» (сайт Bob.ru), то же Агентство нефтегазовой информации, ресурс Союза производителей нефтегазового оборудования.
Еще один эффективный канал оповещения потенциальных участников тендеров создан самой «Газпром нефтью» — система автоматического информирования контрагентов. Подрядчики, которые ранее участвовали в тендерах и конкурсах, проводившихся компанией, получают информацию о новых предложениях в автоматическом режиме. Таким образом, сейчас оповещается порядка 3 тыс. контрагентов.
По словам директора дирекции поМТО и КС, главная цель использования такого подхода — повышение эффективности закупок: «Мы считаем, что чем больше конкурентов, тем серьезнее борьба за наш заказ, и, соответственно, конечные условия сделки более выгодны для нашей компании. Вопрос качества тут даже не обсуждается, оно априори должно быть оптимальным. Но помимо этого мы получаем наилучшие условия по стоимости, срокам и условиям платежа. Поэтому прозрачность и открытость закупочной политики я рассматриваю в первую очередь как инструмент достижения конечной эффективности: получение качественного продукта по минимально возможной цене в минимальные сроки».
ПРИНЦИП РАВНОПРАВИЯ
Стадией подготовки к тендеру открытость компании в работе с контрагентами, разумеется, не ограничивается. Сами торги проводятся на основе регламента и принципов равноправия, все действуют в рамках единого нормативного поля, условия тендера в процессе организации не меняются.
«До сих пор есть некий стереотип, что все схвачено, выигрывают только свои. А мы объясняем, что в тендерах побеждает исключительно тот, кто предоставляет наилучшие условия для компании, — рассказал Абдулла Караев. — И после выбора контрагента мы не говорим остальным «проиграли — до свидания», а объясняем, почему так получилось. В следующий раз та же фирма, которая до этого проигрывала на торгах, предоставляя наилучшие условия, побеждает и понимает, что все по-честному».
Взаимодействуют с действующими и потенциальными партнерами специалисты «Газпром нефти» и вне конкурсных процедур. Представители компании участвуют в работе Координационного совета промышленной продукции для нефтегазового комплекса, поддерживают Реестр подрядчиков нефтегазового комплекса, участвуют в совместных с поставщиками конференциях, сами организуют локальные семинары, тем самым в определенной степени формируя цивилизованную рыночную среду, удобную для всех участников процесса. В этом направлении развивается и сама система МТО «Газпром нефти».
ОПТИМИЗАЦИЯ И АВТОМАТИЗАЦИЯ
В структуре закупок компании 80% в денежном и 20% в номенклатурном исчислении приходится на централизованные закупки — соответственно, 20% по стоимости и 80% по номенклатуре на закупки дочерних предприятий. При этом система организации снабженческого процесса во всей компании унифицирована: действуют единая система планирования, единый подход к выбору контрагентов. Мониторинг соблюдения снабженческой политики дочерними обществами ведется на основе ежемесячных отчетов, которые анализируются на уровне конкуренции и цен.
При этом существует и прейскурант, в котором обозначены лимиты цен по определенным позициям. Такой подход обеспечивает, с одной стороны, достаточно полноценный контроль, с другой — предприятия в рамках унифицированных процедур достаточно свободны в организации закупочной деятельности.
Что касается развития системы материально-технического обеспечения, то здесь существует ряд важных направлений работы. Одно из них — комплексная оптимизация. Она базируется на представлении о снабженческом процессе как о системе, состоящей из нескольких элементов: от заказа, планирования, выбора контрагентов до исполнения обязательств и контроля потребления. Оптимизация в целом всей системы снабжения происходит за счет оптимизации каждого из ее элементов.
Еще одно важнейшее направление развития — автоматизация. «Я считаю, что если это возможно, должны быть автоматизированы все элементы системы снабжения, — уточнил господин Караев — Это позволяет нам в еще большей степени обеспечить максимальную прозрачность всех информационных потоков. Я уже сейчас могу в течение пяти минут найти документы по любой закупке за последние четыре года — и понять, почему было принято то или иное решение».
Сейчас департамент МТО совместно с департаментом IT разрабатывает уникальную комплексную систему, где в электронном виде будут проходить планирование, согласование планов, объявление тендера, оповещение контрагентов, торги в электронном режиме, выбор победителя, формирование контракта и т.д. То есть речь идет об автоматизации фактически всей снабженческой цепочки. Система уже находится на этапе запуска пилотного проекта.
«Разумеется, вся наша работа основана на принципах и миссии снабженческого процесса. Миссия наша: своевременное обеспечение компании качественными материально-техническими ресурсами по минимально возможным ценам. Принципы: открытость, прозрачность, единые правила для всех и эффективность», —подчеркнул господин Караев.