0 комментариев

Один на миллиард: Департамент обеспечения производства в СИБУРЕ

Руководитель департамента обеспечения производства Федор Кирсанов уверен, что управлять тем процессом и огромным бюджетом, который доверен его подразделению, должны лучшие в своей профессии люди.

Корпоративный журнал «СИБУР сегодня», январь-февраль 2010г. WWW.SIBUR.RU

Елена Разина

Руководитель департамента обеспечения производства Федор Кирсанов уверен, что управлять тем процессом и огромным бюджетом, который доверен его подразделению, должны лучшие в своей профессии люди.

Консультант

Про консалтинговую компанию McKinsey есть мно­го анекдотов. Герой большинства из них - неда­лекий, хитрый и скупой консультант. В некоторых консультант еще и трудолюбивый. В этом, напри­мер: «В 18.00 Джон поднимается из-за стола в американском офисе McKinsey и направляется к выхо­ду. Возмущенные коллеги окликают его: «Ты что это, домой собрался в такую рань?» На что Джон стонет: «Но побойтесь Бога, я же в отпуске!» Как бы потешно ни выглядел консультант в анекдотах, уже одно их, анекдотов, количество говорит само за себя: McKin­sey - это легендарная компания, и всякий человек, поработавший в ней, принадлежит к особой касте.

Федор Кирсанов проработал в McKinsey два с половиной года. И да, кастовости не отрицает, и нет, ее не стыдится. «Я уверен, что такой подбор­ки интересных людей нет ни в одной компании мира, - говорит он спокойно и уверенно, без тени лести по отношению к своему сегодняшнему месту работы в СИБУРе. - Все мои друзья - из McKinsey: или еще работают там, или уже ушли. Не то, что нам трудно заводить новые знакомства - невозможно прервать ту связь, потому что мы думаем оди­наково: с одной скоростью, с одной логикой, и она отличается от скорости и логики боль­шинства других людей».

В своей новой жизни Федор каждый день обращается к навыкам, приобретенным в McKinsey. «McKinsey учит структурировать и синтезировать любую проблему - от маленькой до большой. Начиная оттого, как сде­лать переезд. Но самое главное - McKinsey дает фундаментальную базу для быстрого движения вперед».

Но, как ни странно, получив эту базу, в McKinsey Федор не задержался. Два с половиной года - это существенно меньше того срока, который попав­шие в комфортные стены лучшего в мире консалтера соискатели проводят там. Дело в том, что доста­точно быстро Федор начал видеть просвечивающие недостатки в профессии консультанта. «В должнос­ти консультанта ты мало за что отвечаешь, - гово­рит он. - Да, у тебя блестящая теоретическая база, ты в состоянии придумать решение, которое всех поразит глубиной и оригинальностью, но только практик в состоянии внедрить это решение. Для меня было важно поскорей перейти к практике, чтобы совместить тот важный опыт, который я полу­чил в McKinsey, с новыми навыками, не столь искро­метными, но базовыми, без которых вся искрометность действительно лишь для анекдотов».

Практик

Выбор СИБУРа для продолжения карьеры имел вес­кие основания. Во-первых, в компании Федор уви­дел некое подобие кадровой модели McKinsey - мо­лодые, энергичные и высококвалифицированные люди, вгрызающиеся в стоящие перед ними пробле­мы. Во-вторых, возможность лично для себя приоб­рести тот опыт, которого ему недоставало, решая максимально сложные практические задачи, и дви­гаться вперед. И в-третьих, тут была ностальгия. - Я из Петрозаводска, - рассказывает он. - И отец, и мать работали на промышленных предприятиях. Отец дорос до главного инженера. Поэтому, ког­да встал выбор, пошел не в банковскую структуру, не в сервисную, а именно в промышленную компа­нию.

Федор пришел в СИБУР руководителем центра операционной эффективности.

- Это было очень интересно - говорит он. - Гор­жусь проектами, которые удалось реализовать: создание «Программного офиса», вывод функции питания и уборки на предприятиях на аутсорсинг, проекты по сокращению сроков остановочных ремонтов на заводах в Томске и Нижневартовске. Некоторые проекты реализуются и сегодня, напри­мер, продолжаем выводить на аутсорсинг азотно-кислородный цех на Воронежской площадке.

Сегодня со своими друзьями из McKinsey Федор встречается лишь по воскресеньям: играют в баскетбол. Это его игра - восемь лет своей школьной жизни в родном Петрозаводске он отдал баскетбо­лу. Потом время от времени играл в Москве, учась на экономиста и переводчика в Российском уни­верситете дружбы народов, и даже в городе Фи­ладельфия, штат Пенсильвания, куда отправился потом для получения MBA, тоже был главным обра­зом баскетбол. Сегодня Федор играет за сборную по баскетболу корпоративного центра СИБУРа.

Как в том анекдоте про консультанта, ни отпус­ков, ни выходных пока что Федор себе не позволя­ет, осваивает новую деятельность.

- Мое назначение на должность руководителя только что созданного департамента обеспечения производства для меня стало прыжком в неизвест­ное. Многое мне здесь интересно. За полгода при­обрел столько новых знаний, сколько, наверное, никогда раньше не получал.

«Обеспечение» звучит гордо

Департамент, который возглавил Федор Кирсанов, ранее представлял из себя две разноподчиненные структуры: одна занималась закупкой химической продукции, другая - оборудованием и материала­ми. Полгода назад руководство холдинга приняло решение объединить эти подразделения. - Централизация имеет известные минусы, - рас­суждает Федор. - Меньшая гибкость, забюрократизированность. Но плюсы очевидно больше минусов, тем более что и с минусами можно до из­вестных пределов бороться. Только централизо­ванные закупки можно сделать высокопрофесси­ональными и максимально эффективными. И речь идет не столько об эффекте от масштаба, сколько о создании экспертизы по закупкам за счет такой централизации. Это то, чем мы сейчас занимаемся.

Став руководителем этого департамента, Федор составил план действий из 23 пунктов. Некоторые из задач уже реализуются. Так, в департаменте, помимо известных двух управлений закупок химической продукции и оборудования и материалов, появился третий блок - бэк-офис, который взял на себя бумажную рутину. На очереди - автоматиза­ция работы.

- Сейчас дело обстоит так, - рассказывает Фе­дор. - Отдел планирования и сводной отчетности, входящий в департамент, семь раз в год обрабаты­вает по три миллиона ячеек Ехсеl. Причем сделать это нужно за пять дней: проверить, агрегировать, просуммировать, перераспределить, подписать. Вручную! Раньше еще это делали на 15-дюймо­вых мониторах, на которых даже таблицы толком не развернешь. Сейчас мониторы заменили, но это еще не все, впереди - системные преобразования по автоматизации.

Вообще, после того как Федор открыл для себя мир закупок, его обескуражило посредственное отношение к «снабженцам».

- Удивительно, что закупщики уже привыкли и ни от кого «спасибо» не ждут. Но мне-то это в диковинку. В моем департаменте двадцать семь человек за год закупают продукции и оборудования на мил­лиард долларов. Это уровень компетенций намно­го выше, чем в среднем по рынку. В других россий­ских компаниях средний закупщик отвечает за 1-5 млн долларов в год, у нас - за 15-20 млн. И труд его при этом сильно недооценен. Я имею в виду - не только в деньгах. Никто не скупится на критику, когда что-то не так, или просто тень упадет - пока­жется, что что-то не так. Но если привез все вовре­мя, а то и в рекордно короткие сроки - ценителей подобной работы нет.

И с замечаниями, и с компенсациями Федор пла­нирует устроить дело по-другому.

- Процесс согласования закупок с предприятиями пока что не очень стройный. Чувствуется извечный конфликт технарей и коммерсантов. В этом году будет ряд улучшений, в том числе создание неза­висимой технической экспертизы и дирекционных селекторов по закупкам. Конфликты должны быть переведены в конструктивное русло.

Но самое важное преобразование, которое поз­волит вывести процессы закупок на новый качест­венный уровень, - развитие высокопрофессио­нальной команды, к созданию которой стремится Федор.

- Закупщики СИБУРа станут хорошо известным брендом. Это будет команда из нескольких десят­ков высококлассных и высокооплачиваемых специ­алистов. Моим сотрудникам нужно приготовиться к переменам. С теми, кто окажется к ним не готов, я буду вынужден проститься. Мы будем упорно ра­ботать и развиваться. Мы должны стать сильней­шим игроком в мире закупок.

Важное условие на пути к этому успеху - консо­лидация всех специалистов в единую команду.

- Сейчас де-факто не существует единой команды обеспечения в СИБУРе. Есть большое количество служебных записок с предприятий, личные кон­такты с кем-то из регионов, и все это не имеет сис­темы. Я хочу, чтобы команда была едина, просто часть ее находится в Москве, часть - на предпри­ятиях, и между Москвой и заводами происходи­ла бы постоянная ротация. Практику ротаций мы уже начали: вот, например, руководитель МТО «Сибур-Химпрома» Елена Белая три месяца провела в Москве на стажировке и теперь перешла сюда на должность начальника отдела. Люди из корпора­тивного центра также будут уезжать на стажировки на предприятия компании.

Сам Федор, как всегда, готов к любым переме­нам. Но не раньше, чем добьется результатов на только что занятом поприще.

- Через два года я реализую тот план улучшений, который у меня есть сейчас, - говорит он. - Здесь будут и структурные преобразования, и те, которые касаются собственно закупок. Мы, например, уже с этого года добились существенного улучше­ния в организации взаимоотношений со многими поставщиками. По некоторым видам номенклату­ры мы вышли на соглашения, которые при достижении определенных объемов позволят получать существенные скидки и преференции. С постав­щиками запорно-регулирующей арматуры - дру­гое: по номенклатуре мы вышли на единый прайс-лист на целый год объемом несколько десятков страниц.

Пожалуй, опыт McKinsey «структурировать и синтезировать любую проблему» - это именно то, что нужно для того, чтобы совершить такой пры­жок внутри СИБУРа, который совершил Кирсанов, - от оптимизации к обеспечению. - Два вида деятельности, наименее похожие меж­ду собой, - удивляется этой дистанции Федор.

Если оптимизация - это чистой воды творчество, где нужно увидеть проблему, найти для нее решение и осуществить, то здесь творчества очень мало, главное - профессионализм. Это каждодневная текущая работа, высокая ответственность за обеспечение наших предприятий химической продукцией и оборудованием. Любой сбой может привести если не к остановке, то к очень большим проблемам. Хотя... Все-таки и творчество тоже. Одно из самых интересных, что я здесь открыл для себя, - это целый мир переговоров. Ты всегда име­ешь общее представление о том, как пройдут пред­стоящие переговоры, тщательно готовишься к ним. Но они не всегда проходят так, как ожидал и пла­нировал. Потому что любые перегово­ры - проведи ты их десять или сто раз - отличаются одни от других. И это всегда интересно.

Инициативы департамента обеспечения производства на 2010 г.:

  • Внедрение мероприятий по сокращению затрат на закупку
  • Развитие стратегий закупок ключевых материально-технических ресурсов (МТР)
  • Заключение долгосрочных рамочных соглашений с ключевыми поставщиками
  • Внедрение системы учета стоимости рабочего капитала в процедуру выбора поставщиков
  • Разработка и внедрение механизма обеспечения ключевых инвестиционных проектов
  • Запуск корпоративной программы по внедрению энергоэффективного насосного оборудования
  • Развитие поставщиков по отдельным группам МТР в странах с дешевыми факторами производства (Китай, Индия и т. д.)
  • Интеграция в процесс выбора поставщиков и оптимальных технических решений на стадии проектирования
  • Создание единого центра независимой технической экспертизы
  • Масштабное обучение закупщиков
  • Создание единого аналитического центра обеспечения производства
  • Разработка и внедрение схемы взаимодействия департамента и блоков обеспечения предприятий
  • Интеграция в закупочную деятельность ОАО «ПОЛИЭФ» (и НПП «Нефтехимия»)
  • Разработка новой системы КПЭ для руководителя департамента
  • Запуск программы по ротации кадров
  • Автоматизация заявочной кампании
  • Развитие справочника НСИ и приведение локальных справочников к стандарту ЕС и КОК
  • Обновление ключевых регламентов деятельности
  • Совершенствование конкурентных карт по выбору поставщиков
  • Участие в рабочей группе по разработке стандартов/методик по спецодежде
  • Сокращение отчетности и документооборота
  • Создание информационно-аналитической системы закупок
5S: Практическое руководство по внедрению
5S: Практическое руководство по внедрению 15 чек-листов различного уровня сложности, примеры, фото и многое другое.
0 комментариев
Отправить
обсуждения
Спасибо Станиславу!!! Идея работает на 5 баллов, опробывал сам. Рацпредложение: как быстро почистить видеокамеры, установленные на высоте
Повышение эффективности производства неразрывно связано с безопасностью этой эффективности, Часто пр... Десять лет программе Тотальной оптимизации производства ПМХ
Ayrat Zaripov, благодарю за отзыв. напишите мне в личку panov_ilya@inbox.ru или в телеграм @panov_i... «Безопасность превыше всего» – лозунг или правило жизни?
Илья, приветствую! Очень интересная статья. Заинтересовался книгой Э. Шермана «Снижение аварийнос... «Безопасность превыше всего» – лозунг или правило жизни?
Навык — формируется в момент практических осознанных действий человека и имеет три стадии закреплени... Квест для стропальщика: как VR-очки помогают осваивать новую профессию
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”