Руководитель департамента обеспечения производства Федор Кирсанов уверен, что управлять тем процессом и огромным бюджетом, который доверен его подразделению, должны лучшие в своей профессии люди.
Корпоративный журнал «СИБУР сегодня», январь-февраль 2010г. WWW.SIBUR.RU
Елена Разина
Руководитель департамента обеспечения производства Федор Кирсанов уверен, что управлять тем процессом и огромным бюджетом, который доверен его подразделению, должны лучшие в своей профессии люди.
Консультант
Про консалтинговую компанию McKinsey есть много анекдотов. Герой большинства из них - недалекий, хитрый и скупой консультант. В некоторых консультант еще и трудолюбивый. В этом, например: «В 18.00 Джон поднимается из-за стола в американском офисе McKinsey и направляется к выходу. Возмущенные коллеги окликают его: «Ты что это, домой собрался в такую рань?» На что Джон стонет: «Но побойтесь Бога, я же в отпуске!» Как бы потешно ни выглядел консультант в анекдотах, уже одно их, анекдотов, количество говорит само за себя: McKinsey - это легендарная компания, и всякий человек, поработавший в ней, принадлежит к особой касте.
Федор Кирсанов проработал в McKinsey два с половиной года. И да, кастовости не отрицает, и нет, ее не стыдится. «Я уверен, что такой подборки интересных людей нет ни в одной компании мира, - говорит он спокойно и уверенно, без тени лести по отношению к своему сегодняшнему месту работы в СИБУРе. - Все мои друзья - из McKinsey: или еще работают там, или уже ушли. Не то, что нам трудно заводить новые знакомства - невозможно прервать ту связь, потому что мы думаем одинаково: с одной скоростью, с одной логикой, и она отличается от скорости и логики большинства других людей».
В своей новой жизни Федор каждый день обращается к навыкам, приобретенным в McKinsey. «McKinsey учит структурировать и синтезировать любую проблему - от маленькой до большой. Начиная оттого, как сделать переезд. Но самое главное - McKinsey дает фундаментальную базу для быстрого движения вперед».
Но, как ни странно, получив эту базу, в McKinsey Федор не задержался. Два с половиной года - это существенно меньше того срока, который попавшие в комфортные стены лучшего в мире консалтера соискатели проводят там. Дело в том, что достаточно быстро Федор начал видеть просвечивающие недостатки в профессии консультанта. «В должности консультанта ты мало за что отвечаешь, - говорит он. - Да, у тебя блестящая теоретическая база, ты в состоянии придумать решение, которое всех поразит глубиной и оригинальностью, но только практик в состоянии внедрить это решение. Для меня было важно поскорей перейти к практике, чтобы совместить тот важный опыт, который я получил в McKinsey, с новыми навыками, не столь искрометными, но базовыми, без которых вся искрометность действительно лишь для анекдотов».
Практик
Выбор СИБУРа для продолжения карьеры имел веские основания. Во-первых, в компании Федор увидел некое подобие кадровой модели McKinsey - молодые, энергичные и высококвалифицированные люди, вгрызающиеся в стоящие перед ними проблемы. Во-вторых, возможность лично для себя приобрести тот опыт, которого ему недоставало, решая максимально сложные практические задачи, и двигаться вперед. И в-третьих, тут была ностальгия. - Я из Петрозаводска, - рассказывает он. - И отец, и мать работали на промышленных предприятиях. Отец дорос до главного инженера. Поэтому, когда встал выбор, пошел не в банковскую структуру, не в сервисную, а именно в промышленную компанию.
Федор пришел в СИБУР руководителем центра операционной эффективности.
- Это было очень интересно - говорит он. - Горжусь проектами, которые удалось реализовать: создание «Программного офиса», вывод функции питания и уборки на предприятиях на аутсорсинг, проекты по сокращению сроков остановочных ремонтов на заводах в Томске и Нижневартовске. Некоторые проекты реализуются и сегодня, например, продолжаем выводить на аутсорсинг азотно-кислородный цех на Воронежской площадке.
Сегодня со своими друзьями из McKinsey Федор встречается лишь по воскресеньям: играют в баскетбол. Это его игра - восемь лет своей школьной жизни в родном Петрозаводске он отдал баскетболу. Потом время от времени играл в Москве, учась на экономиста и переводчика в Российском университете дружбы народов, и даже в городе Филадельфия, штат Пенсильвания, куда отправился потом для получения MBA, тоже был главным образом баскетбол. Сегодня Федор играет за сборную по баскетболу корпоративного центра СИБУРа.
Как в том анекдоте про консультанта, ни отпусков, ни выходных пока что Федор себе не позволяет, осваивает новую деятельность.
- Мое назначение на должность руководителя только что созданного департамента обеспечения производства для меня стало прыжком в неизвестное. Многое мне здесь интересно. За полгода приобрел столько новых знаний, сколько, наверное, никогда раньше не получал.
«Обеспечение» звучит гордо
Департамент, который возглавил Федор Кирсанов, ранее представлял из себя две разноподчиненные структуры: одна занималась закупкой химической продукции, другая - оборудованием и материалами. Полгода назад руководство холдинга приняло решение объединить эти подразделения. - Централизация имеет известные минусы, - рассуждает Федор. - Меньшая гибкость, забюрократизированность. Но плюсы очевидно больше минусов, тем более что и с минусами можно до известных пределов бороться. Только централизованные закупки можно сделать высокопрофессиональными и максимально эффективными. И речь идет не столько об эффекте от масштаба, сколько о создании экспертизы по закупкам за счет такой централизации. Это то, чем мы сейчас занимаемся.
Став руководителем этого департамента, Федор составил план действий из 23 пунктов. Некоторые из задач уже реализуются. Так, в департаменте, помимо известных двух управлений закупок химической продукции и оборудования и материалов, появился третий блок - бэк-офис, который взял на себя бумажную рутину. На очереди - автоматизация работы.
- Сейчас дело обстоит так, - рассказывает Федор. - Отдел планирования и сводной отчетности, входящий в департамент, семь раз в год обрабатывает по три миллиона ячеек Ехсеl. Причем сделать это нужно за пять дней: проверить, агрегировать, просуммировать, перераспределить, подписать. Вручную! Раньше еще это делали на 15-дюймовых мониторах, на которых даже таблицы толком не развернешь. Сейчас мониторы заменили, но это еще не все, впереди - системные преобразования по автоматизации.
Вообще, после того как Федор открыл для себя мир закупок, его обескуражило посредственное отношение к «снабженцам».
- Удивительно, что закупщики уже привыкли и ни от кого «спасибо» не ждут. Но мне-то это в диковинку. В моем департаменте двадцать семь человек за год закупают продукции и оборудования на миллиард долларов. Это уровень компетенций намного выше, чем в среднем по рынку. В других российских компаниях средний закупщик отвечает за 1-5 млн долларов в год, у нас - за 15-20 млн. И труд его при этом сильно недооценен. Я имею в виду - не только в деньгах. Никто не скупится на критику, когда что-то не так, или просто тень упадет - покажется, что что-то не так. Но если привез все вовремя, а то и в рекордно короткие сроки - ценителей подобной работы нет.
И с замечаниями, и с компенсациями Федор планирует устроить дело по-другому.
- Процесс согласования закупок с предприятиями пока что не очень стройный. Чувствуется извечный конфликт технарей и коммерсантов. В этом году будет ряд улучшений, в том числе создание независимой технической экспертизы и дирекционных селекторов по закупкам. Конфликты должны быть переведены в конструктивное русло.
Но самое важное преобразование, которое позволит вывести процессы закупок на новый качественный уровень, - развитие высокопрофессиональной команды, к созданию которой стремится Федор.
- Закупщики СИБУРа станут хорошо известным брендом. Это будет команда из нескольких десятков высококлассных и высокооплачиваемых специалистов. Моим сотрудникам нужно приготовиться к переменам. С теми, кто окажется к ним не готов, я буду вынужден проститься. Мы будем упорно работать и развиваться. Мы должны стать сильнейшим игроком в мире закупок.
Важное условие на пути к этому успеху - консолидация всех специалистов в единую команду.
- Сейчас де-факто не существует единой команды обеспечения в СИБУРе. Есть большое количество служебных записок с предприятий, личные контакты с кем-то из регионов, и все это не имеет системы. Я хочу, чтобы команда была едина, просто часть ее находится в Москве, часть - на предприятиях, и между Москвой и заводами происходила бы постоянная ротация. Практику ротаций мы уже начали: вот, например, руководитель МТО «Сибур-Химпрома» Елена Белая три месяца провела в Москве на стажировке и теперь перешла сюда на должность начальника отдела. Люди из корпоративного центра также будут уезжать на стажировки на предприятия компании.
Сам Федор, как всегда, готов к любым переменам. Но не раньше, чем добьется результатов на только что занятом поприще.
- Через два года я реализую тот план улучшений, который у меня есть сейчас, - говорит он. - Здесь будут и структурные преобразования, и те, которые касаются собственно закупок. Мы, например, уже с этого года добились существенного улучшения в организации взаимоотношений со многими поставщиками. По некоторым видам номенклатуры мы вышли на соглашения, которые при достижении определенных объемов позволят получать существенные скидки и преференции. С поставщиками запорно-регулирующей арматуры - другое: по номенклатуре мы вышли на единый прайс-лист на целый год объемом несколько десятков страниц.
Пожалуй, опыт McKinsey «структурировать и синтезировать любую проблему» - это именно то, что нужно для того, чтобы совершить такой прыжок внутри СИБУРа, который совершил Кирсанов, - от оптимизации к обеспечению. - Два вида деятельности, наименее похожие между собой, - удивляется этой дистанции Федор.
Если оптимизация - это чистой воды творчество, где нужно увидеть проблему, найти для нее решение и осуществить, то здесь творчества очень мало, главное - профессионализм. Это каждодневная текущая работа, высокая ответственность за обеспечение наших предприятий химической продукцией и оборудованием. Любой сбой может привести если не к остановке, то к очень большим проблемам. Хотя... Все-таки и творчество тоже. Одно из самых интересных, что я здесь открыл для себя, - это целый мир переговоров. Ты всегда имеешь общее представление о том, как пройдут предстоящие переговоры, тщательно готовишься к ним. Но они не всегда проходят так, как ожидал и планировал. Потому что любые переговоры - проведи ты их десять или сто раз - отличаются одни от других. И это всегда интересно.
Инициативы департамента обеспечения производства на 2010 г.: