0 комментариев

Мы работаем на результат: дирекция по закупкам ОАО «РусГидро»

Стопроцентное выполнение производственных программ - главная задача дирекции по закупкам. О том, какова стратегия, основ­ные задачи и планы дирекции, рассказывает директор по за­купкам ОАО «РусГидро» Сергей Янсон.

Стопроцентное выполнение производственных программ - главная задача дирекции по закупкам. О том, какова стратегия, основ­ные задачи и планы дирекции, рассказывает директор по за­купкам ОАО «РусГидро» Сергей Янсон. 

 

- Сергей Юрьевич, расскажите, какова система закупок в РусГидро, как происходит эта процедура? 

- Система закупочной деятельности РусГидро разрабатывалась еще в РАО ЕЭС. Базовые принципы, заложенные тогда, - выбор контрагентов, постав­щиков и подрядчиков - строились на основе открытых конкурентных про­цедур. С приходом в РусГидро новой команды никаких существенных из­менений в эту систему мы не вносили. За исключением того, что значительно облегчили проведение закупок: по­высили финансовые пороги по при­менению более простых форм закупок (таких как запросы предложений) и увеличили полномочия, а вместе с ними и ответственность филиалов при проведении закупочной деятельности. При этом надо отметить, что закупки - это все-таки маленькая часть всей цепочки контрактации при проведе­нии каких-либо работ. Это в основном сервис. Ключевую роль здесь играют заказчики тех или иных услуг или по­купатели товаров. Это служба главного инженера и подразделения, занимаю­щиеся капитальным строительством.

- Служба закупки - конечное зве­но в цепочке? 

- С точки зрения закупки это так. А с точки зрения производственных бизнес-процессов это скорее сере­дина. Все начинается с планирования производственных программ и фор­мирования функциональных бюдже­тов строительства, ремонта и эксплуа­тации. Далее составляется программа закупок. И вот здесь подключаемся мы: формирование технических за­даний делается инициатором закупки и попадает к нам, после чего разраба­тывается конкурсная документация, запускается конкурс или другая кон­кретная процедура. Мы получаем заявки, организуем их экспертизу. После чего происходит выбор контр­агента и производится подписание протокола. На основании условий, попавших в протокол, выбирается по­бедитель и подписывается договор. Здесь мы тоже играем существенную роль: во время согласования догово­ров мы прилагаем все усилия по уско­рению процесса. А после подписания договора наступает самая активная фаза: выполнение работ или постав­ка товаров и оформление первичных учетных документов, оплата.

- Расскажите подробнее, чем ре­гламентируется процедура закупки? 

- Закупки регламентируются По­ложением «О закупочной деятельно­сти», которое принято Советом дирек­торов. Последнюю редакцию данного положения мы меняли и переутверж­дали в июне 2010 года, она значитель­но облегчила проведение закупок.

- Вы сказали, что с приходом но­вой команды система закупок не очень изменилась. Но любая систе­ма - живой организм. Насколько она гибкая и подвержена изменениям? 

- Не сильно изменился регламент по проведению закупок. Система же управ­ления закупками изменилась значитель­но. Сейчас мы подходим к проведению закупки не как к проведению процеду­ры, а конечным продуктом видим не про­токол по выбору победителя. 

- А что? 

- Конечным продуктом мы видим во­время исполненные производствен­ные программы. Мы подключаемся к закупочной деятельности или к реали­зации производственных программ на самой ранней стадии планирования начиная с формирования бюджетов и техзадания и сопровождаем до под­писания договора. В этом отношении изменения значительные, они наце­лены на ускорение прохождения всей цепочки подписания контрактов.

- Как происходит взаимодействие подразделений в исполнительном аппарате и в филиалах в процессе закупок? 

- Полномочия филиалов регламен­тируются доверенностью его директо­ра. Раньше филиалам разрешались за­купки до 5 млн рублей, а все, что выше этой суммы, закупалось исполнитель­ным аппаратом. При такой схеме воз­никал значительный документообо­рот, причем по каждой процедуре эта перекидка документов была много­кратна. Вот этот документооборот из филиалов в штаб-квартиру и обратно мы стараемся минимизировать, а по возможности - исключить. Для этого созданы конкурсные комиссии перво­го и второго уровней. 

Комиссия первого уровня на стан­ции самостоятельно согласовывает документацию и запускает конкурсы, делает экспертизу, протокол выбора победителей, и руководитель филиа­ла подписывает договор. В ближай­шее время председателям конкурсных комиссий и руководителям филиалов будут выписаны соответствующие до­веренности. 

Комиссия второго уровня работа­ет в штаб-квартире с минимальным привлечением специалистов со стан­ции, производит сложные закупки по техперевооружению, реконструкции и модернизации. Таким образом, мы минимизируем количество докумен­тов, переходящих из центрального аппарата на станцию и обратно. Кро­ме того, при изменении Положения «О закупочной деятельности» порог 5 млн рублей снят, и мы можем пере­дать на станции закупки на любую сумму. Например так происходит со стандартными закупками, которые проводятся из года в год. 

- Результат всегда зависит от команды. Каковы основные кри­терии, по которым отбирались со­трудники? 

- Ключевые принципы про подбору людей - их эффективность и наце­ленность на результат. Мы очень ценим людей, у которых активная жизненная позиция, которые в условиях переход­ного периода готовы работать не с 8.00 до 17.00, а пока не достигнут результата. Я не привел с собой какую-то свою ко­манду и не подбираю людей по прин­ципу «нравится - не нравится». Есть те, кто пришел со мной из 0ГК-1, есть люди, которые пришли из других энергоси­стем или филиалов РусГидро. Напри­мер это один из лучших специалистов в сметном деле Ирина Крепанова.

- Как на данный момент вы оце­ниваете работу своих сотрудников? 

- Самая лучшая оценка - результа­ты нашей деятельности. В 2010 году мы вышли практически на стопроцент­ное исполнение производственных программ, чего раньше не было. Я ду­маю, что 8 2011 году мы этот показатель улучшим. И здесь закупщики - только маленькая часть всего этого процесса, ведь на результат работают техниче­ский блок, юристы, экономисты. Здесь мы в общей команде, и я не могу оце­нивать свое подразделение в отрыве от других коллег, от которых также за­висит результат. И если мы получаем хороший результат, значит, весь меха­низм работает слаженно.

- Одна из важных задач вашего под­разделения - это экономия средств компании. Можно ли сэкономить на закупках, имеет ли смысл это делать и получается ли экономить? 

- Давайте озвучим ключевые цели закупочной деятельности. Это, безу­словно, экономия средств компании, обеспечение прозрачности выбора контрагента для внешнего рынка и акционеров. Что касается конкретно экономии, то механизм закупочной деятельности через конкурентные процедуры очень результативен. При­чем эффективность надо считать не от плановых цен, а от рыночных. У нас есть методика расчета экономической эффективности: мы сравниваем не­сколько предложений, берем среднее арифметическое всех предложений, которые прошли квалификационный и технический отбор. И сравнива­ем цену, по которой мы закупили, со средней рыночной ценой из тех пред­ложений, которые выдвигались на конкурс. Данный анализ показывает значительную экономическую эффек­тивность деятельности блока закупок.

- Какие задачи и цели вы ставите перед своим подразделением? 

- Целей, планов и задач у нас очень много. Нам надо закрыть всю цепоч­ку регламентов, которые касаются закупок. Привести в действие уже утвержденные регламенты и экспер­тизы. Доработать регламент форми­рования техзадания. У нас есть зада­ча по улучшению качества и скорости процесса закупок, что позволит мони­торить прохождение всех процедур в режиме онлайн и оперативно при­нимать нужные решения. Совместно с финансово-экономическим, про­изводственным блоком и блоком ка­питального строительства мы хотим значительно сдвинуть сроки планиро­вания производственных программ. И обеспечить формирование програм­мы закупок и ее исполнение пример­но на полгода раньше, чем это дела­ется сейчас. То есть контрактоваться в 2011 году на 70% под 2012 год. 

У нас сейчас запускается большой проект по формированию отраслевых расценок по ремонтам, капитальному строительству и эксплуатации. В тече­ние года мы предполагаем реализо­вать этот проект, утвердить расценки и перейти на сметное планирование по нашим отраслевым расценкам. Все это приведет как к ускорению и улуч­шению работы, так и к значительной экономии средств.

 

Корпоративная газета «Вестник РусГидро», январь 2011г. www.rushydro.ru 

Беседу вела Александра Шеина

5S: Практическое руководство по внедрению
5S: Практическое руководство по внедрению 15 чек-листов различного уровня сложности, примеры, фото и многое другое.
0 комментариев
Отправить
обсуждения
Это переводная статья из альманаха № 5 2013 года, вот источники: 1. «OEE Improvement by TPM Imple... Механизм расчета общей эффективности оборудования: пример Jordan Steel Company
Добрый день! Вопрос: почему у Вас в расчете доступности берется операционное время с учетом внеплано... Механизм расчета общей эффективности оборудования: пример Jordan Steel Company
Эта статья 2010 года, тех времён, когда представители Голдрата в России ТОС продвигали и рекламирова... Постоянно улучшать – практическое руководство по управлению производством на основе ТОС
А как насчёт самосвалов как КИО вы применяете какой эффективность вы проявляете? «Карельский окатыш»: 35% – показатель общей эффективности оборудования для экскаваторного парка
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”