На протяжении года в Холдинговой компании «Сибирский цемент» действует новое Положение о закупках. О том, что изменилось в закупочной деятельности холдинга с введением данного документа, мы поговорили с его разработчиком – директором по тендерным закупкам ОАО «ХК «Сибцем» Михаилом Кармановым.
Директор по тендерным закупкам ОАО «ХК «Сибцем» Михаил Карманов
Благодарим Пресс-службу ОАО «ХК «Сибцем» за предоставление данного материала.
– Михаил, почему возникла необходимость в создании нового Положения?
– С 2011 года мы работали по документу, который условно можно назвать первым Положением о закупках «Сибирского цемента». Он представлял собой, скорее, концепцию, отражающую общие моменты и принципы закупочной деятельности. С течением времени появилась необходимость конкретизировать документ, более четко прописать регламенты всех тендерных процедур. Новое Положение было утверждено в июне 2014 года, оно позволило сделать процедуру закупок более эффективной, прозрачной и понятной.
– Назовите, пожалуйста, самые важные нововведения, прописанные в Положении.
– Прежде всего, изменилась структура управления закупочной деятельностью. В настоящее время в «Сибцеме» функционируют закупочные комиссии двух уровней: центральная закупочная комиссия управляющей компании и закупочные комиссии управляемых организаций. Закупки стоимостью до 3 млн рублей проводятся на активах холдинга, свыше этой суммы – через центральную комиссию. Нужно отметить, что председательствующими на заседаниях центральной закупочной комиссии являются топ-менеджеры, которые лично контролируют процесс.
Документ детально прописывает составы комиссий, определяет зону ответственности каждого специалиста, классифицирует формы и способы закупок, которые теперь соответствуют общепринятым российским стандартам. В частности, сегодня мы используем открытую и закрытую формы закупок, применяем такие способы, как запрос цен и предложений, аукцион, конкурс и закупка у единственного источника. Как правило, при приобретении товаров запрашиваем цены, а при закупке услуг – предложения. Во втором случае помимо стоимости очень важны такие критерии, как опыт работы поставщика, квалификация персонала компании, качество оказания услуг и так далее.
– Есть новшества, непосредственно влияющие на повышение эффективности закупочной деятельности?
– Да, конечно. Ключевым в этом плане стал переход на годовые программы закупок. Годовая программа формируется на основании утвержденных бюджетов и должна полностью им соответствовать, является главным документом для сотрудника, инициирующего и проводящего закупку.
Годовое планирование тендерной деятельности дает возможность проводить укрупненные закупки – приобретать однородные товары и услуги, а также позиции, относящиеся к одной площадке или одному виду работ, например, мероприятиям по ремонту печей, мельниц. Подобная консолидация помогает нам снижать трудозатраты, а поставщикам, знающим, в каких регионах и на каких условиях они могут участвовать в тендере, – заранее планировать деятельность.
– Взаимодействие с поставщиками теперь выстраивается по-другому?
– Прежде всего, в Положении указано, что результаты проведенных тендеров нельзя пересматривать. Это во многом снижает репутационные риски холдинга. Ранее нередко возникали ситуации, когда проводилось заседание закупочной комиссии, объявлялся победитель, а на следующий день поступала заявка от другого поставщика, предлагающего работать на более выгодных условиях. И мы меняли принятое решение в пользу последнего. Сейчас это возможно только в одном случае – когда служба безопасности сообщает, что тендерная процедура проведена с нарушениями. Кроме того, стал более жестким отбор поставщиков услуг и товаров: участники тендера должны документально подтверждать опыт, квалификацию, наличие технической базы, необходимой для выполнения нужных работ. Все это позволяет нам оценить надежность возможных партнеров.
– Что еще изменилось в работе по организации тендерных закупок в последнее время?
– В начале 2015 года на заседании бюджетного комитета принято решение о централизации этой деятельности по площадкам. Так, сегодня специалист «Топкинского цемента» осуществляет закупки для кузбасских подразделений «Сибирского бетона» и «Сибцемсервиса». Работники «Красноярского цемента» приобретают товары и услуги для нужд комбината «Волна», местных площадок «Сиббетона» и «Сибцемсервиса». Закупки для ООО «ТимлюйЦемент», ООО «КузбассТрансЦемент» и новосибирского подразделения ООО «Сибирский бетон» проводят представители службы организации тендерных закупок ОАО «ХК «Сибцем».
– Для чего проведена централизация?
– Мы ставили перед собой две задачи. Во-первых, требовалось разгрузить работников, для которых организация закупок не являлась основным видом деятельности. Во-вторых, нужно было обеспечить более высокий качественный уровень проведения закупок. Параллельно достигли еще одной важной цели – организуя закупку по тому или иному направлению, мы проводим ее одновременно для всех предприятий площадки, а это позволяет значительно снизить цену товаров и услуг.
– Не увеличилась ли нагрузка на специалистов по закупочной деятельности? Как эту проблему решаете?
– Остро проблема не стоит. Дело в том, что до централизации специалисты, которые занимались закупками на заводах, были очень загружены проведением тендеров на ремонты оборудования. А сейчас, по решению руководства холдинга, генеральным подрядчиком на ремонты основного оборудования является «Сибцемсервис». Это в разы сократило количество тендерных процедур и разгрузило специалистов, теперь они вполне справляются со всем объемом работ. Необходимые процедуры по выбору субподрядчиков для ООО «Сибцемсервис» проводит служба организации тендерных закупок ОАО «ХК «Сибцем».
– Как бы Вы обозначили основную цель закупочной деятельности компании?
– Своевременное обеспечение производства качественными материалами, услугами и работами. Правда, стоит отметить, что наша служба может справляться с этой задачей на «отлично» только в том случае, когда все закупки будут плановыми. Важно, чтобы мы получили от заказчика грамотное техническое задание, чтобы заявка была сделана заблаговременно. Так что эффективные закупки – результат командной работы инициаторов и организаторов процесса.
Елена ЛУТКОВА, пресс-секретарь ОАО «ХК «Сибцем»