Методический материал
Авторы: Лукинский В.В., Переведенцев П.А., СПбГИЭУ
Проектирование логистических систем начинается с решения вопроса о выборе количества, мощности и соответственно координат расположения складов. В частном случае речь идет об одном центральном складе, при этом возможны ситуации:
Первая ситуация предусматривает использование так называемой транзитной формы поставки, когда перевозки со склада готовой продукции осуществляются непосредственно потребителям, то есть центрального склада нет. Логистические затраты могут быть рассчитаны непосредственно и включают затраты на грузопереработку у поставщика, транспортные затраты с учетом тарифов на перевозку и затраты на складирование и хранение у потребителей.
В данной ситуации возможны следующие расчетные варианты:
• первый, предполагающий анализ и возможную рационализацию перевозок с использованием развозочных (сборных и т.п.) маршрутов и выбор подвижного состава соответствующей грузоподъемности;
• второй, учитывающий определение оптимальных величин поставки (по формуле Уилсона) от поставщика к потребителям;
• третий (комбинированный), объединяющий первый и второй варианты организации поставок и перевозок.
Вторая ситуация, при которой расположение склада выбирается как одно из возможных мест, координаты которых известны, например, распределительные центры или крупные оптовые базы, расположенные в данном регионе.
Логистические затраты включают следующие составляющие:
• затраты на грузопереработку и транспортировку консолидированных партий отправок в транспортных средствах большой грузоподъемности от поставщиков на центральный склад;
• затраты на хранение на центральном складе:
• затраты на грузопереработку и транспортировку в транспортных средствах небольшой грузоподъемности:
• затраты на складирование и хранение у потребителей.
Анализ второй ситуации показал, что возможны различные альтернативные варианты, а именно:
– при транспортировке от поставщиков до центрального склада величины отправок могут быть определены по формуле Уилсона;
– затраты на хранение должны учитывать, какая форма организации центрального склада будет выбрана (аренда, реорганизация и расширение существующего РУ или базы и т.п.);
– затраты, связанные с поставщиками и хранением при доставке с центрального склада поставщиками, предусматривают три варианта, как и в первой ситуации.
Третья ситуация, когда координаты центрального склада неизвестны и требуется их определить.
Для получения результатов, сопоставимых с результатами при вышеуказанных ситуациях, необходимо воспользоваться, на наш взгляд, интеграционной процедурой, включающей несколько этапов.
Первый этап. Формирование вариантов различных методов расчета координат склада: по объему перевозок (вес), по расстоянию, по грузообороту (вес и расстояние), по времени, весу и расстоянию с учетом или без учета различных тарифов на перевозки (8 вариантов).
Второй этап. Расчет координат склада по одному из вариантов, указанных в первом этапе.
Третий этап. Расчет логистических затрат, аналогичный расчету при второй ситуации, при этом возможно появление дополнительного варианта учета складских расходов при строительстве нового склада.
Четвертый этап. Уточнение транспортных и складских логистических затрат при учете оптимальных величин поставок от поставщиков до центрального склада и со склада – потребителям, а также возможной маршрутизации.
Пятый этап. Возвращение ко второму этапу и проведение расчетов для других методов выбора координат склада (перевод).
Шестой этап. Сравнение вариантов и выбор наиболее предпочтительного месторасположения складов с точки зрения общих логистических затрат.
После проведения расчетов для всех возможных ситуаций принимается решение о выборе конфигурации проектируемой логистической сети.