0 комментариев

Сам себе проектировщик: Проектный центр ОАО «СИБУР — Русские шины»

Неудовлетворенность работой сторонних проектных организаций привела руководство ОАО «СИБУР — Русские шины» к мысли создать собственный Проектный центр. Как ни странно, эта дорогая и непростая затея может принести Компании существенную выгоду.

«TYRES MAGAZINE», корпоративный журнал ООО «СИБУР — РУССКИЕ ШИНЫ», весна 2011 ttp://www.sibrustyre.ru/

Ирина Сергеева

 

Неудовлетворенность работой сторонних проектных организаций привела руководство ОАО «СИБУР — Русские шины» к мысли создать собственный Проектный центр. Как ни странно, эта дорогая и непростая затея может принести Компании существенную выгоду.

В советские времена существовала разветвленная система проектных организаций. В Государственном проектном институте «Резинопроект» (Москва) и его филиалах (Ленинград, Волжский, Свердловск, Ярославль, Днепропетровск, Нижнекамск) трудилось в общей сложности 2200 человек. В трудные годы после развала СССР амбиции и возможности большинства заводов значительно поубавились, что сказалось и на объемах заказов проектировщикам. Постепенно число проектных организаций сократилось вдвое.

Сегодня найти подходящих подрядчиков — проектировщиков, способных работать на уровне солидных иностранных инжиниринговых фирм, стало непросто. В шинной отрасли сейчас работает две-три дееспособные проектные организации. Понятно, что благодаря компьютеризации труд проектировщиков стал более автоматизированным, производительным и наглядным, но тяжелые годы о себе напоминают: некоторые специализированные отделы в институтах ликвидированы, приток молодежи из-за нестабильной загрузки и невысокой зарплаты невелик. Так как проектные организации, как правило, имеют узкую специализацию — Заказчикам, даже в условиях открытого тендера, выбирать проектировщика особенно не из кого.

Сегодня особенно важной стала предварительная проработка проекта, его тщательный анализ и достоверный расчет стоимости работ. При плановой экономике решения по мощности производства, ассортименту продукции, о месте дислокации будущих заводов принимались Госпланом СССР и Миннефтехимпромом СССР. Поэтому проектировали заводы в СССР быстрее, чем за границей в Европе и США, но строили их в два раза дольше. За рубежом, прежде чем начинать строительство, два года тратили на маркетинговые исследования, расчеты затрат и выручки, анализ рисков — пока не удостоверялись, что задуманный проект будет конкурентоспособным и прибыльным. Теперь и российские компании играют по аналогичным правилам.

«Действительность такова, что проектировщики хорошо осознают свою “незаменимость” при реализации крупномасштабных проектов и используют это»,— рассказывает Валерий Сенкевич, Руководитель Группы проектирования ОАО «СИБУР — Русские шины». «Они могут завысить цены на свои услуги, перенести сроки сдачи документации Заказчику (причины найдутся), практически не несут ответственности за экономические показатели проектов. Самые умные и расторопные всегда стремятся принять активное участие в подготовке отраслевых ценников на проектные работы — естественно, себе на пользу. Были случаи, когда проектная организация на начальном этапе проектирования оценивала объем капвложений в одну сумму, а когда Заказчик “втягивался в тему” и начинал строительство, “уточняла” смету проекта так, что стоимость увеличивалась на четверть! На возмущение Заказчика, что при таких цифрах капвложений Компания не стала бы принимать решения об инвестициях, проектная организация как-либо отписывалась: выданы неполные исходные данные, изменились объекты — аналоги, подорожали материалы и пр.»,— говорит Валерий Сенкевич.

Проанализировав сложившуюся ситуацию, в КЦ (корпоративном центре) решили оценить целесообразность создания собственного Проектного центра (далее — ПЦ ), способного разрабатывать проектную документацию «под ключ» — причем не только для нужд СРШ, но и, при необходимости, для сторонних компаний. Планировалось, что новая структура будет самостоятельной бизнес-единицей, самоокупаемой в перспективе и не нуждающейся в дотировании со стороны Холдинга.

Волжское ядро

Местом дислокации будущего ПЦ рассматривается город Волжский: здесь у Компании три завода («Волтайр-Пром», «Сибур-Волжский», «Волжский азотно-кислородный завод»), а также филиал Научно-технического центра «Интайр». Планируется, что на первом этапе ядро ПЦ составят сотрудники проектных отделов этих предприятий. Они смогут приступить к работе после того, как будут получены необходимые регистрационные документы для создания проектной документации. Примерно через год численность сотрудников центра будет увеличена за счет приема опытных, квалифицированных проектировщиков из городов региона (Волжский, Волгоград и др.). В общей сложности, как предполагается, в ПЦ будут трудиться полсотни человек.

«Задача на этом этапе — создать дочернюю полноценную проектную организацию, которая избавит нас от необходимости обращаться за услугами по проектированию к другим,— объясняет Валерий Сенкевич.— Эта самостоятельная организация сможет выступать Заказчиком-Застройщиком для предприятий, выполнять функции Генерального проектировщика, работать в контакте с иностранными инжиниринговыми компаниями — разрабатывая проектную документацию на основе их технической документации».

На предприятиях СРШ в других городах функции проектировщиков в ПКО и ОКС изменятся. «Они будут вести оперативные работы для поддержания основных фондов: выполнять задания по улучшению технологических процессов, модернизации оборудования, формировать Технические задания для ПЦ, согласовывать проектную документацию и т. д. А разработка крупных и средних инвестпроектов и проектов ПОФ перейдет в зону ответственности ПЦ»,— поясняет Валерий Сенкевич.

Экономия и другие плюсы

Основная цель авторов идеи создания ПЦ — снизить стоимость и сроки выполнения проектных работ. Учитывая, что сегодняшние цены на услуги проектировщиков зачастую формируются в условиях отсутствия реальной конкуренции, цель эта представляется вполне достижимой. Сотрудникам предприятий и ПЦ не потребуется тратить время на проведение конкурсов, упростится процедура заключения договоров, внесения в них изменений и дополнений. Если Компания обеспечит достаточный объем заказов, стоимость услуг для Заказчиков будет более справедливой, чем та, которую приходится платить сегодня. Так, при рекомендуемой Холдингом на 2011 год рыночной стоимости проектных работ — 874 рубля за один час работы одного проектировщика планируемая стоимость работ по проектам Компании в ПЦ составит 545 рублей за чел./час, а по проектам для сторонних заказчиков — 699 рублей. Таким образом, при разработке крупных проектов Компания сможет сэкономить приблизительно 30% от сегодняшних трат!

Другой ощутимый плюс от создания собственного ПЦ — повышение качества проектной документации за счет внедрения современных технических средств и передового программного обеспечения — на что потребуются инвестиции. Так как вся проектная документация будет оформляться одним Исполнителем, ее состав, содержание и оформление будут стандартизированы; расширится применение в проектах накопленных знаний и данных, унифицированных решений. Документация будет накапливаться в едином архиве с возможностью оперативной отправки по запросам подразделений Заказчиков и СРШ. Сотрудники ПЦ, «заточенные» на разработку документации для заводов Компании, будут детально знать особенности заводов, их приоритеты и смогут оперативно выполнять необходимые СРШ предпроектные проработки.

Ну и, наконец, повышение управляемости процессом разработки проектной документации: с дочерней структурой проще договориться, чем со сторонним подрядчиком.

Сколько осталось ждать

Идея создания ПЦ возникла не сегодня — два года назад ее уже представили Инвестиционному комитету ОАО «СРШ», который одобрил предложение. Однако грянул кризис — и многие инвестиционные проекты, в том числе и этот, пришлось отложить. Теперь, когда экономические показатели предприятий близки к докризисным, к идее снова вернулись. Актуализированную редакцию проекта, стоимость которого оценивается приблизительно в 30 млн рублей, планируется внести на рассмотрение Инвестиционного комитета в марте с. г. «Конечно, мы потеряли время,— огорчается Валерий Сенкевич.— Если бы создали ПЦ раньше, некоторые нынешние проекты могли бы отдать ему». Если Инвестиционный комитет одобрит идею, на организационную работу по формированию ПЦ (до возможности принимать первые заказы) пройдет около полугода. 

Риски

В институтах на проектировщиков не учат; ими становятся после трех-пяти лет конкретной работы по созданию производств, изучению СНиПов, Регламентов, специальной литературы… Костяк проектировщиков для ПЦ на предприятиях Компании в городе Волжский имеется; они научат молодых специалистов делу, передадут накопленный опыт. Будут в ПЦ хорошие заказы — придут туда и квалифицированные проектировщики из других организаций. Но вот в отношении полной загрузки ПЦ на сегодня уверенности пока нет. Связано это с тем, насколько масштабно и динамично, в каких направлениях будут развиваться производства на предприятиях Компании в среднесрочной перспективе. В последние полгода произошли серьезные изменения в составе главных акционеров и структуре ОАО «СРШ». Теперь в формировании технической и экономической политики Компании будут участвовать, очевидно, и новые лица: представители главного акционера, ОАО «Ростехнологии», компании Pirelli, ОАО «Нижнекамскшина». Намечается ли расширение и модернизация производств на предприятиях будущей Объединенной Компании, каков будет объем инвестиций, кто будет разрабатывать инвестпроекты — пока неизвестно. Надеемся, рассмотрение бизнес-идеи создания ПЦ на инвестиционном комитете в какой-то мере прояснит этот вопрос.

Крупные компании «обречены» на развитие и модернизацию производств; им необходимо периодически обновлять технологии, оборудование, чтобы быть конкурентоспособными, а в этом деле без проектировщиков не обойтись.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Благодарю за прекрасную статью!!! Мало в интернете информации о опыте реализации проектов по график... Откуда завод знает, что производить и когда: опыт НЛМК
Спасибо Станиславу!!! Идея работает на 5 баллов, опробывал сам. Рацпредложение: как быстро почистить видеокамеры, установленные на высоте
Повышение эффективности производства неразрывно связано с безопасностью этой эффективности, Часто пр... Десять лет программе Тотальной оптимизации производства ПМХ
Ayrat Zaripov, благодарю за отзыв. напишите мне в личку panov_ilya@inbox.ru или в телеграм @panov_i... «Безопасность превыше всего» – лозунг или правило жизни?
Илья, приветствую! Очень интересная статья. Заинтересовался книгой Э. Шермана «Снижение аварийнос... «Безопасность превыше всего» – лозунг или правило жизни?
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”