"Страна Росатом" 0 комментариев

Вузовский стартап: идея на миллион

Мы продолжаем следить за формированием системы корпоративного технологического предпринимательства в отрасли. Одним из ее элементов может стать малое инновационное предпринимательство (МИП) на базе опорных вузов «Росатома». «Лаб. СР» разбиралась, есть ли универсальная формула успеха для российских МИП.

Благодарим редакцию газеты "Страна Росатом" за предоставление данного материала.

В «Росатоме» заинтересованы в том, чтобы НИИ научились зарабатывать деньги на своих технологиях и НИОКР. Ученые должны быть готовы своими силами внедрять новаторские идеи и знать механизмы, которые помогут это сделать. И лучше, чтобы представления о бизнес-процессах они получали еще в вузе. На Западе и студенчество, и профессура вовлечены в предпринимательскую деятельность. Так создается особая предпринимательская культура.

Проснуться Цукербергом

Заинтересованность студентов в МИП сомнений не вызывает – кто не мечтал в одно прекрасное утро проснуться Цукербергом? Вузам развитие малого инновационного предпринимательства тоже необходимо, уверены эксперты, иначе сложно конкурировать в мировых рейтингах. Остро стоит и репутационный вопрос: удачные стартапы - источник пиара. Все знают, какие учебные заведения окончили создатели Google.

«Для университетов наукоемкое предпринимательство – это широкое вовлечение молодежи в инженерный командный труд, результат которого должен быть продан на рынке. Это формирование практических компетенций, которые невозможно получить на лекциях», - отмечает проректор Уральского федерального университета Сергей Кортов.

Из мировой практики известно, что создание стартап-компаний – это наиболее доходный механизм коммерциализации технологий. Например, капитализация портфеля стартапов в бельгийском Университете Левина, где одним из первых в Европе открылся офис трансфера технологий, составляет сегодня более 500 млн евро. 

В бизнес-инкубаторе

В России есть эффективно работающие МИП, выросшие из вузовских стартапов. Причем у каждого вуза – свое решение. Сергей Кортов, например, считает, что вуз должен создать систему поддержки инновационных идей, которая будет сопровождать проект вплоть до продажи стратегическому инвестору или индустриальному партнеру. Для этого в вузе (или вокруг него) должны быть реализованы такие функции, как подбор научных исследований, пригодных для коммерциализации; формирование и развитие проектных команд; управление объектами интеллектуальной собственности; многоканальное финансирование МИП, привлечение частного капитала; продвижение на рынке, поиск стратегических партнеров; создание особой коммуникационной среды. В УрФУ, кстати, работают более 80 МИП, в которых задействованы около 400 студентов и молодых ученых.

В МИСиС разработчики не получают финансирование напрямую, зато в их распоряжении набор бесплатных сервисов: экстренная консультационная поддержка, помощь в создании прототипа продукта, подготовка документов для подачи на регистрацию юридического лица или на участие в конкурсах и грантах. На выходе – несколько успешных проектов. Так, группа студентов и профессоров разработала инновационное решение для производства режущих материалов. Этот стартап уже вышел на рынок. Другой пример: новая технология сборки бордюров, по ней сейчас ведутся переговоры с правительством Москвы. Еще одна разработка – зарядка для гаджетов в условиях отсутствия электричества.

МИФИ нашел свою модель, так называемый white label. Инжиниринговый центр при университете создает перспективные разработки, но не занимается их продажей или развитием собственного бренда: проекты передаются крупным компаниям на реализацию. Несколько лет назад студенты разработали уникальную капсулу. Человек глотает ее, она проходит кишечно-желудочный тракт, все это подсвечивается и записывается на видео. Безопасная и безболезненная процедура заменяет эндоскопию и колоноскопию. Сначала в проект инвестировал Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, затем МИФИ вложил средства в строительство на территории вуза завода по производству капсул. Сейчас создается крупномасштабное производство на Урале. Благодаря инвестициям АФК «Система» и «Росатом» капитализация проекта достигла 800 млн рублей. Еще один успешный стартап – автоматизированная система управления технологическими процессами «Щит». Первоначально деньги на исследования выделил Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Сейчас «Щит» апробирует на «Росатом», а крупные компании, такие как «Лаборатория Касперского», делают предложения о совместных разработках. Общий объем капитализации инновационных проектов НИЯУ МИФИ близится к миллиарду рублей. 

Кто виноват и что делать?

По количеству работающих МИП Россия сильно отстает от Запада. По мнению Сергея Кортова, проблема в отсутствии культуры инновационного предпринимательства. Многие воспринимают МИП лишь как возможность привлечь финансирование для научных исследований. Как только грант заканчивается, предприятие погибает. Необходимо развивать проект как бизнес. «Этой деятельности уделяется мало внимания со стороны руководящего состава», - уверен директор центра предпринимательства НИтУ МИСиС, менеджер по развитию трансфера технологий Российской венчурной компании Сергей Марданов. По его мнению, во-первых, необходимо запускать презентации, обучающие программы на примере вузов других стран. Во-вторых, государство и промышленные предприятия должны демонстрировать заинтересованность, чтобы вуз понимал спрос.

Проректор НИЯУ МИФИ Анатолий Петровский отмечает, что для развития МИП часто не хватает продуманной инфраструктуры: «Главное требование бизнес-инкубатора – чтобы все МИП находились в одном месте. Так они могут сформировать инновационную среду. А у вуза нет свободных площадей. Хорошо бы запустить программу по строительству зданий для таких инкубаторов».

Руководитель Инжинирингового центра НИЯУ МИФИ Дмитрий Михайлов предлагает взглянуть на проблему развития российских МИП с другого ракурса: «Многие коллеги, почитав про американскую практику и приложив ее к российской действительности, говорят: «У нас все плохо!» Но это не так, просто у нас другие реалии. Да, венчуры развиты слабо, зато государство проводит специальные программы, выделяет средства. В США обычно инвестируют в проект на ранних этапах, у нас предпочитают масштабирование успешных историй».

Комментарии 

Наталья Ильина, заместитель директора блока по управлению инновациями, «Росатом»:

- Модель, которая предполагает вовлечение университетов в решение отраслевых научно-инновационных задач, определена программой развития «Росатома». Мы хорошо понимаем, насколько эффективно сотрудничество с успешными научными коллективами университетов. Эти точки роста могут быть устроены по-разному, но одна из наиболее мобильных форм - стартапы. 

Павел Сушков, руководитель образовательных программ блока по управлению инновациями, «Росатом»:

- Во всем мире инновационная среда университетов не изолирована от крупных компаний - наоборот, она интегрируется с бизнесом. Идеи, рождающиеся в крупном бизнесе, могут получить реализацию через механизм стартапов при университетах. С другой стороны, МИП - потенциальные поставщики новых технологий и продуктов, необходимых промышленности. Недавно компания «Тонкопленочные технологии» получила от фонда «Сколково» грант на разработку датчиков, способных работать в экстремальных условиях, например в ядерных реакторах. При этом создание производства новых тензодатчиков будет стоить 2 - 3 млн долларов, а не 2 - 3 млрд, в которые обходится строительство завода по выпуску современных полупроводниковых датчиков на основе кремния.

«Росатом» с большим интересом следит за развитием малого инновационного бизнеса в профильных университетах. Нам важно создать общую с вузами среду для развития технологического предпринимательства.

Недавно мы совместно с фондом «Сколково» объявили конкурс инновационных проектов в вузах UniverStartUp. Он ориентирован на поиск и поддержку инновационных проектов, авторы которых учащиеся и профессура, а также МИП при вузах, заинтересованные в коммерциализации результатов своего интеллектуального труда.

Более сложная задача – формирование модели открытых инноваций «Росатома» с понятным бизнес-процессом привлечения вузовского инновационного предпринимательства. Пока вопросов больше, чем ответов. Но мы ищем решения.   

Текст: Надежда Фетисова, Фото: Андрей Махонин

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Нам повезло - для нас экскурсию и дегустацию проводила бывший главный пивовар этого завода, было реа... Промышленный туризм: побывай на пивоварне, которой уже более 155 лет!
Подскажите как понять какая методика лучше всего подходит для товара. Есть например три модели попол... Управление запасами
Толковая статья автора-практика. Полная версия - в крайнем номере альманаха "Управление произво... Из личного опыта: как вовлечь сотрудников в процесс непрерывного совершенствования
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”