0 комментариев

Курс на инновации: Программа инновационного развития АК «Транснефть»

Совет директоров ОАО «АК «Транснефть» утвердил программу  инновационного развития. Этот документ имеет для компании стратегическое значение. За реализацию данной программы в АК «Транснефть» отвечает вице-президент по научно-техническому и инновационному развитию П.А. Ревель-Муроз.

Журнал «Трубопроводный транспорт нефти», июнь 2011г.  http://www.transneft.ru

Дмитрий Тараторин

 

Совет директоров ОАО «АК «Транснефть» утвердил программу  инновационного развития. Этот документ имеет для компании стратегическое значение. За реализацию данной программы в АК «Транснефть» отвечает вице-президент по научно-техническому и инновационному развитию П.А. Ревель-Муроз

- Павел Александрович, какие задачи в области инновационного развития компании определены в Программе как приоритетные? Какова роль «Транснефти» в реализации общегосударственной стратегии инновационного развития?

- Программа инновационного развития ОАО «АК «Транснефть» на период до 2017 года прошла согласование в министерствах энергетики, экономического развития, а также в Министерстве образования РФ. 1 апреля документ был утвержден Советом директоров компании. Таким образом, выполнено поручение Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева о принятии программы до 15 апреля текущего года. Итак, стратегия действий утверждена, и мы приступили к ее реализации. 

Программа инновационного развития имеет целью значительное повышение эффективности производственного процесса, ее отличает системный и всеобъемлющий подход к решению этого вопроса. В связи с этим в Программу включен целый комплекс направлений работы. Некоторые из них уже реализуются, например: ранее Советом директоров компании была утверждена Программа энергосбережения до 2015 года. Она позволит сэкономить энергетические ресурсы за указанный период на 12 % по отношению к уровню фактического энергопотребления в исходном 2009 году. Также в новом документе ставится задача повышения надежности и долговечности основного оборудования и обеспечения  роста производительности труда. Программа предусматривает значительное увеличение финансирования НИОКР. 

Важно отметить, что для всех направлений в документе установлены конкретные количественные показатели вплоть до 2017 года. Теперь он является неотъемлемой составляющей бизнес-стратегии развития компании. 

- В каких областях в настоящее время в «Транснефти» проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы?

- НИОКР – краеугольный камень Программы инновационного развития компании. В ней предусмотрено существенное – в разы – увеличение номенклатуры и объема финансирования данных видов работ. Рост соотношения объема финансирования плана НИОКР к выручке компании возрастет, превысив средний показатель зарубежных трубопроводных компаний. В «Транснефти» сформирован план инновационной тематики НИОКР на период 2011–2017 годов. 

Технологические проекты, входящие в Программу инновационного развития, содержат разработку двух прорывных технологий, имеющих большую важность для системы нефтепроводного транспорта. Речь идет о создании высокоточных внутритрубных диагностических комплексов, в том числе комбинированного действия, т. е. сочетающих различные физические принципы действия, которые при проведении обследований магистральных нефтепроводов обеспечат максимальную точность определения дефектов, а по своим техническим характеристикам превзойдут зарубежные аналоги. В этой области мы уже достигли очень серьезных результатов. 

Следующее направление «главного удара» – разработка и внедрение системы обнаружения утечек нефти из трубопроводов и определения активности, оснащенной протяженными оптоволоконными виброакустическими датчиками. Использование оптоволоконного кабеля, который прокладывается в грунте в непосредственной близости от защищаемого участка трубы или сооружения, позволяет обнаруживать малые утечки нефти, а также определять и классифицировать возникновение различных видов активности в районе прохождения трассы нефтепровода, вызывающих несанкционированное воздействие. 

Базовыми в указанной Программе являются НИОКР по модернизации и разработке высоконадежного оборудования и применению новейших технологий. В частности, осуществляются работы по созданию магистральных и подпорных нефтяных насосных агрегатов с повышенным до 90 % КПД, что повлечет за собой увеличение ресурса, уменьшение количества ремонтов, снижение затрат. 

В числе приоритетных задач – исследование методов повышения производительности системы магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов за счет снижения гидравлического сопротивления. 

Еще одним направлением НИОКР стала разработка Единой системы управления  магистральными нефтепроводами и системы мониторинга автотранспорта на базе ГЛОНАСС. С помощью этих систем можно будет вести многоуровневый контроль за функционированием объектов, предупреждать аварийные ситуации, повысить производительность труда. 

Ведется серьезная работа по созданию системы технического мониторинга нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан. Этот пилотный проект будет в дальнейшем тиражироваться на всех магистральных трубопроводах компании. Данная система призвана обеспечивать адекватную оценку технического состояния трубопроводов и прогнозирование развития геологических процессов, влияющих на работу производственных объектов. Ее внедрение позволит минимизировать риски. 

- Замещение импортного оборудования отечественным – одна из целей «Транснефти». Расскажите, пожалуйста, как и за счет чего она достигается.

- Ежегодно «Транснефть» осуществляет закупку материалов и оборудования широкой номенклатуры, из которых 95 % составляет продукция отечественного производства и только 5 % – импортная, не производимая в России. В основном это электроника и запасные части к ней. 

Заменить зарубежное оборудование отечественными аналогами компании удалось благодаря проведению собственных научно-технических работ, в результате которых созданы российские образцы материалов и оборудования с высокими техническими характеристиками. На заводах «Транснефти» организовано их серийное производство. В настоящее время производится 2325 наименований изделий и оборудования, предназначенных для использования во всех сферах деятельности компании. 

Импортозамещающие разработки составляют около 30 % от ежегодно выполняемых ОКР в рамках плана «Транснефти» в области НИОКР. В них задействованы организации, функционирующие на базе ГК «Ростехнологии», Федерального космического агентства (Роскосмоса) и др. 

В компании широко применяются ранее созданные оборудование и технологии. Например, полный комплекс диагностических приборов внутритрубной дефектоскопии нефтепроводов, системы сглаживания волн давления для нефтепроводов Ду 700, 1000 и 1220 мм, специальная пожарная техника и оборудование для системы подслойного пенного пожаротушения в резервуарах и насосных залах, а также электроприводы на весь ряд типоразмеров запорной арматуры и т.д. 

С 2009 года ОАО «АК «Транснефть» совместно с ГК «Ростехнологии» и НПО «Энергомаш» осуществляет разработку уже упоминавшихся центробежных нефтяных насосов производительностью 10 000 и 3600 м3/ч с повышенным до 90 % КПД насосного агрегата. 

В 2010 году с участием Федерального космического агентства (Роскосмос) успешно завершена разработка первого отечественного центробежного насоса производительностью 7500 м3/ч. Это оборудование по ряду технических характеристик превосходит лучшие мировые образцы. 

- Компания постоянно совершенствует технологию и методы диагностических обследований нефтепроводов. Есть ли здесь какие-либо новшества?

- Диагностика линейной части выполняется последовательно с использованием самых современных отечественных внутритрубных инспекционных приборов (ВИП), созданных и изготовленных ОАО ЦТД «Диаскан». Это оборудование по техническим характеристикам соответствует лучшим мировым образцам. Оно обеспечивает независимость компании от западных подрядчиков, занимающихся диагностикой. 

За последнее время «Диасканом» проведена большая работа. Среди наиболее значимых достижений предприятия – модернизация ВИП, в результате появилась возможность за один пропуск прибора увеличить протяженность диагностируемого участка с 140 до 280 км. 

Создано новое поколение многоканальных профилемеров с дополнительными функциями навигационной системы. С целью определения опасных для целостности трубопровода и трудно выявляемых другими внутритрубными приборами дефектов типа «риска» разработаны и в настоящее время внедряются ультразвуковые дефектоскопы с повышенной разрешающей способностью.

Также в ОАО ЦТД «Диаскан» впервые в мировой практике разработаны уникальные комбинированные дефектоскопы. 

Разумеется, мы не останавливаемся на достигнутом. Программа инновационного развития «Транснефти» включает комплекс современных проектов в области внутритрубной диагностики.  Магнитные дефектоскопы, в отличие от существующих, будут выявлять не только поперечно-ориентированные, но и продольно-ориентированные дефекты. 

Создаются приборы для определения положения трубопроводов и измерения их перемещений в процессе эксплуатации, что особенно важно для получения информации о техническом состоянии магистралей, проходящих по местностям со сложными геологическими условиями, болотам, в вечномерзлых грунтах. Плановый срок ввода в эксплуатацию такого прибора – конец 2011 года. 

Идут работы по созданию ультразвуковых ВИП для выявления произвольно-ориентированных трещиноподобных дефектов малой глубины. На сегодняшний день успешно ведется разработка измерительной системы указанного ВИП. 

- Какие задачи стоят перед компанией в сфере информационных технологий?

- В качестве одного из приоритетных направлений в этой сфере Программа инновационного развития определяет совершенствование системы диспетчерского контроля и управления (СДКУ). В 2010 году разработано Техническое задание на единую систему диспетчерского контроля и управления, согласно ему предполагается разделение средств автоматизации административного управления и средств технологического контроля и управления, что повысит надежность работы последних и обеспечит их большую защищенность от несанкционированных воздействий. 

На ТС ВСТО производится внедрение единой СДКУ, предусматривающей автоматическое управление нефтепроводами «с одной кнопки». При возникновении нештатных ситуаций нефтепроводы переводятся в безопасное состояние, осуществляется функция поддержки диспетчера. 

В ходе реализации проекта «ВСТО-2» должны быть воплощены в жизнь инновационные решения, способствующие повышению эффективности и безопасности транспортировки нефти. Среди них можно отметить создание многоуровневой системы защиты нефтепроводов. В нее включены как локальные комплексы противоаварийных защит НПС, так и распределенные системы, работающие на основе гидродинамической модели нефтепровода. К последним относятся системы защиты линейной части нефтепровода от превышения давления, а также системы диагностики и идентификации параметров работы оборудования МН. 

Планируется ввести в действие автоматическое управление всеми режимами работы нефтепровода из единого центра и многоуровневую систему контроля за нормативными параметрами. 

- При сооружении новых магистралей «Транснефть» внедряет инновации не только в сфере технических решений, но и в области природоохранных мероприятий. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

- 12 июля 2010 года Система экологического менеджмента ОАО «АК «Транснефть» прошла ресертификационный аудит, подтвердив свое соответствие требованиям международного экологического стандарта ISO 14001. Получены соответствующие международные сертификаты IQNеt (Международная сертификационная сеть) и DQS (Германия). 

Экологическая стратегия компании предусматривает максимально возможное снижение выбросов парниковых газов в атмосферу, полное исключение сброса загрязненных стоков в поверхностные водные объекты, переработку нефтешламов, снижение выбросов от «дыхания» резервуаров и другие мероприятия. 

Жесткая система производственного экологического контроля обеспечивается силами 48 аккредитованных Росстандартом лабораторий эколого-аналитического контроля, деятельность которых осуществляется в соответствии со специально разработанными регламентами компании. 

Особое внимание АК «Транснефть» уделяет сохранению водной среды и ее обитателей. Совершенно новым шагом является восполнение биологических ресурсов водоемов, зарыбление рек и озер в районах прохождения трассы нефтепроводов. В связи с этим хотелось отметить уникальный инновационный проект, реализуемый в спецморнефтепорту Козьмино. С целью мониторинга влияния производственной деятельности на водные биоресурсы в октябре 2010 года в акватории бухты Козьмина был создан опытный полигон-ферма для выращивания морского гребешка. Проведенные отборы проб морской воды и донных отложений свидетельствуют об отсутствии вредного воздействия на гидробионты и их среду обитания. 

В рамках реализации Программы инновационного развития предполагается участие компании в Технологической платформе «Технология экологического развития». Координатором этого проекта является Всероссийская общественная организация «Русское географическое общество». В качестве вклада в деятельность платформы «Транснефть» планирует представить разработку технологии мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды в местах прохождения нефтепроводов. Кроме того, должны быть созданы новые технологии переработки и утилизации техногенных образований и отходов, снижения риска и уменьшения последствий природных и техногенных катастроф, а также экологически безопасного ресурсосберегающего производства. 

Компания намеревается выступить как разработчиком, так и организатором создания перечисленных новых технологий совместно с предприятиями, институтами Российской академии наук и вузами. 

- Недавно Вы вернулись из поездки на Аляску. Что бы Вы могли сказать о ее итогах?

- Действительно, в конце марта группа специалистов компании познакомилась с работой Трансаляскинского нефтепровода. Отмечу, что как в сфере автоматизации производственных процессов, так и в вопросах экологического контроля мы ни в чем зарубежным коллегам не уступаем. А в чем-то даже превосходим. 

Тем не менее их опыт эксплуатации нефтепровода в сложных природных условиях, прежде всего в зоне вечной мерзлоты, может нам пригодиться, в частности, при реализации проекта «Заполярье – Пурпе».

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Это переводная статья из альманаха № 5 2013 года, вот источники: 1. «OEE Improvement by TPM Imple... Механизм расчета общей эффективности оборудования: пример Jordan Steel Company
Добрый день! Вопрос: почему у Вас в расчете доступности берется операционное время с учетом внеплано... Механизм расчета общей эффективности оборудования: пример Jordan Steel Company
Эта статья 2010 года, тех времён, когда представители Голдрата в России ТОС продвигали и рекламирова... Постоянно улучшать – практическое руководство по управлению производством на основе ТОС
А как насчёт самосвалов как КИО вы применяете какой эффективность вы проявляете? «Карельский окатыш»: 35% – показатель общей эффективности оборудования для экскаваторного парка
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”