Портал "Управление производством" 0 комментариев

Популяризация успешного опыта изготовления моделей социальной направленности студентами технического вуза

Практический опыт проекта команды студентов Хакасского технического института по разработке приборов, предназначенных для помощи людям с ограниченными возможностями.

Автор: Окунева Валентина Семеновна, Хакасский технический институт - филиал ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», старший преподаватель кафедры МиЕД, e-mail: bolgan30@yandex.ru

Согласно воззрениям основоположника понятия «социальное проектирование» американского педагога, философа-идеалиста Джона Дьюи: «…истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества».

Социально-экономические преобразования, рыночные отношения, переживаемые современным обществом, кризис духовно-нравственных ценностей (несоответствие декларируемого приоритета общечеловеческих ценностей и реальной жизни, образовавшимся в обществе дефицитом добра, человеколюбия, чуткого и внимательного отношения к другому человеку, его судьбе), иных причин, прежде всего экономического характера (обвальное сокращение бюджетных ассигнований на социальную сферу и т.д.) ведут к разрушению нравственных оснований и способствовали тому, что в социальной сфере все более заметной становится тенденция социального расслоения. Сегодня остро стоит вопрос моральных норм, ценностей, традиций, пробуждения доброй воли, сопереживания, милосердия и гражданской ответственности общества, нахождения путей решения существующих социальных проблем, так как в культуре общества образовались “пустоты”, не заполненные нравственными ценностями и усилиями духовного самостроительства.

Для нас со студентами представляют интерес наименее защищенные социально-ослабленные категории и группы населения – инвалиды и люди с ограниченными возможностями. Всесторонняя диагностика социальных проблем привела к пониманию, что службы социального обеспечения не в состоянии решить проблемы инвалидов.

Характерная для этой категории проблемная ситуация заключается прежде всего в социально-психологической неадаптированности инвалидов, их отверженности социумом и возникающих на этой почве чувства тревожности, незащищенности, комплекса неполноценности. Первый источник этих проблем – финансовая сторона вопроса: на проекты социальной направленности выделяются весьма ограниченные денежные средства. Во главу угла здесь встает вопрос получения максимального социального эффекта от внедрения. Второй источник проблем – определенные нарушения, ограничивающие возможности человека (трудности, связанные с контролем за своим поведением, ограниченные способности к самообслуживанию, передвижению, обучению, способности самостоятельно ориентироваться в окружающей среде, осуществлять трудовую деятельность, устанавливать оптимальные контакты с другими людьми и др.). Но есть еще одна сторона проблемной ситуации – негативное отношение здоровых людей к инвалидам. Социологические исследования показывают, что отношения эти носят характер “доминирования-подчинения” и порождают противоречивые чувства – с одной стороны, неприятие или даже враждебность, с другой – симпатию и сочувствие.

Сущность гуманного общества – помочь человеку быть общественным, способствовать:

  • преодолению социально-ролевой ограниченности человека;
  • развитию эмпатии, чувства сострадания, чуткости, отзывчивости, сопереживания;
  • изменению установки детей и подростков по отношению к инвалидам (убеждение, что человек с дефектом имеет право быть принятым в общество таким, какой он есть);
  • воспитанию способности принимать и ценить людей с физическими и умственными недостатками.

Но мало знать, что есть добро, справедливость, милосердие – каждому человеку надо как бы заново открыть эти ценности для себя в процессе духовного самостроительства, надо осуществлять эти ценности в условиях повседневности.

Эти задачи я и решала, собрав студентов Хакасского технического института в команду для реализации проектов социальной значимости. Анализ ситуации способствовал поиску и разработке вариантов решений по минимизированию совокупной стоимости приборов, предназначенных для помощи людям с ограниченными возможностями. При этом учитывалось, что через прикладное творчество, используя методы конструирования, проектирования, у студентов появляется реальная возможность личностной осознанности, милосердия, сопереживания, зарождается желание решения существующих социальных проблем, приобретается опыт социального партнерства, формируется социальная перспектива.               

Исполнение данного проекта заняло 2 года, в результате были созданы модели: перчатки, усиливающей мышечную силу руки; многоцелевой руки – манипулятора; вспомогательного средства передвижения (скелет).

Обоснование возможности реализации на практике, научный, экономический и социальный эффект от данных предложений:

Изготавливая данные модели, не требующие больших финансовых вложений, ставили перед собой задачу: реальными действиями способствовать внедрению не дорогих устройств, тем самым осуществлять содействие инвалидам и людям с ограниченными возможностями, проникая в истоки затруднений, которые часто остаются за гранью нашего внимания.

Характеристики практической части разработанных моделей социальной направленности

1. Модель перчатки, усиливающей мышечную силу руки

Назначение модели перчатки, усиливающей мышечную силу руки:

  • посттравматическая социализация человека, связанная с изменением (обогащением) ограниченного двигательного поведения;
  • достигается большая стабильность, ритм и точность движений;
  • помогает нормализовать мышечный тонус, так как берет на себя нагрузку руки самого человека и постороннюю нагрузку;
  • способствует общению с окружающим миром;
  • дает возможность получать опыт движения и восприятия;
  • стимулирует собственную физическую активность;
  • формирование способности настраиваться на движения, которая отсутствует у некоторых детей с церебральным параличом. Этим детям наряду со стимуляцией осознания собственного тела зачастую нужна также помощь для поддержки его организации.

Ниже на рисунках приведены фото изготовленных моделей.

Модель №1 перчатки, усиливающей мышечную силу руки

Рис.1. Модель №1 перчатки, усиливающей мышечную силу руки

 Модель №2 перчатки, усиливающей мышечную силу руки

Рис.2. Модель №2 перчатки, усиливающей мышечную силу руки

Стимуляция может повысить общий уровень возбуждения и готовность человека к ответу. Человек «просыпается», сосредотачивается на себе и организует свое тело. Он концентрирует свои способности самостоятельно воспринимать, оказывать влияние на окружающий мир, проявлять активность или принимать предложенное взаимодействие. Человек имеет возможность вступать в интерактивное общение.

Описание приспособления:

  • Источник питания – аккумулятор 3,6 В.
  • Время работы на одной зарядке – 4-5ч.
  • Масса перчатки – 230г.
  • Материал – рама из хромированной стали , толщина панелей 2-3 мм.
  • Шарниры – сталь
  • Сила сжатия – до 30 Н.

2. Модель многоцелевой руки – манипулятора

Назначение многоцелевой модели руки – манипулятора:

  • способствует общению с окружающим миром;
  • данное вспомогательное приспособление дает возможность переносить груз на расстояние.

Описание приспособления:

  • Источник питания аккумулятор - 6в
  • Время работы на одной зарядке – 4-5ч.
  • Масса руки манипулятора– 500г.
  • Материал – рама из алюминия и деревянной подставки, толщина панелей 2-3 мм.
  • Сила сжатия – до 2-4 Н.

Ниже на рисунках приведены фото изготовленных моделей многоцелевой руки – манипулятора.

Модель многоцелевой руки – манипулятора №1

Рис.3. Модель многоцелевой руки – манипулятора №1

Модель многоцелевой руки – манипулятора №2

Рис.4. Модель многоцелевой руки – манипулятора №2

Организация и движение модели поддерживается во времени и пространстве стимуляцией, производимой при помощи ручных джойстиков.

3. Модель вспомогательного средства передвижения (скелет)

Человек с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата сталкивается с бытовыми трудностями. С возрастом все эти проблемы могут усугубиться. К сожалению, общество не уделяет должного внимания удешевлению различных вспомогательных средств и приспособлений опорно-двигательного аппарата. Перед больными людьми часто возникает финансовый вопрос дороговизны. Нами разработана модель не дорогого вспомогательного приспособления, которое будет помогать человеку, повысит его активность. Помимо реабилитации и упражнений для пациентов, которые имеют шанс восстановить свою нормальную форму, скелет сможет помочь людям с ослабленной мускулатурой. Скелет создает сонаправленное усилие и позволяет поднимать и переносить тяжелые грузы, не утомляясь. Человек получает возможность приобретать новый сенсомоторный опыт (ДЦП), обретает самостоятельность и, тем самым, создаются предпосылки для дальнейшего развития во всех сферах.

Назначение данного устройства:

  • улучшает ощущение собственного тела;
  • посттравматическая социализация человека, связанная с изменением (обогащением) ограниченного двигательного поведения;
  • помогает освоить новые движения;
  • достигается большая стабильность, ритм и точность движений;
  • помогает нормализовать мышечный тонус, так как берет на себя нагрузку самого человека и постороннюю нагрузку;
  • способствует общению с окружающим миром;
  • дает возможность получать опыт движения и восприятия;
  • стимулирует собственную физическую активность;
  • формирование способности настраиваться на движения, которая отсутствует у некоторых детей с церебральным параличом. Этим детям наряду со стимуляцией осознания собственного тела зачастую нужна также помощь для поддержки его организации.

Ниже на рисунках приведены фото изготовленных моделей вспомогательного средства передвижения (скелет 1 и скелет 2)

Модель вспомогательного средства передвижения (скелет 1)

Рис. 5. Модель вспомогательного средства передвижения (скелет 1)

Стимуляция может повысить общий уровень возбуждения и готовность человека к ответу. Человек имеет возможность вступить в интерактивное общение. Данное вспомогательное приспособление дает возможность переносить груз на расстояние.

Описание приспособления:

  • Организация и движение тела поддерживается во времени и пространстве стимуляцией, производимой при помощи ручных джойстиков.
  • Масса вспомогательное приспособление от 4 – 6кг, в зависимости от источника питания. Источник питания – батареи свинцовые, никель – кадмиевые.
  • Вспомогательное приспособление берет на себя нагрузку самого человека и постороннюю нагрузку до 20 кг.
  • Стойки (рама, каркас) изготовлены из алюминиевых трубок.
  • Два электродвигателя. Ток – 11А, Напряжение 18В.
  • Кривошипно – шатунный привод.
  • Два пневмоцилиндра.
  • «Стопы» крепятся на пружинах.

Модель вспомогательного средства передвижения (скелет 2)

Рис. 6. Модель вспомогательного средства передвижения (скелет 2)

Данное вспомогательное приспособление доступно в изготовлении, не сложно в применении. Данное вспомогательное приспособление дает возможность самостоятельно передвигаться людям с тяжелыми и множественными нарушениями, несмотря на их значительные ограничения.

Вывод

Все разработанные модели имеют главное преимущество – они не дороги по стоимости и доступны наименее защищенным социально-ослабленным категориям и группам населения. Как правило, принятие решения о реализации инвестиционного проекта основано на его экономических результатах (чистой современной стоимости, индексе доходности, периоде окупаемости), в данном случае доказательства наличия социального эффекта могут послужить важным доводом в пользу проектов, носящих социальный характер. Деятельность на благо людей приносит моральное удовлетворение, так как выходит за рамки досуга и ориентирует на переход к проектированию процессов развития культуры в широком смысле этого слова, помогает видеть будущее в продолжении разработки социальных проектов, способствует дальнейшему обретению опыта социального партнерства, способствует развитию творческих способностей. Не менее важно, что именно студенчество может рассматриваться той социальной силой, которая должна быть заинтересована в разрешении проблем социально незащищенных слоев общества, рамки проектов социальной направленности позволяют преодолеть ведомственную разобщенность, объединить усилия различных субъектов и учреждений (культуры, досуга, образования, спорта и т.д.) вокруг единой цели и более эффективно использовать ресурсы каждого из них.

 

Список использованной литературы:

  1. Калмет Ю. Жилая среда для инвалида. М. 1990.
  2. Нормализация жизни в закрытых учреждениях для людей с интеллектуальными и другими функциональными нарушениями: теоретические основы и практический опыт/Пер. со шведск. А.Львовского; Сост., и ред. И автор предисл. К. Грюневальд. - СПб.:Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, 2003.
  3. Нэнси Р. Финни. Уход за ребенком с церебральным параличом: Кн.для родителей/Пер. с англ. И.Титова, М.Володькин. - Мн.: Минск-тип. проект, 2003.
  4. http://www.fpb-belarus.org/publ/Vspomogat.pdf
0 комментариев
Отправить
обсуждения
рейтинг тех, кто больше всех освоил денег (уверен, что об откатах речь не шла) и ни слова про увелич... Итоги рейтинга «Лидеры информационных технологий для промышленности – 2024»
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”