Практический опыт проекта команды студентов Хакасского технического института по разработке приборов, предназначенных для помощи людям с ограниченными возможностями.
Автор: Окунева Валентина Семеновна, Хакасский технический институт - филиал ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», старший преподаватель кафедры МиЕД, e-mail: bolgan30@yandex.ru
Согласно воззрениям основоположника понятия «социальное проектирование» американского педагога, философа-идеалиста Джона Дьюи: «…истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества».
Социально-экономические преобразования, рыночные отношения, переживаемые современным обществом, кризис духовно-нравственных ценностей (несоответствие декларируемого приоритета общечеловеческих ценностей и реальной жизни, образовавшимся в обществе дефицитом добра, человеколюбия, чуткого и внимательного отношения к другому человеку, его судьбе), иных причин, прежде всего экономического характера (обвальное сокращение бюджетных ассигнований на социальную сферу и т.д.) ведут к разрушению нравственных оснований и способствовали тому, что в социальной сфере все более заметной становится тенденция социального расслоения. Сегодня остро стоит вопрос моральных норм, ценностей, традиций, пробуждения доброй воли, сопереживания, милосердия и гражданской ответственности общества, нахождения путей решения существующих социальных проблем, так как в культуре общества образовались “пустоты”, не заполненные нравственными ценностями и усилиями духовного самостроительства.
Для нас со студентами представляют интерес наименее защищенные социально-ослабленные категории и группы населения – инвалиды и люди с ограниченными возможностями. Всесторонняя диагностика социальных проблем привела к пониманию, что службы социального обеспечения не в состоянии решить проблемы инвалидов.
Характерная для этой категории проблемная ситуация заключается прежде всего в социально-психологической неадаптированности инвалидов, их отверженности социумом и возникающих на этой почве чувства тревожности, незащищенности, комплекса неполноценности. Первый источник этих проблем – финансовая сторона вопроса: на проекты социальной направленности выделяются весьма ограниченные денежные средства. Во главу угла здесь встает вопрос получения максимального социального эффекта от внедрения. Второй источник проблем – определенные нарушения, ограничивающие возможности человека (трудности, связанные с контролем за своим поведением, ограниченные способности к самообслуживанию, передвижению, обучению, способности самостоятельно ориентироваться в окружающей среде, осуществлять трудовую деятельность, устанавливать оптимальные контакты с другими людьми и др.). Но есть еще одна сторона проблемной ситуации – негативное отношение здоровых людей к инвалидам. Социологические исследования показывают, что отношения эти носят характер “доминирования-подчинения” и порождают противоречивые чувства – с одной стороны, неприятие или даже враждебность, с другой – симпатию и сочувствие.
Сущность гуманного общества – помочь человеку быть общественным, способствовать:
Но мало знать, что есть добро, справедливость, милосердие – каждому человеку надо как бы заново открыть эти ценности для себя в процессе духовного самостроительства, надо осуществлять эти ценности в условиях повседневности.
Эти задачи я и решала, собрав студентов Хакасского технического института в команду для реализации проектов социальной значимости. Анализ ситуации способствовал поиску и разработке вариантов решений по минимизированию совокупной стоимости приборов, предназначенных для помощи людям с ограниченными возможностями. При этом учитывалось, что через прикладное творчество, используя методы конструирования, проектирования, у студентов появляется реальная возможность личностной осознанности, милосердия, сопереживания, зарождается желание решения существующих социальных проблем, приобретается опыт социального партнерства, формируется социальная перспектива.
Исполнение данного проекта заняло 2 года, в результате были созданы модели: перчатки, усиливающей мышечную силу руки; многоцелевой руки – манипулятора; вспомогательного средства передвижения (скелет).
Обоснование возможности реализации на практике, научный, экономический и социальный эффект от данных предложений:
Изготавливая данные модели, не требующие больших финансовых вложений, ставили перед собой задачу: реальными действиями способствовать внедрению не дорогих устройств, тем самым осуществлять содействие инвалидам и людям с ограниченными возможностями, проникая в истоки затруднений, которые часто остаются за гранью нашего внимания.
Назначение модели перчатки, усиливающей мышечную силу руки:
Ниже на рисунках приведены фото изготовленных моделей.
Рис.1. Модель №1 перчатки, усиливающей мышечную силу руки
Рис.2. Модель №2 перчатки, усиливающей мышечную силу руки
Стимуляция может повысить общий уровень возбуждения и готовность человека к ответу. Человек «просыпается», сосредотачивается на себе и организует свое тело. Он концентрирует свои способности самостоятельно воспринимать, оказывать влияние на окружающий мир, проявлять активность или принимать предложенное взаимодействие. Человек имеет возможность вступать в интерактивное общение.
Описание приспособления:
Назначение многоцелевой модели руки – манипулятора:
Описание приспособления:
Ниже на рисунках приведены фото изготовленных моделей многоцелевой руки – манипулятора.
Рис.3. Модель многоцелевой руки – манипулятора №1
Рис.4. Модель многоцелевой руки – манипулятора №2
Организация и движение модели поддерживается во времени и пространстве стимуляцией, производимой при помощи ручных джойстиков.
Человек с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата сталкивается с бытовыми трудностями. С возрастом все эти проблемы могут усугубиться. К сожалению, общество не уделяет должного внимания удешевлению различных вспомогательных средств и приспособлений опорно-двигательного аппарата. Перед больными людьми часто возникает финансовый вопрос дороговизны. Нами разработана модель не дорогого вспомогательного приспособления, которое будет помогать человеку, повысит его активность. Помимо реабилитации и упражнений для пациентов, которые имеют шанс восстановить свою нормальную форму, скелет сможет помочь людям с ослабленной мускулатурой. Скелет создает сонаправленное усилие и позволяет поднимать и переносить тяжелые грузы, не утомляясь. Человек получает возможность приобретать новый сенсомоторный опыт (ДЦП), обретает самостоятельность и, тем самым, создаются предпосылки для дальнейшего развития во всех сферах.
Назначение данного устройства:
Ниже на рисунках приведены фото изготовленных моделей вспомогательного средства передвижения (скелет 1 и скелет 2)
Рис. 5. Модель вспомогательного средства передвижения (скелет 1)
Стимуляция может повысить общий уровень возбуждения и готовность человека к ответу. Человек имеет возможность вступить в интерактивное общение. Данное вспомогательное приспособление дает возможность переносить груз на расстояние.
Описание приспособления:
Рис. 6. Модель вспомогательного средства передвижения (скелет 2)
Данное вспомогательное приспособление доступно в изготовлении, не сложно в применении. Данное вспомогательное приспособление дает возможность самостоятельно передвигаться людям с тяжелыми и множественными нарушениями, несмотря на их значительные ограничения.
Все разработанные модели имеют главное преимущество – они не дороги по стоимости и доступны наименее защищенным социально-ослабленным категориям и группам населения. Как правило, принятие решения о реализации инвестиционного проекта основано на его экономических результатах (чистой современной стоимости, индексе доходности, периоде окупаемости), в данном случае доказательства наличия социального эффекта могут послужить важным доводом в пользу проектов, носящих социальный характер. Деятельность на благо людей приносит моральное удовлетворение, так как выходит за рамки досуга и ориентирует на переход к проектированию процессов развития культуры в широком смысле этого слова, помогает видеть будущее в продолжении разработки социальных проектов, способствует дальнейшему обретению опыта социального партнерства, способствует развитию творческих способностей. Не менее важно, что именно студенчество может рассматриваться той социальной силой, которая должна быть заинтересована в разрешении проблем социально незащищенных слоев общества, рамки проектов социальной направленности позволяют преодолеть ведомственную разобщенность, объединить усилия различных субъектов и учреждений (культуры, досуга, образования, спорта и т.д.) вокруг единой цели и более эффективно использовать ресурсы каждого из них.