0 комментариев

Инвестиции в скорость

Лучшая защита от копирования продукта конкурентами – ускорение собственного инновационного цикла. Поэтому бизнес компании 3M построен вокруг технологических платформ, которые легко адаптируются к меняющимся рыночным условиям

Игорь Макаров, автор «Эксперт Северо-Запад», «Менеджмент роста»

Источник «Менеджмент роста» №1 (03)

Лучшая защита от копирования продукта конкурентами – ускорение собственного инновационного цикла. Поэтому бизнес компании 3M построен вокруг технологических платформ, которые легко адаптируются к меняющимся рыночным условиям.

Многоотраслевая производственная корпорация 3М (Minnesota Mining and Manufacturing) – одна из старейших в США, ей почти сто лет. Пережила она и депрессию 1930−х, и бум 1950−х, и все кризисы 1990−х, заслужив репутацию живой легенды инновационного сектора Америки. О том, как корпорация управляет инновационными процессами в наши дни, корреспонденту МР рассказывают руководитель отдела корпоративного маркетинга «3М Россия» Ирина Кравец и технический директор компании Александр Путилин.

Защищено от подделок

– Отличается ли внедрение инноваций сегодня от аналогичной работы 10 лет назад?

И.К.: Происходит эволюция взглядов на процесс инноваций. Если в начале и даже середине прошлого века речь шла о том, что рождение новых идей – спонтанный процесс, то к концу XX века менеджмент пришел к тому, что этим процессом можно управлять. Если вы посмотрите программы западных и российских бизнес-школ, то заметите целый ряд предметов по управлению знаниями и созданию инноваций. Это, конечно, не случайно.

– Когда компания Sony вывела на рынок аудиоплеер Walkman, конкурентам понадобилось несколько лет, чтобы освоить эту технологию. Сегодня процессы копирования происходят гораздо быстрее. Что, на ваш взгляд, труднее всего или даже невозможно скопировать?

И.К.: Приведу пример. Компания 3М в свое время была пионером в создании cветовозвращающих материалов (их используют в производстве одежды для детей, дорожных рабочих и так далее). Естественно, через какое-то время этот продукт начали воспроизводить китайские и корейские компании. Он почти ничем не отличался от нашего. Ничем, кроме того, что после нескольких циклов стирки ткань рассыпалась. Когда мы анализировали, почему это происходит, выяснилось, что дело в технологии производства. У компании 3М множество точек контроля качества продукции. Это дорогостоящая компьютерная система контроля. Вложить средства в такую систему для копирующей компании значит серьезно увеличить себестоимость.

А.П.: Обладание уникальным продуктом и уникальными технологиями производства автоматически дает преимущества. А вообще самый лучший способ защиты от копирования – это ускорение своего технологического цикла, инновационного процесса. Компания 3М в прошлом году потратила около 2 млрд долларов на исследования и разработки. Во многом это вложения в ускорение инновационного цикла.

Товары уходят – платформы остаются

– За счет чего можно ускорить инновационный цикл?

А.П.: Системный подход, капиталовложения, люди. Берите лучших, мотивируйте их, создавайте атмосферу открытости и творчества. «Найдите правильных людей и оставьте их в покое. Они все сделают сами», – говорил основоположник 3M Уильям Макнайт. В компании действует правило, согласно которому специалисты, работающие в технической поддержке и в научных исследованиях, 15% своего рабочего времени, то есть шесть-семь часов в неделю, могут тратить на то, что считают нужным. За счет этого мы административно поддерживаем дух предпринимательства, который не позволяет компании стареть.

– У любой компании – и 3М не исключение – ресурсы ограничены. Вместе с тем потребности клиентов все время меняются. Как создавать новое, не распыляя ресурсов?

А.П.: Согласно нашей инновационной стратегии, не менее 30% продаж должны составлять продукты, выведенные на рынок в течение последних пяти лет. У 3М сейчас около 60 тыс. товарных позиций, сотни товарных платформ и всего примерно 30 платформ технологических. Товары приходят и уходят, а платформы остаются, они надежно защищены. Если товар окажется невостребованным на рынке, должна быть возможность быстро перейти к производству новых продуктов, но остаться на одной технологической платформе.

И.К.: Такой подход дает возможность укрепить позицию на своих основных рынках или же найти новые. Одни и те же технологии могут работать на разных рынках. Например, микрорепликация – известная технология 3М, позволяющая создавать материалы одинаковой структуры на микроуровне, используется в медицине, в охране труда, в производстве абразивных материалов. Везде было применено умение компании воспроизводить одинаковые миниатюрные объекты.

Видеть возможности

– Как формируются заказы на новый товар?

И.К.: Есть две стратегии поведения компании. Можно делать продукт исходя из потребностей рынка. Можно делать продукт исходя из своих технологических возможностей. В большинстве продуктов 3М, наверное, сочетаются эти два подхода – учет технологических возможностей и учет потребностей рынка. Стикеры Post-it® – хороший пример сплава маркетинговых и технологических инноваций. То, за счет чего этот листочек клеится и не оставляя следов отклеивается, обеспечивается большим количеством технологических решений, они просто остаются за кадром. В то же время продукт завоевал такую популярность благодаря видению потенциального рынка, которым обладали его создатели.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Толковая статья автора-практика. Полная версия - в крайнем номере альманаха "Управление произво... Из личного опыта: как вовлечь сотрудников в процесс непрерывного совершенствования
Никакая программа не позволяет "выявлять причины брака", только сигналы об изменениях в пр... За качество берётся статистика: SPC на «КАМАЗе»
Добрый день, Статистическое управление процессами - это не сравнение контролируемых значений с г... За качество берётся статистика: SPC на «КАМАЗе»
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”