0 комментариев

Инноваторы из BASF

В начале этого года немецкий химический концерн BASF SE завершил реструктуризацию бизнеса «под целевую аудиторию», объединив часть своих подразделений в шесть укрупненных сегментов. Изменения в бизнес-структуре связаны с тем, что BASF намерен сократить производственные затраты, а также более быстро и эффективно реагировать на запросы покупателей своей продукции.

Журнал «Сибур сегодня» 2008 http://www.sibur.ru

Наталья ГОТОВА

 

В начале этого года немецкий химический концерн BASF SE завершил реструктуризацию бизнеса «под целевую аудиторию», объединив часть своих подразделений в шесть укрупненных сегментов. Изменения в бизнес-структуре связаны с тем, что BASF намерен сократить производственные затраты, а также более быстро и эффективно реагировать на запросы покупателей своей продукции.

 

Восставший из руин 

Шестого апреля 1865 года в немецком городе Людвигсхафен открылась фабрика по производству красителей из каменноугольной смолы и соды — Badische Anilin und Soda Fabrik, сокращенно BASF. Сейчас на месте провинциальной анилиновой фабрики вырос гигантский производственный комплекс площадью более 7 тыс. кв. м, объединяющий 250 химических заводов и сотни лабораторий, технических центров, мастерских и офисов. Операционная деятельность BASF уже давно не ограничивается одной fatherland — предприятия транснационального концерна раскиданы по всему миру и производят десять тысяч видов продукции, среди которой — химикаты, спецхимикаты, пластмассы, продукты для сельского хозяйства, продукция тонкой химии, а также занимаются добычей нефти и природного газа. Помимо Людвигсхафена самые крупные производственные центры концерна расположены в бельгийском Антверпене и китайском Нанцзине (комплекс в КНР контролируется совместно с SINOPEC). По итогам 2007 года годовой оборот компании составил $58 млрд.

Но вернемся в ХIХ век. Сто сорок три года назад Badische Anilin und Soda Fabrik вывел на рынок анилиновые красители — красные ализарин и эозин, желтый аурамин и метиленовую синь. К концу ХIХ века BASF начал выпускать азокрасители (на основе окрашенных азосоединений) и другие синтетические красящие вещества. Ученые BASF потратили 18 млн золотых марок и семнадцать лет на синтез химических соединений, которые давали бы цвет индиго. В 1897 году исследования увенчались успехом. А через четыре года BASF пошел еще дальше — был синтезирован светопрочный и водостойкий индантреновый краситель, который позже вытеснил индиго при процессах окраски и печати. 

В начале ХХ века немецкий производитель красок решил расширить сферу деятельности за счет производства азотных удобрений. В 1908—1912 годах немецкие химики Фриц Габер и Карл Бош разработали технологию получения аммиака методом прямого синтеза из атмосферного азота и водорода. Благодаря появлению нового сырья немецкие химики могли получать азотную кислоту и разнообразные соединения азота, в том числе азотные удобрения. В 1913 году BASF открыл в городе Оппау завод по производству аммиака, а через год основал свой первый центр по производству сельскохозяйственной химии в Лимбургерхофе. 

В двадцатые годы прошлого века потребители вошли во вкус езды на автомобиле, и автопром начал развиваться стремительными темпами. Немецкий химический концерн мгновенно сориентировался и начал разработку и производство различной продукции для автопрома с использованием технологий высокого давления. Инвестиции направлялись в разработку различных видов топлива (в частности, гидрогенизированного угля), синтетического каучука и лакокрасочных покрытий. В 1927 году BASF начал производить автомобильный бензин, в 1930-м создал синтетический каучук Buna и совместно с AEG разработал первый в мире магнитофон. 

В тридцатых годах BASF объединилась с другими ведущими химическими концернами — Hoechst и Bayer и еще тремя отраслевыми компаниями в холдинг IG Farbenindustrie AG. Однако мощный рывок объединенных компаний к новым достижениям в области химической индустрии был остановлен приходом к власти Адольфа Гитлера, который заставил BASF работать на нужды военной экономики, а работавших в концерне мужчин заставил отправиться на войну, уступив свое место женщинам и военнопленным. Российская и американская авиация периодически бомбардировала стратегически важные промышленные объекты гитлеровской Германии, не стали исключением и заводы BASF, которые подверглись шестидесяти пяти налетам и к концу войны превратились в руины, которые оккупировали американские войска. Затем BASF долгое время восстанавливал производство и в качестве независимой компании возродился только в 1952 году. Теперь бывшая фабрика красителей решила попробовать свои силы и в новомодном сегменте производства пластмасс. И на этот раз BASF успела одной из первых начать исследовательские работы в этой области. Одна из находок компании, перлон, или нейлон, стала в пятидесятые годы лидером продаж. Кроме того, концерн наладил выпуск полистирола, полиэтилена и стиропора — твердой пены с высоким содержанием воздуха. Легкий материал с высокими изоляционными качествами стал очень популярен в строительстве и в качестве упаковочного материала при транспортировке хрупких грузов и свежезамороженных продуктов. 

С шестидесятых годов прошлого века BASF ведет международную экспансию, строит предприятия в Европе, США (в 2001 году совместно с Petrofina BASF возвел в техасском городе Порт-Артуре самую большую в мире паровую крекинг-установку), Южной Америке и Азии, а в 80-е начал покорять Юго-Восточную Азию и Ближний Восток. Сейчас у химического концерна есть крупные производства в Китае и Малайзии. 

В 2006 году BASF инвестировал в развитие бизнеса более $7 млрд. За $4 млрд был куплен американский производитель пигментов и катализаторов для автопрома, нефтепереработки и химпрома — Engelhard, за $2,7 млрд — принадлежавшее немецкой компании Degussa подразделение по производству химикатов для строительной отрасли и за $400 млн — компания Johnson Polymer, специализирующаяся на производстве связующих для материалов на водной основе.

 

Инвестиции в урожай 

Начало ХХI века BASF отметил новыми достижениями. В 2000 году европейский концерн приобрел части бизнеса у американской American Home Products Corp. И в результате вдвое увеличил производство средств защиты растений. А покупка у японской Takeda Chemical Industries Ltd витаминного бизнеса позволила BASF стать вторым в мире производителем витаминов. 

Кроме того, концерн стал инвестировать в развитие растительных биотехнологий и предполагает потратить на научные разработки $270 млн за три года. В 1998 году химический холдинг совместно со шведским производителем зерна Svalof Weibull основал исследовательский центр BASF Plant Science, который координирует исследовательскую деятельность BASF на предприятиях в Германии, Швеции, США и Канаде. Сейчас в центре работают более пятисот сотрудников. В мае прошлого года концерн приобрел контроль над бельгийской компанией CropDesign, специализирующейся на выделении генов, которые отвечают за повышение урожайности и засухоустойчивости и улучшение питательной ценности кукурузы и риса. Сейчас CropDesign вошла в состав BASF Plant Science. Эксперты отмечают, что BASF опять очень удачно выбрал инновационную нишу повышения урожайности сельскохозяйственных культур. Год назад представители компании отмечали бурный рост населения Земли, которое к 2020 году может превысить восемь миллиардов (на полтора миллиарда больше, чем сейчас): «Учитывая, что сроки разработки новых растительных биотехнологий составляют двенадцать-пятнадцать лет, у нас совсем не остается времени для раздумий». После того как в 2007 году в мире начали использовать посевные площади под выращивание биологического топлива и в результате этого резко возросли цены на произведенное из зерна продовольствие (яйца, мучные изделия, молочные, мясные), стало ясно, что у химического концерна осталось еще меньше времени, чем его представители предполагали ранее. Наиболее панически настроенные эксперты заговорили об угрозе голода в бедных регионах земного шара. 

Правда, в области биотехнологий у BASF возникают некоторые сложности. Так, в марте этого года информагентства сообщили о том, что концерн отложил культивирование генетически модифицированного картофеля Амфлора до следующего года, потому что не получил одобрения от Еврокомиссии. Глава BASF's Plant Science Ханс Каст предположил, что проволочка возникла по политическим причинам, потому что никаких фактических резонов для запрета не было. Предполагалось начать разводить предназначенный в качестве кормового продукта для животных картофель в Германии, Швеции и Чехии, но в этом году делать посадки уже поздно.

 

Ближе к покупателю 

С 2002 по 2005 год на производственном комплексе в Людвигсхафене BASF начал масштабную реструктуризацию, в результате которой удалось сократить производственные затраты на $480 млн. 

В декабре 2007 года акционеры концерна приняли решение еще об одной реструктуризации. С 1 января этого года BASF Aktiengesellschaft поделен на шесть сегментов — химикаты, пластмассы, функциональные решения, специальные продукты, решения для сельского хозяйства, нефть и газ. По словам председателя совета директоров концерна Юргена Хамбрехта, объединение сходных направлений деятельности по сегментам позволит инвесторам BASF более точно оценивать бизнес концерна, кроме того, новая структура будет способствовать быстрому продвижению продуктов и системных решений BASF на рынок. 

В сегмент специальных продуктов вошли вновь созданное подразделение химикатов для потребительских товаров и фармацевтики, а также подразделения по выпуску акриловых продуктов и дисперсий (ранее — подразделение функциональных полимеров) и специальных химикатов. 

Подразделение химикатов для потребительских товаров и фармацевтики (care chemicals, уходовые химикаты) с годовым объемом продаж в $3 млрд теперь объединяет подразделения по выпуску моющих и чистящих средств и бывшее подразделение тонких химических технологий, выпускающее химикаты для производства продуктов питания, кормов, лекарств и синтетических ароматических веществ. Мотивом для объединения подразделений в единый сегмент, очевидно, стало то, что заказчики продукции BASF — крупные концерны FMCG (fast moving consumer goods — товары массового спроса), как правило, объединяют производство продовольствия, косметики, предметов личной гигиены и фармацевтических товаров. 

Подразделение спецхимии с объемом продаж $2 млрд специализируется, в частности, на выпуске химикатов, применяемых в нефтяной и нефтеперерабатывающей отраслях, при изготовлении покрытий и пластмасс, а также в кожевенном и текстильном производствах.

В состав сегмента «Функциональные решения» входят подразделения по производству катализаторов, строительных химикатов и покрытий для разных отраслей промышленности, в частности автомобилестроения и строительной индустрии.

Произошли изменения и в сегменте пластмасс с плановым ежегодным объемом продаж в $5 млрд. Производство спецпластмасс и пеноматериалов переведено из подразделения производных стирола в подразделение спецполимеров. В BASF объясняют свои действия плановым сокращением инвестиций в производство стандартных стирольных пластиков.

В прошлом году объем продаж BASF достиг почти $58 млрд — на 10% больше, чем в 2006-м, а EBIT (прибыль до вычета налогов) превысила $7,6 млрд, что на 5% выше аналогичного показателя 2006 года. При этом выручка от продаж сегмента химикатов увеличилась почти вдвое — до $14 млрд, в основном за счет приобретения производителя катализаторов Engelhard.

Продажи в сегменте спецхимикатов продемонстрировали рост на 15%, пластмасс — на 6%. Выше показателей прошлого года «выступили» подразделения по производству продуктов для сельского хозяйства и тонкой химии. Производство пищевой продукции, несмотря на сокращение инвестиций, «в минус» тоже не вошло. Некоторое снижение прибыли наблюдалось в результатах работы подразделения по добыче нефти и газа.

 

BASF в России 

В России BASF работает едва ли не с момента основания. Немецкие химики открыли в московских Бутырках фабрику по производству текстильных красителей еще в 1874 году. Компания через свою дочернюю структуру — Wintershall сотрудничает с «Газпромом». Обе компании создали СП «Вингаз», в котором у «Газпрома» 50% плюс одна акция, остальное — у Wintershall. СП построило на территории Германии системы магистральных газопроводов «Сегал» и «Мидал», эксплуатирует одно из крупнейших подземных газовых хранилищ Риден, а также будет принимать участие в строительстве Северо-Европейского газопровода через Балтийское море.

Кроме того, «дочка» BASF владеет долей в «Севергазпроме», которой принадлежит лицензия на разработку Южно-Русского месторождения.

В непосредственно химической отрасли у BASF есть в России несколько совместных предприятий и дочерних компаний. Один из альянсов создан с компанией СИБУР. Немецкий химический концерн и бельгийская Solvay SA создали СП Solvin, ставшее партнером СИБУРа в СП «ООО «РусВинил» по строительству комплекса, который будет производить поливинилхлорид. Предполагается, что на первом этапе будет выпускаться 330 тыс. тонн ПВХ, а в дальнейшем объем производства поливинилхлорида увеличится до 500 тыс. тонн, будет получено также до 260 тыс. тонн этилена в год. В конце прошлого года инвестиционный совет при губернаторе Нижегородской области одобрил заявку дочерней компании СИБУРа — «СИБУР-Нефтехима» на выделение земельного участка под создание сырьевой базы жидких углеводородов мощностью 610 тыс. тонн в год для обеспечения сырьем установки производства этилена ЭП-300.

Кроме того, у BASF есть расположенное в Нижнекамске производство полиуретановых систем ООО «Эластокам», липецкий технический сервис-центр «Певикоат» по производству промышленных лаков, несколько агроцентров. Вместе с купленным у Degussa подразделением по производству химикатов для стройиндустрии BASF достались три производственные площадки в России и странах СНГ, а также проект по строительству предприятия по производству автомобильных катализаторов. Вице-президент BASF Coatings AG доктор Зигфрид Редигер сообщил журналу «СИБУР сегодня», что в январе этого года компания запустила новый завод по производству лакокрасочных покрытий для автопрома в подмосковном Павловском Посаде. Технологии, которые применяет компания, позволяют снизить выбросы вредных веществ в воздух. Клиентами предприятия, по всей вероятности, станут все иностранные автосборочные концерны, которые запланируют в качестве локализации включить окраску кузова.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Еще более 300 других идей вы можете посмотреть здесь – Кайдзен и рацпредложения: примеры из жизни (с... Как «Уралэлектромедь» увеличила выпуск медной катанки на 15 %
От редакции портала - если тема повышения эргономики рабочих мест вам интересна, пишите в комментари... Практические советы по улучшению эргономики рабочего места от Schneider Electric
Просто детский сад на Камазе! Ллойд Добинс (о менеджменте): Но одна часть программы Деминга вряд ... Контроль качества: технологии личной ответственности на «КАМАЗе»
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”