"Ижорец" 0 комментариев

Инновации в современном мире: Фабрика инноваций ОМЗ

О развитии инноваций в современном мире и о роли нового подразделения ОАО ОМЗ – «Фабрики инноваций» в развитии предприятий Группы ОМЗ рассказывает председатель Совета директоров ОАО ОМЗ В.А.Махов.

В наше время инновации являются одной из самых обсуждаемых тем в современном бизнесе. Почему? Ответ очевиден. Во-первых, неослабевающая конкурентная борьба становится жестким драйвером повышения уровня эффективности и действенности компаний, а управление проектами – одним из основных инструментов бизнеса. Во-вторых, компании сталкиваются с растущими ожиданиями со стороны клиентов и потребителей. Эту проблему можно коротко обозначить как то, что покупатели хотят большего за меньшие деньги и желательно побыстрее.

Роль инноваций сложно переоценить. Они являются определяющим фактором экономического роста и богатства. Благодаря инновациям один современный человек в среднем может произвести за час товаров и услуг в денежном выражении в 70 раз больше, чем наши предки, жившие до нашей эры.

Но как происходит этот рост? Его обеспечивают компании, которые внедряют изобретения, превращая их в инновации и изменяя технологический уклад. Например, компания Scania, которая использует так называемый «модулярный подход» при сборке грузовиков – сборку огромного количества моделей из ограниченного набора стандартных компонентов по принципу Lego. Такой подход позволил ей более чем в 50 раз увеличить количество поддерживаемых моделей, снизить время сборки в два раза, сократить запасы в 12 раз. Или конвейер, впервые внедренный на автомобильных заводах Ford. Это было предложение работника завода по имени Эвери, специалиста в области оборудования и станков. Внедрение конвейера с цепным приводом сократило время сборки на 88%, с 12 часов 30 минут в 1913 году до всего лишь 90 минут в 1914 году.

А работают ли такие Эвери, предлагающие инновационные решения, на предприятиях Группы ОМЗ? Я уверен, что да. Для того, чтобы более эффективно выявлять и поддерживать таких людей, мы и запускаем проект «Фабрика инноваций», основная цель которого – поддержка развития и внедрения идей изобретателей и рационализаторов.

Возникает закономерный вопрос: кто в компании должен заниматься инновациями? Мой ответ – каждый сотрудник компании! Нам всем вместе надо создать корпоративную культуру инноваций, которая станет неотъемлемой частью программы развития компании и будет способствовать нашему успеху.

Существует заблуждение, что инновации – это просто новые идеи и ничего более. Однако новая идея сама по себе ничего не стоит, если за нее не бороться и не внедрять. Когда люди доводят идеи до реализации, вот тогда мы можем говорить о новшествах. Поэтому в бизнесе под инновациями понимается коммерческое использование идей. То есть инновация = идея + коммерциализация! Например, Никола Тесла стал изобретателем первого электрического асинхронного двигателя в 1883 году, но инноватором он стал только в 1888 году, когда компанией Westinghouse в США был произведен первый бытовой электроприбор, работающий на принципе Николы Тесла, – небольшой фен мощностью 125 Вт.

Важно отметить, что инновации – это не обязательно что-то принципиально новое, за ними очень часто стоят старые идеи. Например, Apple iPod собран преимущественно на основе чужих технологических решений. Или производственная система компании Toyota Motor, которая является сочетанием существующих методов управления и статистики.

Поэтому общий объем инноваций можно разделить на инновации, касающиеся продукции и услуг (новые или усовершенствованные продукты или услуги); инновации, связанные с процессами (новые пути организации производства и снабжения); маркетинговые инновации (освоение новых рынков или новые средства вывода на рынок продукции и услуг); бизнес-инновации (преобразование бизнеса, изменение модели бизнеса, диверсификация).

Именно поэтому наиболее инновационны те компании, которые планируют инновационную деятельность по всем направлениям, включая ее в развитие собственного бизнеса. Другими словами, планирование инновационной деятельности должно быть включено в традиционное ежегодное планирование, а создаваемая нами «Фабрика инноваций» должна работать постоянно и выдавать свои предложения практически ежедневно.

Генерирование идей – это одна сторона проблемы. Другая – как организовать отбор поступающих идей. На мой взгляд, для этого необходимо определить набор объективных критериев для оценки поступающих предложений, и это единственный путь к отделению менее значимых идей от представляющих интерес. Поэтому в самое ближайшее время через «Фабрику инноваций» мы сделаем так, чтобы все сотрудники компании были ознакомлены с критериями отбора заявок и причинами, по которым эти критерии были установлены. При этом важно, что система установленных критериев время от времени будет проходить тщательное тестирование, поскольку мы действительно хотим, чтобы даже те идеи, которые выходят за рамки привычных представлений, имели право на запуск.

Понятно, что организация процесса инноваций невозможна без соответствующего финансирования. Вопрос: каким должен быть общий объем расходов на инновации? Я уверен, что он должен быть непосредственно связан с основными целями нашей компании, которые устанавливает наш основной акционер Газпромбанк, и в конечном итоге с общей производительностью труда и продуктивностью бизнеса. А эффект от инноваций в связи с ростом прибыльности компании и достижением главных целей бизнеса рассчитывается средствами проект-менеджмента как отдача от инвестиций в инновации (ROII – Return on Innovation Investment).

И в заключение самый главный вопрос: не приведет ли усиленное внимание к инновациям к тому, что будут потеряны из виду рабочие приоритеты сегодняшнего дня? Безусловно, нет. Структурированный подход к инновациям развивает навыки постоянного внимания к совершенствованию процессов и операций, когда все подразделения компании поддерживают инновации, чтобы улучшить продукцию и услуги, найти лучшие пути выхода на рынок, совершенствовать операции и т.д. И все это должно приводить только к улучшению результативности работы и повышению конкурентоспособности нашей Группы.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Если вам есть что рассказать о цифровизации производства вашего предприятия - пишите нам в редакцию ... Как Татнефть автоматизирует систему инноваций на производстве
Нам повезло - для нас экскурсию и дегустацию проводила бывший главный пивовар этого завода, было реа... Промышленный туризм: побывай на пивоварне, которой уже более 155 лет!
Подскажите как понять какая методика лучше всего подходит для товара. Есть например три модели попол... Управление запасами
Толковая статья автора-практика. Полная версия - в крайнем номере альманаха "Управление произво... Из личного опыта: как вовлечь сотрудников в процесс непрерывного совершенствования
Узнайте больше Бережливое производство Сборник уникальных алгоритмов и дорожных карт для внедрения бережливого производства
Бережливое производство