Расскажем про единую отраслевую систему цифровой прослеживаемости в «Росатоме».
В мае 2018 года президент страны провозгласил цифровую трансформацию одной из пяти национальных целей, обязав все госкорпорации обеспечить ее реализацию. Единая экосистема электронного учета продукции — часть этой задачи. В «Росатоме» проект по цифровизации материальных потоков с применением технологий маркировки стартовал в октябре 2020 года. Сейчас в него включены 122 предприятия. Электроэнергетический дивизион лидирует — к проекту присоединились 23 его организации, в том числе все 11 атомных станций, четыре филиала, центральный аппарат и семь дочерних обществ.
Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!
По планам правительства, к 2024 году единая национальная система цифровой маркировки должна охватить все отрасли экономики. Ее внедрение позволит перейти на безбумажные технологии в учете материальных запасов, сократить ручной ввод документов в учетные системы и, главное, повысить прозрачность и эффективность движения материальных потоков во всех отраслях, в том числе в атомной.
Под требования проекта в госкорпорации дорабатывают целевые информационные системы класса ERP. Это позволит создать единое цифровое пространство, которое объединит производственный процесс с системами планирования и учета.
«В перспективе мы должны перевести в цифру информацию обо всем: от бумаги до принтера, от гайки до корпуса реактора, — говорит заказчик проекта, главный бухгалтер «Росатома» Виктория Андриенко. — Цифровизация — это в первую очередь отказ от бумаги, исключение двойного ввода информации. Мы ускоряем процессы при работе с материальными потоками, снижаем нагрузку на персонал, повышаем скорость обработки операций, работаем с государственной маркировкой и получаем другие бонусы в рамках повышения эффективности внутренних процессов. Необходимо понять и принять, что цифровизация — это не просто автоматизация текущих процессов, это их переосмысление».
За ярлыками и накладными порой не видно было самого продукта
Теперь по штрихкодам легко считывается вся информация о продукции
В Единую отраслевую систему цифровой прослеживаемости — ЕОС-Прослеживаемость — стекаются данные о передвижении всех материалов, инструментов и оборудования от поступления в отрасль до выбытия. Смысловая добавка «цифровая» дает представление о методе получения информации об объекте на всех стадиях его жизненного цикла — с помощью электронного обмена данными не только на отдельном предприятии, но и в периметре всей атомной отрасли.
Всем материальным ресурсам, которые участвуют в производственном и управленческом процессах, — материалам, инструментам, оборудованию, — с помощью маркировки присваивается уникальный контрольный (идентификационный) знак — электронная метка. С ее помощью можно легко отследить все передвижения материальных потоков на протяжении долгого времени и расстояния.
Для этого применяют различные современные технологии. Производители для маркировки обычно используют одномерный или линейный штрихкод с вертикальными полосами. В «Росатоме» выполняют маркировку тремя способами. Первый — двухмерный штрихкод DataMatrix с различными вариантами исполнения (наклейка этикетки, печать на маркировочной бирке с последующим креплением, лазерная гравировка), который считывается 2D-сканером.
Второй — уникальный человекочитаемый код (часть цифрового кода DataMatrix), который также наносят ударным способом, с помощью гравировки или печати на маркировочной бирке. И третий — RFID-метка, миниатюрное запоминающее устройство из микрочипа, который хранит информацию об уникальном коде, и антенны для передачи и получения данных. RFID-метка прикрепляется непосредственно на объект или на специальную бирку.
Так выглядел лист передвижения товара раньше
Теперь вся информация хранится в единой системе «Прослеживаемость»
При приемке товара или оборудования от поставщика сотрудник, осуществляющий приемку (на АЭС это управление производственно-технологической комплектации), распечатывает и наклеивает этикетки с кодами маркировки на каждый объект учета. Если при поступлении он уже маркирован кодом «Честный знак» (национальная система маркировки и прослеживания продукции, гарантирующая подлинность и качество товара), наклейка этикеток не требуется.
По коду маркировки фиксируется вся логистическая цепь перемещения предмета: приемка, перемещения на складе и между складами, между предприятиями, передача в производство (эксплуатацию), вплоть до списания или до отгрузки (реализации) готовой продукции.
Штрихкод сканируется при всех логистических операциях, которые фиксируются при помощи терминала сбора данных в системе управления терминалами. Документы приемки, выдачи и инвентаризации формируются в системе ERP автоматически по информации, полученной с терминала сбора данных. Это позволяет в любой момент проверить текущее местонахождение конкретного объекта учета и историю его перемещений в рамках отрасли.
Руководитель проекта в электроэнергетическом дивизионе, глава аппарата генерального директора концерна Светлана Дубровина перечисляет этапы внедрения проекта.
«Вначале мы обкатали систему прослеживаемости на пилотных складах Балаковской и Ростовской станций, по три склада на каждой АЭС. В августе 2022 года ввели ее в промышленную эксплуатацию в рамках концерна. Сейчас идет этап тиражирования в дивизионе, — рассказывает она. — Предстоит работа в тысячах помещений: более 330 складов, около 40 открытых площадок хранения, помещения более 140 цеховых подразделений и так далее. Чтобы достичь цели, нужно реализовать прослеживаемость полного цикла движения сотен тысяч единиц оборудования, средств оснащения и других товарно-материальных ценностей (ТМЦ). Поэтому задачи по оптимизации движения материальных потоков стоят не только перед складами, но и перед производственными цехами, так как прослеживаемость должна покрывать все процессы: приемку, размещение, перемещение, проведение инвентаризации, выдачу в цех (подразделение), движение по цеховым местам хранения, списание использованных материалов при ремонтах. Вот почему, отработав пилотные площадки со складами, мы добавили в проект пилотные цеха».
Председатель управляющего совета проекта в электроэнергетическом дивизионе, заместитель генерального директора по производству и эксплуатации АЭС Андрей Дементьев отмечает, что через единую кодировку возможно обогатить данные производственных систем дивизиона, например, Информационная система поддержки эксплуатации (ИС ПЭ АЭС) — один из ключевых компонентов Цифрового шаблона эксплуатации АЭС.
«Использование единой маркировки поможет нам выстроить общую структуру управления сквозными процессами эксплуатации для идентификации оборудования АЭС. Это исключит двойные трудозатраты, создаст единую цифровую логистическую цепочку и процесс движения материальных потоков внутри предприятия и дивизиона и, самое главное, обеспечит цифровую систему контроля производства», — говорит Андрей Дементьев.
Особое значение маркировка имеет для учета и контроля за оборотом инструментов и оснастки в зонах производства работ со вскрытием оборудования, а также для учета инструментов и ключей при проведении ремонтов. Всем ремонтникам известно, что любой забытый внутри вскрытого оборудования инструмент может повлечь за собой неплановые остановы и простои энергоблока, а как следствие — невыполнение плана по выработке.
По коду маркировки фиксируется вся логистическая цепь перемещения материальных ценностей
Сейчас команды «Росэнергоатома» и партнеров ведут совместное обследование дополнительного функционального объема и развития системы цифровой прослеживаемости.
На Ростовской АЭС, в частности, выполняется передача потоков из системы управления терминалами в систему управления автоматизированным складом № 2: необходимо настроить сигналы о вызове (возврате) ячеек хранения, а также передачу информации о местах хранения, о поступлении (выдаче) ТМЦ.
В доработке находятся также вопросы управления и логистики на складе: управление централизованным завозом ТМЦ, формирование электронных заявок на транспортировку и оформление разрешения на вывоз, оптимизация системы хранения, анализ загруженности площадей складов, построение оптимального маршрута обхода при операциях отбора или инвентаризации и других подобных фишек.
Еще один важный вектор развития ЕОС-Прослеживаемости — выполнение требований безопасности и охраны труда: учет выдачи спецодежды и средств индивидуальной защиты, теперь уже с применением технологий маркировки и цифровых платформенных решений.
Текст: Екатерина Осипова. Фото: Александр Ситенький, Андрей Калашников