Управление производством 0 комментариев

Генеральная репетиция

Практические вопросы по автоматизации ТОиР

Принимая решение об автоматизации ТОиР, руководство любой компании хочет с помощью программного продукта и отработанных на практике методик построить эффективную систему управления ремонтами. Однако существует ряд трудностей, которые могут осложнить и затормозить внедрение системы. Связаны эти проблемы с недостаточной готовностью предприятия к новым принципам работы, которые неизбежно приходится осваивать в процессе внедрения.

 

В большинстве российских компаний первичный учет ремонтов и техобслуживания не налажен – нет единого справочника оборудования, нет систематизированного учета ремонтных работ. Контроль и фиксация данных чаще всего осуществляется вручную. В этом случае простейшая система учета ТОиР дает основу для анализа соответствующих процессов. Однако для внедрения системы требуется ряд подготовительных мер, прежде всего, в изменении подходов к управлению ремонтами.

По словам руководителя проектов EAM компании Datastream Сергея Гореленкова, основные трудности внедрения системы класса EAM связаны с отсутствием данных об оборудовании. «Из-за отсутствия инвентаризационного учета и паспортов на технику приходится практически с нуля строить каталог оборудования, проводить классификацию и создавать нормативы. Часто нет и начальных данных о материальных запасах. Речь идет об отсутствии справочника материалов, использующихся для целей ТОиР. Обычно для загрузки данных применяется справочник бухгалтерии. Но он, как правило, слишком укрупнен и не соответствует требованиям ЕАМ-системы к детализации информации», - утверждает Сергей Гореленков.

Использование бухгалтерской базы основных средств для ТОиР ошибочно. Ведь во многих случаях в бухучете под инвентарным номером числится объект, в котором не один десяток сложных объектов ремонта. Отсюда – путаница и потеря времени при восстановлении корректных данных. Поэтому на подготовительном этапе важно создать базу данных оборудования, которая предполагает описание различной нормативно справочной информации: периодичности выполняемых работ, нормативов трудозатрат, простоя, контролируемых параметров, технических характеристик. Корректная и полная база данных является необходимой основой для внедрения системы управления ТОиР любого типа.

Перед запуском внедрения важно четко определить задачи проекта. Коммерческий директор ООО «Бизнес Технологии» Дмитрий Аникин выделяет три основные задачи, наиболее востребованные руководителями предприятий. Первая – это сокращение издержек. Вложив деньги в проект, топ-менеджер должен знать, каким образом он сможет минимизировать затраты на выполнение работ по ТОиР, и получать оценку связанных с этим рисков. «Руководство хочет получить прозрачные сведения о том, на какие объекты и работы ТОиР уходят большие (а у крупных предприятий просто огромные) деньги, - говорит Дмитрий Аникин. - Почему на ремонты в год надо потратить, к примеру, 300 миллионов, а не 250? Откуда появилась эта сумма? Почему именно на этих объектах надо выполнять ремонтные работы, а не на каких-то других? Как сокращать этот список объектов, если существует заведомо меньший лимит финансирования работ по ремонту и техническому обслуживанию?»

Получать ответы на эти вопросы помогают методики, базирующиеся на критериальной оценке важности объекта ремонта. Они позволяют выводить оценку необходимости выполнения ремонта на оборудовании с учетом множества факторов, таких как:

  • Техническое состояние;
  • Критичность оборудования;
  • Важность подразделения;
  • Экологическая опасность объекта и т.п.

В целом, такие методики позволяют выбирать наиболее значимые и важные работы в пределах установленного лимита финансирования.

Вторая важная задача – материально-техническое снабжение ремонтов. Оно должно базироваться на двух ключевых принципах:

  • Принцип целевого назначения: на ремонт какого оборудования нужны запчасти и материалы;
  • Принцип обоснованности заказа: почему нужно именно столько материалов и запасных частей.

Соблюдение этих принципов обеспечивает прозрачную схему расходов, облегчает планирование мероприятий по ТОиР на длительный период времени, помогает быстро принимать решения по отчетности. 

Наконец, третья задача заключается в оптимальной загрузке персонала, связанного с выполнением работ по ТОиР. Здесь управляющие компаний сталкиваются с рядом трудностей. По словам Сергея Гореленкова, часто низкий уровень ИТ-подготовки техперсонала является серьезным препятствием при реализации проекта. Возникают проблемы и в организации взаимодействия служб, которые не желают отчитываться по схеме, предлагаемой системой управления ТОиР. Здесь важно четко разделить зоны ответственности между корпоративными системами компании. Занимаются этим, как правило, управляющая команда предприятия совместно с подрядчиком-интегратором.

Когда все организационные сложности и препятствия устранены (см. схему), компания может приступить к автоматизации управления ТОиР. «Реальные выгоды от использования системы можно ощутить не раньше, чем через год, - говорит Дмитрий Аникин. – Это период накопления статистики по ремонтам, которая и позволяет оценить эффективность внедренной системы, увидеть, как быстро окупаются инвестиции в нее, и поднять качество управления техобслуживанием и ремонтами до максимального уровня».

Руководство предприятия, которое последовательно прошло путь от подготовки – к внедрению, получает в распоряжение высокоэффективную систему управления ремонтами,  инструмент, с помощью которого оно сможет реализовать ключевые функции ТОиР – планирование, учет и контроль. Обладая аналитическими данными о качестве ремонта и оборудовании, компания обеспечивает прозрачный процесс планирования бюджета на ТОиР по каждому объекту. 

            

В компании «Хлебный дом» (Fazer Group) внедрена система управления ТОиР основного оборудования на трех территориально распределенных площадках. На момент старта проекта нормативно-справочная информация (НСИ) по оборудованию отсутствовала. В рамках проекта было создано решение по сбору и систематизации НСИ на базе системы iMaint EAM. В результате шести месяцев эксплуатации, предприятие, помимо автоматизации планирования и управления ТОиР, получило базу данных с накопленной информацией по основным типам ремонтов и запасных частей. В процессе эксплуатации расширилась информация о структуре основных фондов:  от общего списка оборудования на момент старта проекта – до узлов и сборочных единиц после полугода эксплуатации.

 

В результате внедрения ОАО «Волжский оргсинтез» (одной из крупнейших в Европе химических компаний) EAM-системы iMaint на предприятии создана единая система учета оборудования, планирования ремонтов, материально-технического обеспечения и трудовых ресурсов. Система поддерживает кадровый учет ремонтных служб, проведение диагностик оборудования, закупки, складской учет запчастей и комплектующих. В ходе проекта были собраны и систематизированы сведения о более чем 12 000 единиц оборудования, ставшие основой базы данных информационной системы. Система iMaint внедрена на одном из крупнейших цехов предприятия по производству метионина. За время проекта была развернута полнофункциональная версия системы iMaint, включая такие модули, как «активы», «запчасти и склады», «заявки на работы», «заказ-наряды», «планирование», «закупки и снабжение», «отчеты и графики».

 

Схема организационных мероприятий при автоматизации ТОиР

 

 

 

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Толковая статья автора-практика. Полная версия - в крайнем номере альманаха "Управление произво... Из личного опыта: как вовлечь сотрудников в процесс непрерывного совершенствования
Никакая программа не позволяет "выявлять причины брака", только сигналы об изменениях в пр... За качество берётся статистика: SPC на «КАМАЗе»
Добрый день, Статистическое управление процессами - это не сравнение контролируемых значений с г... За качество берётся статистика: SPC на «КАМАЗе»
Узнайте больше Бережливое производство Сборник уникальных алгоритмов и дорожных карт для внедрения бережливого производства
Бережливое производство