Портал "Управление производством" 0 комментариев

Уралтрансмаш: Переход от модели массового производства к позаказному с помощью систем «Галактика ERP» и «Галактика АММ»

Как с помощью современных систем автоматизации завод полностью подстроился под требование времени: перешел с модели массового производства на позаказное.

Одно из ведущих предприятий холдинга АО «НПК «Уралвагонзавод», объединяющего в себе около 40 промышленных организаций, научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро в России и Европе, АО «Уралтрансмаш» работает с корпорацией «Галактикой» 9 лет. За это время с помощью современных систем автоматизации завод полностью подстроился под требование времени: перешел с модели массового производства на позаказное. Как решалась эта задача? 

Причины перемен

Вопрос автоматизации возник перед руководством предприятия в 2006 году. Ранее на заводе стояла старая советская система, в которой вели бухгалтерский и кадровый учет, а также считали себестоимость. Централизованная обработка данных велась в отделе АСУ. Существовавшая система была рассчитана на массовое производство советских времен с учетом отработанных технологий, централизованного планирования и обеспечения материалами. Но на смену массовому производству пришло позаказное, где работа ведется под конкретного клиента, где на первый план выходят освоение новых изделий и технологий, постоянная борьба за качество каждой выпускаемой единицы. Другая идеология обеспечения конкурентоспособности потребовала другой стратегии автоматизации. 

В первую очередь внимание необходимо было уделить порядку в материальном обеспечении: в складском, бухгалтерском учетах, учете себестоимости, поставке той номенклатуры и тех материалов, которые необходимы. 

Во вторую – фокус сместился на автоматизацию управления производством: снижение дефицита на сборке, ежедневный оперативный контроль выполнения заданий во всех производственно-технологических комплексах (ПТК), партионный контроль движения деталей и сборочных единиц (ДСЕ), фиксацию отклонений и оперативное перепланирование, своевременное обеспечение покупными комплектующими. 

 «Когда я пришел на предприятие, до меня два года выбирали и сравнивали много систем. «Галактика» была одним из претендентов наравне с «1С», SAP, «Парус». Так получилось, что мы попали на одну из ежегодных конференций корпорации, посмотрели на их решения, пообщались с коллегами, ранее работающими с «Галактикой». Нам понравились как функциональные возможности системы, так и подход компании к внедрению. Важным моментом также стало то, что все необходимые доработки, если они нужны, вносятся в базовый функционал, тем самым мы имеем версию системы, поддерживаемую непосредственно вендором. Также в пользу «Галактики» говорило и то, что компания имела сильное региональное отделение в Екатеринбурге, специалисты которого и проводили все проектные работы», – вспоминает Константин Владимирович Татаренков, Директор центра информационных технологий и связи АО «Уралтрансмаш». 

Константин Владимирович Татаренков, Директор центра информационных технологий и связи АО «Уралтрансмаш»

Константин Владимирович Татаренков, Директор центра информационных технологий и связи АО «Уралтрансмаш»

Непростой процесс

Несмотря на то, что «Уралтрансмаш» – производственное предприятие, внедрение началось с решения задач расчета себестоимости с помощью системы «Галактика ERP», а не с оптимизации непосредственно процессов изготовления. Все дело в том, что предприятие получало необходимые данные по стоимостной оценке используемых в процессе производства продукции материалов и трудовых затрат лишь спустя 1,5-2 месяца. Дебиторской и кредиторской задолженностью можно было управлять лишь через 3 месяца. Все это было критично для завода. В то время как производство, автоматизированное на старой системе, работало на момент старта проекта более-менее приемлемо. 

После решения учетных задач руководство «Уралтрансмаша» сконцентрировалось на автоматизации планирования производства в количественном и стоимостном выражении. Новая система должна была быть идеально интегрирована с «Галактикой ERP», которая стала ядром автоматизации предприятия. Вариантов было два: внедрить дополнительный производственный модуль или полноценное новое решение, которое на тот момент недавно вышло на рынок – систему «Галактика АММ». 

«Мы выбрали второе. Скажу сразу, было нелегко. Новое всегда нелегко. Сейчас уже прошла опытно-промышленная эксплуатация, и я могу сказать, что доволен. Мы приняли правильное решение. Было много доработок, мы постоянно и очень активно сотрудничали со специалистами технической поддержки, можно сказать в режиме 24/7. Мы понимали, на что идем, продукт только вышел тогда на рынок и еще не был достаточно обкатан, но надо отдать должное руководству компании. Они делали все возможное, чтобы проект был быстрее реализован, мы чувствовали, что «Уралтрансмаш» для корпорации – приоритетный клиент», – рассказывает Константин Татаренков. 

Силами проектных команд со стороны Уральского отделения корпорации «Галактика» при поддержке специалистов Центрального офиса и «Уралтрансмаша» была проведена тщательная кастомизация системы под заказчика. Она включала в себя консультирование по методологии позаказного управления, доработку интерфейса с целью приблизить его к виду «Галактики ERP», доработку под другие индивидуальные требования, решение вопросов быстродействия. Все пожелания «Уралтрансмаша» были исполнены оперативно и в срок.

Однако были и трудности: на ранней стадии внедрения проектные команды столкнулись с проблемой обеспечения всеми необходимыми данными модуля планирования производства, особенно в части ведения в электронном виде конструкторско-технологических данных (КТД). Данное ограничение не позволяло задействовать сразу все производственные подразделения. В результате чего было решено разделить проект на два целевых состояния (этапа):

  • в рамках первого решались задачи по расчету графиков сборочного производства (планирование которых осуществлялось по укрупненным технологическим описаниям), а также обеспечению этапов финальной сборки изделий комплектующими. Наряду с этим проводилось наполнение БД в части ведения КТД; 
  • в рамках второго этапа решались задачи формирования номенклатурных планов для всех ПТК, анализа результатов планирования по срокам, объемам и ресурсам, управления межцеховыми передачами, контроля степени комплектации заказов, позаказного учета движения товарно-материальных ценностей (ТМЦ) в производстве, контроля сроков запуска/выпуска операций. 

Результаты и дальнейшие планы

Одним из экономических эффектов внедрения «Галактики АММ» стало влияние на незавершенное производство – по сути замороженные оборотные средства. Функционал системы предусматривает реализацию вытягивающего планирования под графики финальной сборки изделий, то есть «Галактика АММ» не планирует производство и не позволяет выдать со складов материал под заказы, которые не требуются, либо не приоритетны. Кроме того, она позволяет вовлечь в процесс т.н. свободные остатки. Благодаря грамотному управлению высвобождается часть оборотных средств. 

«К примеру, если у нас незавершенного производства один миллиард, и мы научились им управлять и снижать объем на 10%, то это сразу освобождает нам сто миллионов оборотных средств. И в этом нам помогает система. До того как она появилась, мы видели из данных АСУ, что у нас незавершенного производства на сотни миллионов рублей, но в чем они конкретно мы понятия не имели. Это могли быть и нефтекачалки, и метизы, и спецтехника, и трамваи», – поясняет Константин Татаренков. 

Система позволяет видеть очень важный для предприятия показатель: какая номенклатура на какие детали изготавливается, на какой заказ. Появилась прозрачность в производственных процессах. Кроме того сильным положительным эффектом стала необходимость проводить изменения в системе организационного управления производством, решать задачи, связанные с отладкой техпроцессов, составов в электронном виде, вычищать остатки и т.д. Для справки: на момент начала запуска системы в опытную эксплуатацию выполнение номенклатурного плана сформированного в системе составляло около 50%, на момент окончания опытной эксплуатации – свыше 85%. 

В ближайшее время будет завершен проект по стоимостному учету незавершенной продукции. Есть планы на внедрение модуля ТОиР, что позволит не только производить продукцию, но и обеспечить ее качественное сервисное и послепродажное обслуживание. 

«Уралтрансмаш» работает с «Галактикой» 9 лет. В среднем, в год внедряем по 2 направления: логистика, складской учет, персонал, зарплатный проект. Мы сделали интеграцию с системами удаленного доступа и контроля, произвели электронный табельный учет. На сегодняшний день у нас внедрены практически все модули системы «Галактика ERP», а также система «Галактика АММ». 

Справка о компании:

Уральский завод транспортного машиностроения (АО «Уралтрансмаш») – российский завод, ведущий свою историю с 1817 года, выпускающий военную технику, а также трамвайные вагоны, станки-качалки, железнодорожную продукцию. Единственное предприятие в России, производящее самоходные артиллерийские установки. Расположено в Екатеринбурге, входит в состав Научно-промышленной корпорации «Уралвагонзавод». 

Корпорация «Галактика» – ведущий разработчик информационных бизнес-систем в странах СНГ. Компания с 1987 года самостоятельно создает, поставляет и поддерживает передовые ИТ-решения в области управления предприятием. Компетенции и опыт «Галактики» позволяют гарантировать качественную реализацию проектов и максимальный эффект для заказчика. Уральское отделение корпорации «Галактика» (г. Екатеринбург) работает на рынке с 1997 года. Специалисты компании выполняют работы различной степени сложности. 

«Галактика AMM» (advanced manufacturing management) – система управления производственными процессами сложных дискретных производств с позаказным и проектным типом управления. Решение было разработано в 2012 году и на сегодняшний день уже доказало свою эффективность у десятков предприятий. Ключевыми особенностями данного продукта является то, что он был специально спроектирован под задачи управления сложными позаказными производственными предприятиями, на основе наработанного за четверть века опыта реализации производственных проектов.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Мне кажется, что разногласий может и вовсе не быть. Я на практике применяю всё то, что когда-то чита... Барьер на пути брака: новый ПСР-проект «Летучий контроль»
Никакой контроль не образует качество. Качество должно быть встроено в процессы. Полностью согласен ... Барьер на пути брака: новый ПСР-проект «Летучий контроль»
Летучий контроль, ОТК и т.д. выдаётся за какую-то новизну. Качество продукции - это результат систем... Барьер на пути брака: новый ПСР-проект «Летучий контроль»
Поздравляем с Днем печати участников этого проекта, а также всех, кто создаёт корпоративные газеты и... Рейтинг корпоративных изданий промышленных компаний - 2022
Узнайте больше Система 5S 15 чек-листов, примеры, фото и многое другое
Система 5S