Как она повысит эффективность предотвращения столкновений техники и наездов на горнорабочих.
Состоялись опытно-промышленные испытания усовершенствованного тепловизионного комплекса, предотвращающего наезд на человека, на руднике «Северный» в Заполярном.
Система «Антинаезд» позволяет распознать человека даже в слепой зоне промышленной техники, а если он находится на дистанции менее 7 метров, запускает торможение техники. В основе работы комплекса передовые технологии – тепловизоры и нейронная сеть. Комплекс уже испытали на фронтальном погрузчике на промплощадке Кольской ГМК в Мончегорске.
Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!
Работа в подземных условиях требует особенно пристального внимания к вопросам охраны труда и промышленной безопасности. Чтобы максимально исключить риски и влияние человеческого фактора, специалисты усовершенствовали тепловизионный комплекс «Антинаезд» для работы в шахте на погрузочно-доставочных машинах (ПДМ).
– Система состоит из трех комплектующих, – рассказала главный менеджер департамента по инновациям и цифровым технологиям КГМК Александра Танасова. — Тепловизионные камеры определяют человека по тепловой сигнатуре, нейронная сеть также определяет человека и выделяет его на экране в кабине машиниста зеленым, когда человек находится в зоне распознавания, и красным, когда он в зоне торможения. Также у нас есть актуатор, который активирует вспомогательное торможение и заставляет машину останавливаться. За время работы над системой мы приспособили ее для подземной работы: загерметизировали все провода и расположили безопасно от проникновения агрессивной среды, укрепили тормозной трос. Сейчас мы готовы завершить наши промышленные испытания и перейти к следующему этапу апробации.
Испытания системы «Антинаезд» провели в реальных условиях работы погрузочно-доставочной машины на горизонте «минус 410». Тепловизионный комплекс показал себя с наилучшей стороны, распознавая людей даже за поворотом коридора шахты.
– Можно сказать, что все практические задачи, которые были поставлены для рабочей группы по внедрению системы выполнены. Сегодня мы посмотрели итоговый вариант отработки системы, произвели некоторые улучшения по передаче видеоаналитики для машиниста ПДМ. Система работает, как и было заявлено. Ее задача — без помощи или включения машиниста тормозить машину в случае, если в слепую зону зашел работник. Эта задача в полной мере системой выполняется. Мы на этом не останавливаемся, будем ее расширять, – поделился начальник управления профилактики травматизма КГМК Илья Сенченко.
Безопасность работников – в приоритете компании. Поэтому в сфере охраны труда Кольская ГМК внедряет инновационные передовые технологии.
– Все направлено на сохранение жизни работников, – подчеркнул Илья Сенченко. – Шахта — это очень сложный механизм, а большегрузная техника сама по себе несет опасность. В компании были случаи травматизма, связанные с наездом на работников. Поэтому было необходимо разработать систему для того, чтобы не то, чтобы минимизировать риск, а полностью его исключить. Для этого мы разработали данную систему. Она успешно прошла опытно-промышленные испытания на поверхности. Под землей задача была сложнее, но мы с ней тоже справились. Повсеместно в компании применяются передовые технологии. Мы не стоим на месте, развиваемся и стараемся исключить вообще труд людей в условиях высоких рисков.
В планах — оборудовать системой «Антинаезд» большее количество погрузочно-доставочных машин и другие виды промышленной техники.
– С точки зрения безопасности и рисков, которые возникают при работе самоходного дизельного оборудования и при большом количестве персонала, находящегося в шахте, в стесненных условиях, данная система просто необходима, – подчеркнул директор рудника «Северный» Николай Сафонов. — Она значительно повышает безопасность работ. Система сама в автомате видит персонал, и принимает решение об остановке, и выполняет эту функцию. Соответственно, не всегда также быстро могут водитель и пешеход взаимодействовать между собой. Поэтому эта система, конечно, нужна. Сейчас производится ее наладка, доработка, и в дальнейшем планируем тиражировать.
– Профильными специалистами, совместно с персоналом, управляющим данной категорией техники, была проверена и подтверждена работоспособность системы, теперь нам необходимо составить соответствующие документы — акты и протоколы, которые будут подтверждать результативность системы, готовность к ее тиражированию, установке на другие виды техники и распространению среди парка ПДМ. На данный момент система работает без нареканий, ее эффективность подтверждена. Планируем еще сделать доработку — распознавание не только людей по тепловому контуру, а также меток, вшитых в шахтные фонари у людей и непосредственно на технике рудника. Это нужно для того, чтобы повысить безопасность работы машиниста погрузочно-доставочной машины и других видов техники, – рассказала Александра Танасова.
Принять участие: проект «Цифровое производство»
Система «Антинаезд» позволяет подстраховать водителя промышленной техники в условиях плохой видимости или потери концентрации внимания.
– Система очень интересная, хорошая, – отметил машинист ПДМ Константин Краснорусский. — Работает она более эффективно, чем предыдущая, которая издавала звуковой сигнал. Эта же — останавливает машину. Когда сосредоточен на работе, к звуковым сигналам можно привыкнуть и перестать обращать внимание. Когда машина сама останавливается, это безопаснее. Допустим, я не заметил человека, который находился в опасной близости к машине со стороны мертвой зоны, и машина остановилась. То есть тут уже поневоле начинаешь внимание обращать, по сторонам смотреть, чтобы было понимание, почему машина остановилась.
Текст: Дарья СОЛОВЬЕВА. Фото: Агата Карасева (Kn51)