Попробуем смоделировать производственную безопасность к 2050 году.
В настоящее время любая компания, независимо от своего размера, месторасположения и рейтинга в мире, не имеет стабильного будущего без автоматизации, цифровизации, использования больших данных, искусственного интеллекта. Давайте в этой статье смоделируем производственную безопасность к 2050 году.
Можно с уверенностью сказать, что в области производственной безопасности будут превалировать два тренда: автоматизация и цифровизация, которые будут определять форматы личной и технологической безопасности и направленны на сведение к минимуму влияния человеческого фактора – минимизацию вероятности человеческой ошибки, а также возможных ее последствий.
Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!
Наибольшему изменению подвергнется сфера подготовки и обеспечения безопасности человека. Появится так называемый «подключенный человек» или «Homo Connecticus», который сможет получать необходимые данные, отслеживать параметры, оценивать риски своей работы в режиме реального времени и планировать ход своей работы. При этом у него не будет необходимости проводить непосредственный анализ всех входных данных. Это будут делать специально разработанные платформы, которые и будут предлагать подходящие решения.
Работник будет получать четкие поступенчатые указания по производству работ или решению внештатные ситуаций. Алгоритмы искусственного интеллекта будут намного эффективнее в проведении оценки опасностей и рисков в области их контроля, чем человек. Любые попытки уклонения от заданных правил и процедур будут незамедлительно и бескомпромиссно пресекаться умными машинами с рекомендацией к внеочередному инструктажу по соответствующей процедуре или к корректировке отношения и культуры безопасности.
Уверен, что претерпит изменения и сама система подготовки и обучения работников, которая будет начинаться с нейропсихологической диагностики предрасположностей посредством изучения мозга и степени развития его участков, оценки профпригодности человека к определенным профессиональным требованиям, целевого развития требуемых способностей и психологических черт, развития компетенций по базовым навыкам, таким как: умение провести поведенческий аудит, инструктаж или собрание по охране труда или остановку работ.
Получат распространение цифровые тренеры-программы. Одна из текущих проблем – подготовка и обучение нового поколения работников, которое приходит на рабочее место со все меньшим жизненным багажом и, как правило, более склонно к ошибкам. Виртуальная и дополненная реальность позволят не только быстро «прокачать» новичков по всем производственным процессам и ходу их выполнения, но и смогут воссоздать и вживую показать последствия небезопасных действий и нарушений, что реально сделает работника более безопасным и предусмотрительным.
«Умные» защитные очки с расширенной реальностью, высокопрочные средства защиты, способные выдерживать значительные механические, термические и коррозийные воздействия, станут обыденными вещами производственной экосистемы, как, впрочем, и экзоскелеты.
В отношении человека можно занять пессимистичную позицию, представив беспилотный автомобиль и место человека в нем. Но мне видится более оптимистичный сценарий, когда изменения создадут рабочие места, которые до сих пор не существовали и не существуют. Когда-то должность специалиста по культуре безопасности труда также вызывала недоумение и усмешку, сейчас каждая прогрессивная компания имеет такого человека. Даже беспилотный автомобиль не может функционировать без человека в нем. Задача «автопилота» повысить безопасность движения машины, а не заменить человека. По крайней мере, даже в среднесрочной перспективе человек обязательно будет присутствовать в процессе управления машинами и оборудованием в режиме контролера и корректора.
Автор: Артем Соловьев, заместитель главного инженера – начальник отдела ПБ, ОТ и Э ООО «ТаграС-РемСервис»