По данным Минкомсвязи России, 80% компаний осознают необходимость цифровизации, однако в данный момент на пути к ней находятся только 35%. Среди них СИБУР, который еще в 2017 году объявил о цифровой трансформации. К сегодняшнему дню она коснулась уже десятков процессов. Какие решения помогают компании повышать производительность, создавать интеллектуальные продукты и совершенствовать бизнес-модели?
Все самое интересное и уникальное мы публикуем в альманахе «Управление производством». 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!
«Для нефтехимической промышленности совокупный экономический эффект с долгосрочным конкурентным преимуществом исходит из принятия решений на основе данных как в производственных, так и в бизнес-процессах, – отмечает Алиса Мельникова, директор СИБУРа по цифровым и информационным технологиям на страницах спецвыпуска Chemical Week IHS Markit, посвященного СИБУРу. По ее мнению, внедряя инструменты, помогающие на основе аналитики принимать эффективные решения, компания осваивает data-driven-культуру – управление, основанное на данных. Именно расширенную аналитику, а также технологии машинного обучения, интернет вещей и оптимизацию продаж включают проекты «цифрового СИБУРа».
Беспилотный летательный аппарат ведет экологический мониторинг в Тобольске.
Весной 2020 года на предприятиях СИБУРа в Тобольске в связи с началом коронавирусных ограничений экологический мониторинг с помощью беспилотников стал еще более актуальным. Дроны занимались мониторингом на производстве и ранее, но теперь их подключили к охране окружающей среды, отбору проб воды и воздуха. В удаленных локациях такие операции логично осуществлять с помощью машин, однако заменить человека техникой можно даже на регулярных обходах для диагностики оборудования. Линейный обходчик должен знать его как свои пять пальцев, вовремя распознавать неполадки, используя знания, опыт и интуицию. Цена ошибки велика: в лучшем случае будет брак, в худшем – пострадают люди. Сократить влияние человеческого фактора до минимума и снизить аварийность помогает удаленный мониторинг с помощью интернета вещей. Технологические узлы оснащаются беспроводными датчиками, которые передают на пульты управления все параметры производства (температуру, давление и т.п.) и оперативно выявляют отклонения.
Другой способ усовершенствовать обслуживание оборудования – мобильный обход. Когда-то эту процедуру совершали только люди: персонал следил за показателями приборов, выявлял неисправности, регистрировал их на бумаге, затем составлял документы для ремонтных служб. Сегодня результаты обхода можно фиксировать в приложении на взрывозащищенном смартфоне и передавать в операторную. Сотрудник просто прикладывает смартфон к специальным NFC-меткам, получает описание оборудования и требования к нему, фиксирует информацию о дефектах. Результат – не только большая точность диагностики, но и больший объем данных, необходимых для последующей аналитики.
Еще один рабочий момент, давно нуждавшийся в оцифровке, – оформление наряда-допуска, необходимого для проведения ремонтных, высотных и особо опасных работ. Этот документ прежде делался вручную, в бумажном виде, а процедура его согласования могла занять несколько дней. Сейчас все можно подготовить в приложении. Это существенно экономит время, поскольку вся информация по работам, от места проведения до мер безопасности, заранее вносится в базу и утверждается. Непосредственно перед работами инженеру остается выбрать на смартфоне нужные строки, сформировать наряд-допуск для бригады и согласовать его с помощью ЭЦП – также через приложение.
Результаты мобильного обхода фиксируются в приложении на смартфоне и передаются в операторную.
Перефразируя известное изречение, «лучший ремонт – тот, которого удалось избежать». Такова миссия предиктивного обслуживания, которое основано на диагностике оборудования и контроле его состояния. Такое обслуживание может выявлять и устранять слабые места с помощью анализа данных, прогнозировать вероятные сбои в технологическом режиме, отслеживать ухудшение качества продукта или чрезмерные траты ресурсов, давать рекомендации операторам. Этого возможно добиться как с помощью инструментов продвинутой аналитики, так и благодаря моделированию физических и химических процессов. С его помощью также можно разрабатывать новые технологические схемы производства, выбирать оптимальный режим и состав сырья, оценивать экономический эффект и даже строить новые объекты, заранее «проигрывая» их работу на «цифровых двойниках».
На повышение качества продукции, контроль оборудования, соблюдение правил безопасности направлено использование систем видеоаналитики, которые включают в себя видеокамеры и специализированное программное обеспечение. Алгоритмы видеоаналитики, разработанные специалистами СИБУР Диджитал, позволяют использовать на предприятиях СИБУРа концепцию сигнализации «черный экран». Камеры наблюдают за технологическом процессом и выводят изображение на экране оператора – но только если в процессе фиксируются отклонения. Пока все в порядке, экран остается «черным» и не отвлекает на себя внимание оператора.
Узнать больше: Цифровая трансформация СИБУРа: что нового?
Понять, как технологические параметры производства меняют экономическую эффективность всего предприятия, позволяет система поддержки принятия решений ЭКОНС, работающая на математических моделях. Для человека такая задача в режиме реального времени непосильна, ведь на производство влияют сотни технологических параметров. Компьютерная же система визуализирует зависимость экономики от режима и помогает оператору сделать технологический процесс более эффективным с точки зрения прибыли.
Максимум общей операционной прибыли, которая рассчитывается с учетом всех затрат, дохода от продаж, технологических ограничений, – задача Real Time Optimization. Система используется, например, при производстве пиролиза углеводородов нефти, компримирования, разделения пирогаза. В зависимости от того, какие цены на ресурсы вводятся, система меняет режим пиролиза так, чтобы росла селективность процесса по наиболее ценным продуктам.
Система поддержки принятия решений визуализирует зависимость экономики от режима и помогает сделать технологический процесс эффективнее.
Уникальная для российской нефтехимии инициатива СИБУРа – бесплатные проекты по анализу клиентских производственных данных. Это помогает повысить эффективность и увеличить продажи, минимизируя инциденты при производстве, вызванные проблемами с оборудованием, нарушением технологии и т.д. СИБУР предлагает углубленную аналитику, которая позволит этого избежать, но которую не может себе позволить небольшое предприятие. Моделируя производственную цепочку на основе данных клиента, специалисты находят проблему и дают рекомендации, как ее устранить.
Алексей Винниченко, руководитель центра аналитики СИБУР Диджитал в интервью Сomputerworld рассказывает, что при анализе данных клиентов порой необходимо решать специфические задачи. «Мы используем слегка модифицированный Scrum и сразу создаем команду, в которую включены все необходимые представители заказчика, в том числе со стороны производства. Туда же входят дата-сайентисты, скрам-мастер и владелец продукта. Это позволяет, во-первых, исключить этап, когда все пишут друг для друга технические задания, которые обязательно будут неправильно поняты, а во-вторых, дает возможность двигаться короткими этапами и получать быструю обратную связь. Принцип fail fast позволяет сокращать издержки на погружение в процесс и быстро отбраковывать несостоятельные гипотезы. Участие заказчика в команде позволяет повысить вовлеченность и понизить затраты на коммуникацию, – объясняет Винниченко. – При этом к концу проекта наши аналитики разбираются в производственных процессах не хуже технологов, несмотря на отсутствие опыта и специального образования. Через данные можно довольно глубоко погрузиться в процессы, а плотное взаимодействие с производственниками позволяет ответить на возникающие в ходе этого вопросы».
О развитии проекта Алексей Винниченко говорит, что сейчас вектор работы направлен в сторону расширения круга клиентов: «Ближайший год, видимо, будет посвящен именно этому. Начали с «пленочников», а как только снимут ограничения, перейдем на «трубников» и «шинников». Накопив статистику и лучшие практики, сможем подумать и об интенсивном пути развития». Следующим этапом станет предоставление сервисов. «Рекомендательная модель будет работать на инфраструктуре СИБУРа, а клиент просто получит к ней доступ и в режиме реального времени будет видеть дашборд со своими метриками и рекомендациями. Этот сервис вполне можно «завернуть» в цифровой продукт нового поколения», – заключает Винниченко.
Однако цифровизация промышленности, несмотря на свою неизбежность, сталкивается с сопротивлением. Причина – перемены, которые трудно принять консервативным отраслям, и в первую очередь это метаморфозы не столько в технологиях, сколько в мышлении.
В 2020 году организация «Цифровая экономика», ГК «Цифра» и Минпромторг России в ходе исследования попытались определить препятствия для цифровизации отечественной промышленности. Как отметил Павел Христенко, директор по отраслевым направлениям «Цифровой экономики», пандемия обнажила «цифровую незрелость компаний». Несмотря на возросшую востребованность digital-инструментов, главными препятствиями для их внедрения остаются, помимо стоимости, низкий имеющийся уровень автоматизации и недоверие персонала к технологиям. Чтобы вести и ускорять диджитализацию, бизнесу нужна комплексная программа, основанная на четком представлении производственных и финансовых показателей, которых он будет добиваться с помощью «цифры». У многих крупных предприятий таких стратегий пока нет. Кроме них, согласно опросу, промышленные предприятия на пути к цифровизации нуждаются в модернизации производства и совершенствовании законодательства.
«В СИБУРе цифровая трансформация происходит одновременно с радикальной оптимизацией сквозных бизнес-процессов компании, связанных с производством и техобслуживанием, продажами, управлением цепочкой поставок и логистикой, а также организацией внутренних процессов работы сотрудников. – говорит Алиса Мельникова. – Успех цифровой трансформации определяется готовностью организации к масштабным изменениям и скоростью этих изменений».
Для организации полноценной цифровой экосистемы необходима не только соответствующая нормативная база, но и отраслевые стандарты – они важны для инженерной совместимости цифровых решений, упрощения проектирования и разработки различных систем. Как отметил глава Минпромторга Денис Мантуров, «стандартизация, от которой напрямую зависит успех цифровой трансформации, способна приносить в ВВП страны до 1% в год и около 3% в развитие экспорта». Первые стандарты цифровой промышленности, которые разработал технический комитет «Киберфизические системы» на базе Российской венчурной компании, были утверждены в начале августа 2020 года, а вторая серия стандартов – уже через несколько месяцев, в начале февраля. Прямо сейчас обсуждаются и другие проекты национальных стандартов, например в области умного производства.
Работу будущего объекта можно заранее «проиграть» на «цифровом двойнике».
По мнению Александра Курдина, руководителя исследований Управления по ТЭК АНО «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации», говорить о полноценной цифровой трансформации в нефтегазовой отрасли пока рано, однако поэтапно этот процесс будет происходить. По мировым прогнозам, внедрение цифровой автоматизации за 2016–2025 годы принесет мировому нефтегазовому сектору 220 млрд долл. чистой выгоды, аналитика и моделирование производственных процессов – 425 млрд, цифровизация рабочих мест – 100 млрд. При этом цифровизация нефтегазовой отрасли влечет и новые специфические риски. Предвосхитить их силами отдельных компаний, без создания масштабных платформ, будет трудно.
Опыт компании СИБУР и других представителей российской промышленности показывает, как цифровизация способна повысить эффективность работы компании, увеличивая прозрачность бизнес-процессов и качество производственной экспертизы, сокращая влияние человеческого фактора, снижая количество непредвиденных поломок. Однако главная роль цифровизации – трансформация самого бизнеса, системных изменений бизнес-моделей и экономических отношений не только внутри предприятия, но и за его пределами, что будет способствовать трансформации экономики в целом.