Сибур Клиентам 0 комментариев

Химия «цифры»: как digital-инструменты выводят бизнес на новый уровень

По данным Минкомсвязи России, 80% компаний осознают необходимость цифровизации, однако в данный момент на пути к ней находятся только 35%. Среди них СИБУР, который еще в 2017 году объявил о цифровой трансформации. К сегодняшнему дню она коснулась уже десятков процессов. Какие решения помогают компании повышать производительность, создавать интеллектуальные продукты и совершенствовать бизнес-модели?

Все самое интересное и уникальное мы публикуем в альманахе «Управление производством»300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!

«Для нефтехимической промышленности совокупный экономический эффект с долгосрочным конкурентным преимуществом исходит из принятия решений на основе данных как в производственных, так и в бизнес-процессах, – отмечает Алиса Мельникова, директор СИБУРа по цифровым и информационным технологиям на страницах спецвыпуска Chemical Week IHS Markit, посвященного СИБУРу. По ее мнению, внедряя инструменты, помогающие на основе аналитики принимать эффективные решения, компания осваивает data-driven-культуру – управление, основанное на данных. Именно расширенную аналитику, а также технологии машинного обучения, интернет вещей и оптимизацию продаж включают проекты «цифрового СИБУРа».

Беспилотный летательный аппарат ведет экологический мониторинг в Тобольске.

Оптимизировать подход

Весной 2020 года на предприятиях СИБУРа в Тобольске в связи с началом коронавирусных ограничений экологический мониторинг с помощью беспилотников стал еще более актуальным. Дроны занимались мониторингом на производстве и ранее, но теперь их подключили к охране окружающей среды, отбору проб воды и воздуха. В удаленных локациях такие операции логично осуществлять с помощью машин, однако заменить человека техникой можно даже на регулярных обходах для диагностики оборудования. Линейный обходчик должен знать его как свои пять пальцев, вовремя распознавать неполадки, используя знания, опыт и интуицию. Цена ошибки велика: в лучшем случае будет брак, в худшем – пострадают люди. Сократить влияние человеческого фактора до минимума и снизить аварийность помогает удаленный мониторинг с помощью интернета вещей. Технологические узлы оснащаются беспроводными датчиками, которые передают на пульты управления все параметры производства (температуру, давление и т.п.) и оперативно выявляют отклонения.

Другой способ усовершенствовать обслуживание оборудования – мобильный обход. Когда-то эту процедуру совершали только люди: персонал следил за показателями приборов, выявлял неисправности, регистрировал их на бумаге, затем составлял документы для ремонтных служб. Сегодня результаты обхода можно фиксировать в приложении на взрывозащищенном смартфоне и передавать в операторную. Сотрудник просто прикладывает смартфон к специальным NFC-меткам, получает описание оборудования и требования к нему, фиксирует информацию о дефектах. Результат – не только большая точность диагностики, но и больший объем данных, необходимых для последующей аналитики.

Еще один рабочий момент, давно нуждавшийся в оцифровке, – оформление наряда-допуска, необходимого для проведения ремонтных, высотных и особо опасных работ. Этот документ прежде делался вручную, в бумажном виде, а процедура его согласования могла занять несколько дней. Сейчас все можно подготовить в приложении. Это существенно экономит время, поскольку вся информация по работам, от места проведения до мер безопасности, заранее вносится в базу и утверждается. Непосредственно перед работами инженеру остается выбрать на смартфоне нужные строки, сформировать наряд-допуск для бригады и согласовать его с помощью ЭЦП – также через приложение.

Результаты мобильного обхода фиксируются в приложении на смартфоне и передаются в операторную.

Не допускать сбоя

Перефразируя известное изречение, «лучший ремонт – тот, которого удалось избежать». Такова миссия предиктивного обслуживания, которое основано на диагностике оборудования и контроле его состояния. Такое обслуживание может выявлять и устранять слабые места с помощью анализа данных, прогнозировать вероятные сбои в технологическом режиме, отслеживать ухудшение качества продукта или чрезмерные траты ресурсов, давать рекомендации операторам. Этого возможно добиться как с помощью инструментов продвинутой аналитики, так и благодаря моделированию физических и химических процессов. С его помощью также можно разрабатывать новые технологические схемы производства, выбирать оптимальный режим и состав сырья, оценивать экономический эффект и даже строить новые объекты, заранее «проигрывая» их работу на «цифровых двойниках».

На повышение качества продукции, контроль оборудования, соблюдение правил безопасности направлено использование систем видеоаналитики, которые включают в себя видеокамеры и специализированное программное обеспечение. Алгоритмы видеоаналитики, разработанные специалистами СИБУР Диджитал, позволяют использовать на предприятиях СИБУРа концепцию сигнализации «черный экран». Камеры наблюдают за технологическом процессом и выводят изображение на экране оператора – но только если в процессе фиксируются отклонения. Пока все в порядке, экран остается «черным» и не отвлекает на себя внимание оператора.

Узнать больше: Цифровая трансформация СИБУРа: что нового?

Только верные решения

Понять, как технологические параметры производства меняют экономическую эффективность всего предприятия, позволяет система поддержки принятия решений ЭКОНС, работающая на математических моделях. Для человека такая задача в режиме реального времени непосильна, ведь на производство влияют сотни технологических параметров. Компьютерная же система визуализирует зависимость экономики от режима и помогает оператору сделать технологический процесс более эффективным с точки зрения прибыли.

Максимум общей операционной прибыли, которая рассчитывается с учетом всех затрат, дохода от продаж, технологических ограничений, – задача Real Time Optimization. Система используется, например, при производстве пиролиза углеводородов нефти, компримирования, разделения пирогаза. В зависимости от того, какие цены на ресурсы вводятся, система меняет режим пиролиза так, чтобы росла селективность процесса по наиболее ценным продуктам.

Система поддержки принятия решений визуализирует зависимость экономики от режима и помогает сделать технологический процесс эффективнее.

Цифровая поддержка клиентов

Уникальная для российской нефтехимии инициатива СИБУРа – бесплатные проекты по анализу клиентских производственных данных. Это помогает повысить эффективность и увеличить продажи, минимизируя инциденты при производстве, вызванные проблемами с оборудованием, нарушением технологии и т.д. СИБУР предлагает углубленную аналитику, которая позволит этого избежать, но которую не может себе позволить небольшое предприятие. Моделируя производственную цепочку на основе данных клиента, специалисты находят проблему и дают рекомендации, как ее устранить.

Алексей Винниченко, руководитель центра аналитики СИБУР Диджитал в интервью Сomputerworld рассказывает, что при анализе данных клиентов порой необходимо решать специфические задачи. «Мы используем слегка модифицированный Scrum и сразу создаем команду, в которую включены все необходимые представители заказчика, в том числе со стороны производства. Туда же входят дата-сайентисты, скрам-мастер и владелец продукта. Это позволяет, во-первых, исключить этап, когда все пишут друг для друга технические задания, которые обязательно будут неправильно поняты, а во-вторых, дает возможность двигаться короткими этапами и получать быструю обратную связь. Принцип fail fast позволяет сокращать издержки на погружение в процесс и быстро отбраковывать несостоятельные гипотезы. Участие заказчика в команде позволяет повысить вовлеченность и понизить затраты на коммуникацию, – объясняет Винниченко. – При этом к концу проекта наши аналитики разбираются в производственных процессах не хуже технологов, несмотря на отсутствие опыта и специального образования. Через данные можно довольно глубоко погрузиться в процессы, а плотное взаимодействие с производственниками позволяет ответить на возникающие в ходе этого вопросы».

О развитии проекта Алексей Винниченко говорит, что сейчас вектор работы направлен в сторону расширения круга клиентов: «Ближайший год, видимо, будет посвящен именно этому. Начали с «пленочников», а как только снимут ограничения, перейдем на «трубников» и «шинников». Накопив статистику и лучшие практики, сможем подумать и об интенсивном пути развития». Следующим этапом станет предоставление сервисов. «Рекомендательная модель будет работать на инфраструктуре СИБУРа, а клиент просто получит к ней доступ и в режиме реального времени будет видеть дашборд со своими метриками и рекомендациями. Этот сервис вполне можно «завернуть» в цифровой продукт нового поколения», – заключает Винниченко.

Преодолеть барьеры

Однако цифровизация промышленности, несмотря на свою неизбежность, сталкивается с сопротивлением. Причина – перемены, которые трудно принять консервативным отраслям, и в первую очередь это метаморфозы не столько в технологиях, сколько в мышлении.

В 2020 году организация «Цифровая экономика», ГК «Цифра» и Минпромторг России  в ходе исследования попытались определить препятствия для цифровизации отечественной промышленности. Как отметил Павел Христенко, директор по отраслевым направлениям «Цифровой экономики», пандемия обнажила «цифровую незрелость компаний». Несмотря на возросшую востребованность digital-инструментов, главными препятствиями для их внедрения остаются, помимо стоимости, низкий имеющийся уровень автоматизации и недоверие персонала к технологиям. Чтобы вести и ускорять диджитализацию, бизнесу нужна комплексная программа, основанная на четком представлении производственных и финансовых показателей, которых он будет добиваться с помощью «цифры». У многих крупных предприятий таких стратегий пока нет. Кроме них, согласно опросу, промышленные предприятия на пути к цифровизации нуждаются в модернизации производства и совершенствовании законодательства.

«В СИБУРе цифровая трансформация происходит одновременно с радикальной оптимизацией сквозных бизнес-процессов компании, связанных с производством и техобслуживанием, продажами, управлением цепочкой поставок и логистикой, а также организацией внутренних процессов работы сотрудников. – говорит Алиса Мельникова. – Успех цифровой трансформации определяется готовностью организации к масштабным изменениям и скоростью этих изменений».

Для организации полноценной цифровой экосистемы необходима не только соответствующая нормативная база, но и отраслевые стандарты – они важны для инженерной совместимости цифровых решений, упрощения проектирования и разработки различных систем. Как отметил глава Минпромторга Денис Мантуров, «стандартизация, от которой напрямую зависит успех цифровой трансформации, способна приносить в ВВП страны до 1% в год и около 3% в развитие экспорта». Первые стандарты цифровой промышленности, которые разработал технический комитет «Киберфизические системы» на базе Российской венчурной компании, были утверждены в начале августа 2020 года, а вторая серия стандартов – уже через несколько месяцев, в начале февраля. Прямо сейчас обсуждаются и другие проекты национальных стандартов, например в области умного производства.

Работу будущего объекта можно заранее «проиграть» на «цифровом двойнике».

Новая реальность

По мнению Александра Курдина, руководителя исследований Управления по ТЭК АНО «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации», говорить о полноценной цифровой трансформации в нефтегазовой отрасли пока рано, однако поэтапно этот процесс будет происходить. По мировым прогнозам, внедрение цифровой автоматизации за 2016–2025 годы принесет мировому нефтегазовому сектору 220 млрд долл. чистой выгоды, аналитика и моделирование производственных процессов – 425 млрд, цифровизация рабочих мест – 100 млрд. При этом цифровизация нефтегазовой отрасли влечет и новые специфические риски. Предвосхитить их силами отдельных компаний, без создания масштабных платформ, будет трудно.

Опыт компании СИБУР и других представителей российской промышленности показывает, как цифровизация способна повысить эффективность работы компании, увеличивая прозрачность бизнес-процессов и качество производственной экспертизы, сокращая влияние человеческого фактора, снижая количество непредвиденных поломок. Однако главная роль цифровизации – трансформация самого бизнеса, системных изменений бизнес-моделей и экономических отношений не только внутри предприятия, но и за его пределами, что будет способствовать трансформации экономики в целом.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Толковая статья автора-практика. Полная версия - в крайнем номере альманаха "Управление произво... Из личного опыта: как вовлечь сотрудников в процесс непрерывного совершенствования
Никакая программа не позволяет "выявлять причины брака", только сигналы об изменениях в пр... За качество берётся статистика: SPC на «КАМАЗе»
Добрый день, Статистическое управление процессами - это не сравнение контролируемых значений с г... За качество берётся статистика: SPC на «КАМАЗе»
Узнайте больше Система 5S 15 чек-листов, примеры, фото и многое другое
Система 5S