AVA LRPi 0 комментариев

Секреты производственного планирования, или как «СибзаводАгро» выполняет заказы точно вовремя

О том, как современная система управления производством помогает «СибзаводАгро» сокращать потери и своевременно выполнять заказы.

О том, как современная система управления производством помогает «СибзаводАгро» сокращать потери и своевременно выполнять заказы, рассказывает заместитель генерального директора компании Юлия Наумова (на фото). 

Все начиналось, как обычно... Для менеджмента собственное производство было полностью черным ящиком: детали не маркировались, их перемещение не всегда отслеживалось, очередь заказов формировалась вручную. Все это серьезно усложняло производственное планирование. Но это еще не главная проблема. Дело в том, что в сельхозтехнике вы должны уметь производить молниеносно, ибо матушка-природа не будет ждать. Вы не можете ей сказать: «Погоди, матушка, я тут еще пару недель сеялку буду производить». К тому моменту посевная уже закончится. 

На этом рынке побеждает тот, кто делает быстро и вовремя. Это ключевое условие. Мы понимали, что ситуацию пора менять и поставили перед собой задачу вывести уровень производства вовремя до 97-99%. Амбициозная, интересная задачка.

Несколько лет наша компания пыталась решить вопрос управления производством на базе самого распространенного ПО, однако закончилось это попросту ничем. Впустую потраченные деньги и несколько лет бесплодных усилий. Было решено отбросить этот проект и начать заново, с другой командой и с другим ПО. 

И самое главное: было решено перестать изобретать велосипед. Решили искать готовое решение, которое уже неоднократно внедрялось на машиностроительных заводах. И вот, такие команда и продукт были найдены. Это AVA LRPi. Что удивительно, для нас без проблем организовали визиты на предприятия, где этот продукт уже работает. Нас довольно любезно встретили, все рассказали и показали. Оказалось, решения есть, и их не надо изобретать.

AVA LRPi – российский программный продукт для управления производством на базе методик ТОС (Theory of Constraints, Теория ограничений). Внедрение продукта позволяет поднять исполняемость заказов точно в срок до уровня 97-99%.

Проект внедрения новой системы управления производством на «СибзаводАгро» стартовал в 2021 году. По сути, задача менеджмента завода заключалась в выполнении пошаговых инструкций из дорожной карты внедрения, которую нам предоставили разработчики. Главное, что от нас требовалось, – это качественные данные. А именно:

 

  • качественный справочник номенклатуры, где нет дублей, а номенклатура не противоречива и понятна всем,
  • качественные составы изделий,
  • описанная технология,
  • качественные остатки.

 

Забегая вперед, отмечу, что именно с остатками было больше всего проблем. Провести полноценную инвентаризацию на ходу – задача невыполнимая, поэтому месяца три после запуска продукта в промышленную эксплуатацию пришлось страдать. 

С первыми тремя пунктами справились за полгода – благо все это было в приличном состоянии, ибо завод несколько лет уже пытался наладить качественное управление.

Были обозначены ключевые задачи, на которых надо сконцентрироваться. 

 

1. Что, когда и на каком рабочем центре (РЦ) мы должны производить.


Основой для построения очередей должен быть только состав изделий, текущая конфигурация заказов и остатков различных уровней. НИКАКОГО ручного формирования планов производства, никакого ручного вмешательства в построение очередей.

Когда построили динамические очереди перед каждым РЦ, то обнаружили много нового и удивительного. Оказывается, часть деталей всегда пролетала мимо рабочего центра и обнаруживалась эта нехватка только на сборке, после чего они изготавливались в пожарном режиме.

 
Рис. 1. Автоматизированное построение очередности производственных операций

 

2. Идентификация деталей.


На заводе постоянно терялись детали, это просто наша перманентная боль. Ты изготавливаешь деталь, она никак не маркируется. А потом ее теряют. Нет, она, конечно, где-то есть, лежит себе спокойно, но никто не может ее найти. При этом все видят какие-то лежащие в цеху детали, и никто не может понять, что это такое и куда это девать.

Для решения этой проблемы внедрили систему идентификации по специальным талонам, которые прилагаются к сменному заданию. На них написано, что это за деталь и куда она должна быть перемещена. Более того, на талоне есть даже эскиз детали, чтобы случайно не прицепить к ней чужой талон. Талон крепится обычным магнитом. Все, вопрос с идентификацией был снят раз и навсегда.  


 
Рис. 2. Идентификационный талон для маркировки детали

 

3. Построение динамической очереди закупок.


Как и с очередностью операций на рабочих центрах – теперь никаких ручных заявок от мастеров. Только автоматическое построение на базе состава, текущего портфеля заказов, текущих остатков, уже размещенных заказов поставщикам и конкуренции за запасы.

Кстати, этот подход применяется и для вспомогательных материалов. И именно автоматическое построение очереди закупок заставило мастеров регулярно списывать в программе вспомогательные материалы. Пока не спишешь аргон, система не отправит его в закупку.


 
Рис. 3. Автоматизированное построение очередности закупок


4. Ключевые позиции.


Это специальный инструмент для руководства, позволяющий не распылять внимание и заниматься только тем, что держит процесс.

Как только заказ попадает в опасную зону с точки зрения его исполнения, руководству поступает сигнал и оно обращает внимание только на ключевую позицию состава, которая держит заказ. Это позволило избежать бесконечных совещаний по вопросу задержек в выполнении заказа, на которых все равно ничего не ясно. Ты собираешь совещание, тратишь драгоценное время (и свое, и сотрудников), а в результате понимаешь, что ничего не понимаешь.

 

5. Скрытые процессы.


Анализируя свои процессы в ходе внедрения нового инструмента, мы обнаружили интересную деталь. Ты производишь деталь и контролируешь этот процесс. Затем начинается процесс ее перемещения на другой РЦ, где она должна обрабатываться. И оказалось, что этот процесс уже никем не контролируется на безусловном уровне. Да, если мастер не забудет, то ее перевезут. А если забудет?

Тогда мы операцию транспортировки тоже ввели в технологию и построили для транспортировщика свою очередь. Это сняло кучу проблем. Во-первых, мастеру не надо думать, что и куда переместить в первую очередь, во-вторых, никто не бегает за распредами (которые и отвечают за транспортировку), все видят транспортировочную очередь, этот процесс перестал быть скрытым. Перемещение деталей в цеху стало понятным.

Еще одним скрытым процессом оказалась подготовка к сборке. Выяснилось, что сборщики тратят кучу времени на решение проблем с недостающими деталями и комплектующими. Раньше именно сборщик являлся «инструментом» для выяснения потребности в деталях. Начинаем сборку – и только тогда выясняем, чего не хватает. Разумеется, пока сборщик бегает по цеху в поисках нужной детали, процесс сборки стоит, ведь драгоценный сборщик, вместо того, чтобы выполнять свою непосредственную работу, вынужден заниматься поисками. Так сборка еще и узкое место!

Для решения этой проблемы ввели комплектовочную технологическую операцию, чтобы комплектовщик по своему сменному заданию проверял наличие всех необходимых деталей и материалов. И только после подтверждения со стороны комплектовщика у сборщика загорается зеленым цветом сборочная операция.

 

6. Терминалы в цехе.


В цехе на всех участках поставили терминалы, чтобы работники могли сами, без участия мастера брать себе работу и закрывать задания при помощи сканеров QR-кода. Да, не все могут это делать в силу возраста и боязни компьютеров, но в целом, это существенно ускорило процесс и придало оперативности. Не нужно ждать, пока мастер что-то там закроет, многие процессы стали управляться почти в режиме онлайн.

 

Что в результате


Практически полностью решена проблема задержек и сбоев в производственном процессе. На сегодняшний день несвоевременная отгрузка заказа возможна только из-за самого заказчика, который не приехал или не оплатил вовремя. Со стороны завода срывов заказов практически не бывает. Внедрение системы управления производством стало важным шагом в стратегии развития «СибзаводАгро», обеспечивая его конкурентоспособность и устойчивость в условиях быстро меняющегося рынка.

Реклама ИП Попов Александр Ярославич ИНН 772207976780 erid 2SDnjetsSsH

0 комментариев
Отправить
обсуждения
отличная статья, есть очень интересные мысли у экспертов Тренды ТОиР 2026: футура здесь нет — есть реальность
статья познавательная, было бы круто, если бы еще сервисы написали конкретные, как тут https://weeek... Канбан
Авторы цитируемых исследований, с моей точки зрения, борются с «ветряными мельницами», т.е. перепута... Lean-учет и ABC-costing: методика учета затрат в «переходный» период внедрения Бережливого производства
Концепции "Точно вовремя" (Бережливое производство) и "Предупреждение несоответствий&... Почему MES и QMS становятся основой управления производством
Это уже рекламная информация. Захочет производитель - добавим. Экзоскелет в помощь: как снизить тяжесть труда на складе
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”