Что: Автоматизированная система диспетчиризации горнотранспортного комплекса «Карьер». Где: Стойленский ГОК, рудоуправление, автотранспортный цех. Зачем: Повышение производительности автосамосвалов и экскаваторов.
Создание цифрового программного продукта для отслеживания и управления работой горнотранспортного комплекса карьера в режиме онлайн стало развитием проекта, начатого еще 15 лет назад. Решение дало возможность управлять логистикой и качеством отгружаемой шихты.
Все самое интересное и уникальное мы публикуем в альманахе «Управление производством». 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!
Процесс добычи железной руды начинается со взрыва. Взорванную горную массу экскаваторы грузят в автосамосвалы. Те доставляют ее на перегрузочные склады для усреднения. Это непрерывный процесс, в котором одновременно задействованы 12 карьерных экскаваторов и 30 «БелАЗов».
Для того чтобы горная техника работала максимально эффективно, необходимо умное программное обеспечение, о внедрении которого специалисты Стойленского ГОКа задумались еще 15 лет назад. И уже в 2006 году на комбинате появилась автоматизированная система диспетчеризации «Карьер». Она отработала на комбинате более десяти лет. На момент ввода в эксплуатацию АСД «Карьер» считалась самой передовой: функционал системы позволял вести учет объемов и качества добытой руды. Однако дальнейший анализ ситуации и распределение техники в течение смены ложились на плечи горного мастера. Система диспетчеризации «видела», где находятся самосвалы и экскаваторы, могла подсчитывать их загрузку и простои, но к самостоятельным решениям была не готова.
Стало понятно: необходимо не просто отслеживать, но и управлять работой горнотранспортного комплекса карьера в режиме онлайн. Для того чтобы система начала «думать», программное обеспечение было существенно доработано, после чего значительная часть тактики ведения горных работ была делегирована компьютеру. Для этого на экскаваторах и большегрузных самосвалах установили оборудование, работающее в высокочастотном диапазоне Wi-Fi Mesh. Первоначально эта технология разрабатывалась для ведения танкового боя. Как она работает? Система создает сеть Wi-Fi на большой площади, где каждая единица оборудования связи является ретранслятором (передатчиком) для быстрой передачи данных. Это помогло АСД «накрыть» весь карьер и получать всю необходимую информацию с самосвалов и экскаваторов в реальном времени.
Дмитрий Ковальчук, главный инженер рудоуправления:
– Система сама распределяет машины и дает задание. Выезжая с перегрузки, водитель на специальном дисплее видит экскаватор, к которому он должен подъехать. Программа самостоятельно высчитывает точку загрузки самосвала, направляет его на нужный склад для выгрузки горной массы и подсказывает, где загрузиться в следующий раз. Она оптимизирует пробег транспорта и помогает добиться высокого качества отгружаемой шихты на перегрузочных складах. Еще одна важная задача АСД – снижение простоев и эффективное использование рабочего времени используемой техники.
Александр Татьянин, начальник управления автоматизации, метрологии и систем менеджмента СГОКа:
– Автоматизированная система диспетчеризации нового поколения позволила решить целый ряд важных задач. Например, появилась возможность диагностики дорожного полотна, на котором работает горная техника. Это позволяет вовремя ремонтировать дорогу и тем самым увеличивать ресурс большегрузных самосвалов. Но основная цель АСД «Карьер» – повышение производительности. В 2020 году она увеличилась на 6,6% по сравнению с показателями 2017 года.