Смоленский атом 0 комментариев

Все как на ладони: проект «ЕОС-Прослеживаемость» на Смоленской АЭС

Расскажем о проекте Росатома по цифровизации материальных потоков с применением автоматической маркировки.

Все материально-технические ресурсы (а это порядка 17 тысяч наименований), хранящиеся на центральных складах Смоленской АЭС, полностью идентифицированы штриховым кодированием. Автоматическая маркировка – результат внедрения Единой отраслевой системы прослеживаемости и шаг на пути к получению статуса «Цифровое ПСР-предприятие».

Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!

Экосистема учета 

В электроэнергетическом дивизионе проектом руководит глава аппарата генерального директора концерна «Росэнергоатом» Светлана Дубровина, на Смоленской АЭС – заместитель директора Николай Шипилов. 

– «ЕОС-Прослеживаемость» – проект Росатома по цифровизации материальных потоков с применением автоматической маркировки. Он стартовал в октябре 2020 года, уже реализуется более чем на 150 предприятиях, – отметил Николай Шипилов. – Цель – создать единую экосистему электронного учета запасов, повысить прозрачность движения материалов, инструментов и оборудования во всем контуре отрасли.

В единой команде 

Пилотными в Росэнергоатоме были определены Балаковская и Ростовская АЭС. Накопленный ими опыт пригодился нашей атомной станции, попавшей во вторую волну внедрения. В феврале 2023 года начали с центральных складов управления производственно-технической комплектации (УПТК), что объяснимо. Дело в том, что склад взаимодействует со всеми подразделениями, его задача – не только получать, хранить и выдавать товарно-материальные ценности, но и планировать, управлять, координировать их перемещение, выстраивать эффективную логистику. 

Заведующие складами первыми приступили к освоению системы. Чтобы быстрее к ней подключиться, прикладывали максимум усилий: учились, вникали, разбирались в нововведении. Помогала команда Гринатома (IT-интегратора концерна) и волгодонские коллеги. Благодаря хорошей командной работе, поддержке директора Павла Лубенского и главного инженера Алексея Лещенко обеспечен достойный темп реализации проекта.

Штрихкод в помощь 

Как в УПТК достигали целевых ориентиров? Сначала закупали, настраивали и осваивали специальное оборудование. Сведения о помещениях, имевшихся и поступавших на склад ТМЦ заносили в систему управления терминалами, автоматически присваивающую уникальные знаки – электронные метки-идентификаторы, их распечатывали на термотрансферном принтере и приклеивали на объекты учета вместо бумажных ярлыков. Распознают вшитую в штрихкоды информацию терминалы сбора данных (ТСД) – аппараты два в одном: мини-компьютер (размером со смартфон) и сканер. На их экранах – исчерпывающие данные: поставщик, номер партии, дата оприходования на склад, номер акта входного контроля, имеющееся количество, дата выдачи.

– Естественно, ТСД без программного обеспечения – просто железка: считает штрихкод, но не отразит данные об объекте, – рассказывает начальник отдела информационно-коммуникационных технологий Олег Пенкин. – За передачу информации из системы учета на терминал и обратно отвечает специализированный софт – отечественная разработка на платформе 1 С ERP, соответствующая национальным целям по импортозамещению. Наше подразделение с технической точки зрения организовывает доступ персонала, имеющего на то право, к информации об используемых инструментах, оборудовании, сырье и материалах. 

На эффективность использования складов также направлена их модернизация: на открытых площадках реконструировали навесы, на закрытых – организовали вертикальное хранение, провели зонирование и маркировку каждого стеллажа, яруса, ячейки. То есть все ТМЦ «прописаны» по собственному адресу, и их текущее местоположение известно в любой момент. Кстати, индивидуальные коды присвоены даже заведующим складами, так как система авторизуется только по конкретному пользователю.

Меньше ручного труда 

– Самое сложное было начать, хотя мне интересно разбираться, пробовать что-то новое в своей работе. Многое постигала по инструкциям, а потом и остальных коллег в коллективе обучала, а сейчас помогаю ответственным в цехах. В целом схема удобная, надо только привыкнуть. Уже очевидны плюсы, которые принес с собой проект «ЕОС-Прослеживаемость», – утверждает Ольга Аванесян, которая за год выросла из заведующей складом до инженера. – Раньше вносили и обрабатывали данные обо всех объектах учета вручную. Теперь исключен ручной труд, что повысило оперативность и исключило ошибки. Перестраиваясь под новые задачи, мы фактически провели глобальную инвентаризацию всего имущества. 

Заведующие складами больше не тратят время на бесконечное хождение от рабочего места со стационарным компьютером до склада и обратно, не преодолевают расстояния в поисках нужных ТМЦ с накладной и карандашом в руках. Имея портативные терминалы, они могут решать все задачи на месте. Пока терминалов, уже полностью задействованных в системе прослеживаемости, двенадцать, совсем скоро подключатся еще 250, ими будут пользоваться в цехах назначенные сотрудники.

Ускорение процессов 

В цехах система начала распространяться в ноябре 2023 года. По решению центрального аппарата к подразделениям первого приоритета отнесены электрический цех, цех централизованного ремонта, цех по обращению с РАО, а также все цеха, находящиеся в подчинении директора, его заместителей, главного бухгалтера и главного инспектора. Второй приоритет – цеха, подчиненные главному инженеру. С небольшой разницей по срокам им необходимо «закодировать» все свои помещения, которых очень много – 8580 (к примеру, только у ЭЦ их 1287, а у цеха ТАИ – 1067). 

Дальше – больше: в подразделениях оцифруют информацию абсолютно обо всех материальных ценностях – от простых расходных материалов (ручек, бумаги, картриджей) до рабочего инструмента и сложного оборудования (реакторов, турбин, трубопроводов). 

– После того как «ЕОС-Прослеживаемость» полностью внедрим на атомной станции, можно будет, сканируя электронные метки, отслеживать весь жизненный путь объектов учета: не только приемка, размещение, перемещение на складе, проведение инвентаризации, но и передача в эксплуатацию, списание,– рассказывает начальник отдела УПТК Андрей Губин.– В разы снизится эмоциональная и физическая нагрузка на персонал, ускорятся процессы при работе с материальными потоками, повысится скорость обработки операций и их прозрачность. 

По мнению главного бухгалтера Светланы Горшковой, «ЕОС-Прослеживаемость» важна и с точки зрения налаживания взаимодействия бухгалтерского и складского учета. Онлайн-обновление в базе данных информации о движении ТМЦ (к примеру, при передаче из цеха в цех) исключит несовпадения реальных остатков запасов на складе и числящихся в бухгалтерской системе, упростит и сократит по времени процесс инвентаризации на складах и в цеховых кладовых. 

– Бухгалтерия является активным участником проекта, – отмечает Светлана Горшкова. – Задач более чем достаточно: анализ статистики по документам, минуя систему управления терминалами, поддержка, координация коллег на пути к достижению целевых значений, консультации по возникающим проблемам, не раз инициировали встречи-совещания, чтобы проработать сложные вопросы. 

Еще больший эффект будет получен, когда внедрение единой отраслевой системы прослеживаемости завершит смоленский филиал «Атомэнергоремонта». Уйдет в прошлое бумажный документооборот с генеральным подрядчиком, который активно подключился к проекту.

Текст: Инна Косенкова. Фото: Виктор Давыдов

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Борис Кац, Спасибо за Вашу оценку. Это перевод для одного из номеров альманаха "Управление прои... Кейс: ТО с целью повышения надежности (RCM) и анализ видов и последствий отказов (FMEA)
Интересная статья. К сожалению, не вижу возможности связаться с ее автором - Натальей Коношенко. Кейс: ТО с целью повышения надежности (RCM) и анализ видов и последствий отказов (FMEA)
При помощи какого инструмента был реализован данный инфоцентр? Excel или специальный софт? От «аналога» к «цифре»: электронный инфоцентр на «Азоте»
Екатерина Севостьянова, вот ещё источник - система ТРМ выдаёт 16 видов: Структура потерь на произво... Потери (muda)
Дд. Все чаще слышу о 13 ти видах потерь, но источники выдают лишь 12ть. Что это за доп вид потерь? Потери (muda)
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”